Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Общение в социальной психологии образования

План

1. Понятие общения в социальной психологии образования.

2. Общение как основа образовательного процесса

3. Виды и уровни, средства общения.

4. Педагогическое общение

5. Структура и функции общения (коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения).

6.  Критерии удовлетворенности общением.

7. Коммуникации и взаимодействие в образовательном процессе

 

 

Структура социальной власти в малой группе

План

1. Структура социальной власти в малой группе.

2. Лидерство и руководство: единство и различие.

3. Виды лидерства. Типы руководства.

4. Функции лидера. Теории лидерства. Стили лидерства.

5. Лидерство в малой группе.

 

 

Учебная группа в образовательной среде

План

1. Психологическая структура школьного класса (студенческой группы)

2. Ученик (студент) в системе личных отношений. Динамика личных отношений.

3. Методы организации совместной деятельности.

4. «Трудный класс» (группа) и их типология.

5. Буллинг: понятие, причины, последствия, преодоление.

6. Психологическая помощь «трудному классу (группе)»

 

Психология межличностных отношений

План

1. Понятие отношения. Специфика межличностных отношений.

2. Виды и психологическая структура межличностного социального взаимодействия.

3. Механизмы и факторы формирования личностных отношений и взаимоотношений.

4. Основные направления исследований в психологии отношений.

5. Отношения близости и сотрудничества: основные феномены и характеристика

6. Динамика межличностных отношений.

7. Негативные отношения. Способы разрешения и предупреждения конфликтов

 

Функция, структура, динамика и профилактика конфликта

План

1. Понятие о конфликте, его функциях, структуре

2. Виды конфликтов

3. Условия возникновения социальной напряженности

4. Стадии протекания конфликтов. Динамика конфликтов

5. Стратегии разрешения конфликтов. Методы разрешения конфликта.

6. Психологическая помощь педагогу в ситуации конфликта.

7. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.

8. Педагогическое управление конфликтом между учащимися

9. Негативные отношения. Способы разрешения и предупреждения конфликтов

Психология совместной деятельности

План

1. Понятие совместной деятельности. Признаки и структура совместной деятельности.

2. Субъект совместной деятельности. Свойства субъекта совместной деятельности.

3. Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности.

4. Стратегии поведения и типы взаимодействия участников совместной деятельности.

5. Способы организации совместной деятельности.

6. Психологический климат в коллективе

 

 

Задания к экзамену

 

1. Разработка мини-проекта по предупреждению педагогических конфликтов

 

2. Разработка мини-тренинга для молодых педагогов по развитию толерантности и стрессоустойчивости во взаимоотношениях с субъектами образовательной среды

 

3. Составить конспект занятия по формированию групповой сплоченности в школьном коллективе (возраст на выбор студента)

 

4. Подобрать методики диагностики социально-психологического климата в коллективе

 

5. Составление фрагмента коррекционного занятия по межличностному взаимодействию в классном коллективе (возраст на выбор студента)

6.

7. Составить схему, отражающую основные классификации видов межличностных отношений

 

8. Конспекты семинарских занятий

 

9. Составление фрагмента занятия для формирования социально-психологического климата в коллективе.

 

10. Составить фрагмент мини-тенинга формирование сплоченности школьного коллектива

 

11. Копилка психологических упражнений по межличностному взаимодействию субъектов образовательной среды

 

 

Примерная тематика рефератов

(одна тема на выбор студента)

1. Методологические принципы и актуальные проблемы социальной психологии образования

2. Проблема общения в образовательной среде

3. Педагогические возможности изменения социометрического статуса ученика.

4. Специфика межличностного информационного обмена.

5. Основные методологические идеи XX века и их влияние на развитие социально - психологической мысли

6. Чувство как аналитическая единица определения межличностных отношений.

7. Переживание как фактор социальной адаптации.

8. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

9. Основные характеристики социальной среды

10. Общие особенности структуры и динамики социальной среды.

11. Характеристика структуры взаимоотношений в педагогической группе

12. Особенности сплоченности в педагогических группах.

13. Удовлетворенность педагогическим трудом как показатель сплоченности педагогического коллектива.

14. Социально-психологический микроклимат в педагогической группе, его диагностика, факторы, оказывающие влияние на его формирование

15. Социально-психологические особенности учебных групп

16. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности педагога.

17. Феномен «психического выгорания» и профессиональные деформации личности педагога.

18. Проблема коллектива в социальной психологии.

 

 

Вопросы к экзамену

1. Социальная психология наука о закономерностях поведения и деятельности людей.

2. Предметная область социальной психологии образования.

3. Социально-психологический подход к образованию.

  1. Развитие необихевиоризма (А.Бандура, Н. Миллер, Д. Доллард).
  2. Интеракционистские теории (Г. Мид).
  3. Системно-деятельностный подход в социальной психологии.
  4. Культурно-историческая концепция развития Л.С. Выготского.
  5. Проблема общения в социальной психологии образования.
  6. Коммуникативная сторона общения субъектов образовательного пространства
  7. Интерактивная сторона общения субъектов образовательного пространства
  8. Перцептивная сторона общения субъектов образовательного пространства

12. Понятие малая группа. Структура психологии малой группы.

13. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.

14. Возникновение и развитие малых групп.

15. Статус в межличностных отношениях.

  1. Структура социальной власти в малой группе.
  2. Лидерство и руководство: единство и различие.
  3. Виды лидерства. Типы руководства.
  4. Функции лидера. Теории лидерства. Стили лидерства.
  5. Лидерство в малой группе.
  6. Психологическая структура школьного класса (студенческой группы)
  7. Ученик (студент) в системе личных отношений. Динамика личных отношений.
  8. «Трудный класс» (группа) и их типология.
  9. Буллинг: понятие, причины, последствия, преодоление.
  10. Психологическая помощь «трудному классу (группе)»
  11. Личность современного педагога. Толерантность и безоценочность..
  12. Адаптация личности к педагогической деятельности и психологическая безопасность молодого педагога в образовательной среде.
  13. Проблема профессионального выгорания и деформации учителя.
  14. Психопрофилактика трудностей взаимодействия в педагогическом коллективе: пути предупреждения и преодоления
  15. Психологическая безопасность педагога.
  16. Трудности педагогической деятельности и их профилактика.
  17. Профессиональное здоровье учителя.

33. Понятие о конфликте, его функциях, структуре

34. Виды конфликтов

35. Условия возникновения социальной напряженности

36. Стадии протекания конфликтов

37. Динамика конфликтов

38. Стратегии разрешения конфликтов

39. Методы разрешения конфликта.

40. Психологическая помощь педагогу в ситуации конфликта.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: