double arrow

Интеграция правового знания модерн и постмодерн в праве


Дифференциация и интеграция научного знания.

-организация исследований «на стыке» смежных дисциплин;

-разработка научных методов,имеющих значение для многих наук;

-поиск «объединительных» теорий и принципов.

Важная закономерность развития науки – единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.Современная наука насчитывает около 15 тыс. различных научных дисциплин.Рост научного знания сопровождался его непрерывной дифференциацией,т.е. разделением,дроблением на все более мелкие разделы и подразделы.Количество самоопределяющихся в качестве самостоятельных научных дисциплин непрерывно растет.
В рамках классического естествознания стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы и отображающих их научных дисциплин.Начали возникать смежные дисциплины типа физической химии,химической физики,биохимии,биогеохимии и т.д. Основные фундаментальные науки настолько сильно диффундировали друг в друга,что пришла пора задуматься о единой науке о природе.Интеграция естественно-научного знания стала ведущей закономерностью его развития.
Формы проявления интеграции:

-в организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин;

-в разработке «транс дисциплинарных» научных методов,имеющих значение для многих наук (спектральный анализ,хромотография,компьютерный эксперимент);

-в поиске «объединительных теорий» и принципов,к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (гипотеза «Великого объединения» всех типов фундаментальных взаимодействий в физике,глобальный эволюционный синтез в биологии,физике,химии и т.д.);

-в разработке теорий,выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем,кибернетика,синергетика);

-в изменении характера решаемых современной наукой проблем – они по большей части становятся комплексными,требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы,проблема возникновения жизни и пр.).
дифференциация и интеграция в развитии естествознания – взаимодополнительные тенденции





ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН

Модернизм (фр. moderne – новейший, современный) как феномен имел в истории культуры разные объяснения: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п.); как направление в католицизме, которое стремится к обновлению вероучения на основе науки и философии; как осмысление качественно новых феноменов или качественно новой интерпретации уже известного в философии.

Так, к модернизму в свое время относили:

– позитивизм;

– марксизм;

– Просвещение.

Философский постмодерн – специфика философской мысли, которая представлена следующими именами:

– Жак Лакан;– Жак Деррида;– Жорж Батай;

Главная задача постмодернистов – сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.

Основные принципы постмодерна:

– объективная сущность – иллюзия;– истина неоднозначна, множественна;

– обретение знания – это бесконечный процесс пересмотра словаря;– действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;

– человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар. В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.

Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской – в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.

Постмодернизм представлен современными:

– постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);

– прагматизмом (Р. Рорти).

В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум – общение людей, а главное в нем – интересы личности, «собеседника».Постмодернист, французский философ Жак Деррида – один из ярчайших представителей современного постструктурализма.Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования – философствование без субъекта.

Постмодернизм – это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.

Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: