Общение в социальной психологии образования
План
1. Понятие общения в социальной психологии образования.
2. Общение как основа образовательного процесса
3. Виды и уровни, средства общения.
4. Педагогическое общение
5. Структура и функции общения (коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения).
6. Критерии удовлетворенности общением.
7. Коммуникации и взаимодействие в образовательном процессе
Структура социальной власти в малой группе
План
1. Структура социальной власти в малой группе.
2. Лидерство и руководство: единство и различие.
3. Виды лидерства. Типы руководства.
4. Функции лидера. Теории лидерства. Стили лидерства.
5. Лидерство в малой группе.
Учебная группа в образовательной среде
План
1. Психологическая структура школьного класса (студенческой группы)
2. Ученик (студент) в системе личных отношений. Динамика личных отношений.
3. Методы организации совместной деятельности.
4. «Трудный класс» (группа) и их типология.
|
|
5. Буллинг: понятие, причины, последствия, преодоление.
6. Психологическая помощь «трудному классу (группе)»
Психология межличностных отношений
План
1. Понятие отношения. Специфика межличностных отношений.
2. Виды и психологическая структура межличностного социального взаимодействия.
3. Механизмы и факторы формирования личностных отношений и взаимоотношений.
4. Основные направления исследований в психологии отношений.
5. Отношения близости и сотрудничества: основные феномены и характеристика
6. Динамика межличностных отношений.
7. Негативные отношения. Способы разрешения и предупреждения конфликтов
Функция, структура, динамика и профилактика конфликта
План
1. Понятие о конфликте, его функциях, структуре
2. Виды конфликтов
3. Условия возникновения социальной напряженности
4. Стадии протекания конфликтов. Динамика конфликтов
5. Стратегии разрешения конфликтов. Методы разрешения конфликта.
6. Психологическая помощь педагогу в ситуации конфликта.
7. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.
8. Педагогическое управление конфликтом между учащимися
9. Негативные отношения. Способы разрешения и предупреждения конфликтов
Психология совместной деятельности
План
1. Понятие совместной деятельности. Признаки и структура совместной деятельности.
2. Субъект совместной деятельности. Свойства субъекта совместной деятельности.
3. Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности.
4. Стратегии поведения и типы взаимодействия участников совместной деятельности.
|
|
5. Способы организации совместной деятельности.
6. Психологический климат в коллективе
Задания к экзамену
1. Разработка мини-проекта по предупреждению педагогических конфликтов
2. Разработка мини-тренинга для молодых педагогов по развитию толерантности и стрессоустойчивости во взаимоотношениях с субъектами образовательной среды
3. Составить конспект занятия по формированию групповой сплоченности в школьном коллективе (возраст на выбор студента)
4. Подобрать методики диагностики социально-психологического климата в коллективе
5. Составление фрагмента коррекционного занятия по межличностному взаимодействию в классном коллективе (возраст на выбор студента)
6.
7. Составить схему, отражающую основные классификации видов межличностных отношений
8. Конспекты семинарских занятий
9. Составление фрагмента занятия для формирования социально-психологического климата в коллективе.
10. Составить фрагмент мини-тенинга формирование сплоченности школьного коллектива
11. Копилка психологических упражнений по межличностному взаимодействию субъектов образовательной среды
Примерная тематика рефератов
(одна тема на выбор студента)
1. Методологические принципы и актуальные проблемы социальной психологии образования
2. Проблема общения в образовательной среде
3. Педагогические возможности изменения социометрического статуса ученика.
4. Специфика межличностного информационного обмена.
5. Основные методологические идеи XX века и их влияние на развитие социально - психологической мысли
6. Чувство как аналитическая единица определения межличностных отношений.
7. Переживание как фактор социальной адаптации.
8. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.
9. Основные характеристики социальной среды
10. Общие особенности структуры и динамики социальной среды.
11. Характеристика структуры взаимоотношений в педагогической группе
12. Особенности сплоченности в педагогических группах.
13. Удовлетворенность педагогическим трудом как показатель сплоченности педагогического коллектива.
14. Социально-психологический микроклимат в педагогической группе, его диагностика, факторы, оказывающие влияние на его формирование
15. Социально-психологические особенности учебных групп
16. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности педагога.
17. Феномен «психического выгорания» и профессиональные деформации личности педагога.
18. Проблема коллектива в социальной психологии.
Вопросы к экзамену
1. Социальная психология наука о закономерностях поведения и деятельности людей.
2. Предметная область социальной психологии образования.
3. Социально-психологический подход к образованию.
- Развитие необихевиоризма (А.Бандура, Н. Миллер, Д. Доллард).
- Интеракционистские теории (Г. Мид).
- Системно-деятельностный подход в социальной психологии.
- Культурно-историческая концепция развития Л.С. Выготского.
- Проблема общения в социальной психологии образования.
- Коммуникативная сторона общения субъектов образовательного пространства
- Интерактивная сторона общения субъектов образовательного пространства
- Перцептивная сторона общения субъектов образовательного пространства
12. Понятие малая группа. Структура психологии малой группы.
13. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.
14. Возникновение и развитие малых групп.
15. Статус в межличностных отношениях.
- Структура социальной власти в малой группе.
- Лидерство и руководство: единство и различие.
- Виды лидерства. Типы руководства.
- Функции лидера. Теории лидерства. Стили лидерства.
- Лидерство в малой группе.
- Психологическая структура школьного класса (студенческой группы)
- Ученик (студент) в системе личных отношений. Динамика личных отношений.
- «Трудный класс» (группа) и их типология.
- Буллинг: понятие, причины, последствия, преодоление.
- Психологическая помощь «трудному классу (группе)»
- Личность современного педагога. Толерантность и безоценочность..
- Адаптация личности к педагогической деятельности и психологическая безопасность молодого педагога в образовательной среде.
- Проблема профессионального выгорания и деформации учителя.
- Психопрофилактика трудностей взаимодействия в педагогическом коллективе: пути предупреждения и преодоления
- Психологическая безопасность педагога.
- Трудности педагогической деятельности и их профилактика.
- Профессиональное здоровье учителя.
33. Понятие о конфликте, его функциях, структуре
|
|
34. Виды конфликтов
35. Условия возникновения социальной напряженности
36. Стадии протекания конфликтов
37. Динамика конфликтов
38. Стратегии разрешения конфликтов
39. Методы разрешения конфликта.
40. Психологическая помощь педагогу в ситуации конфликта.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ