Билет №12. Графика. Слоговой принцип русской графики. Принцип русской орфоэпии


ГРАФИКА устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, изучает звуковые значения букв, то есть соотношения между буквами и звуками
ОРФОГРАФИЯ – система правил 1)о написании слов и их значимых частей (морфем), 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов, 3) об употреблении прописных и строчных букв, 4) о переносе слов с одной строки на другую

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ:
Морфологический принцип – общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова.
- применяется при написании корней (ход,ходок,ходовой-[хот],[хлдок],[хъдовой]), суффиксов(дубовый,липовый дуб[ов]ый, лип[ов]ый), приставок (подписать, подпись), окончаний (на реке, на речке)
Морфологическим является также принцип графически единообразного оформления написания слов, относящихся к некоторым грамм категориям:
1)написание имен сущ жен рода с конечным шипящим:
Рожь, ночь, дочь, мышь, вещь. Написание мягкого знака на конце этих слов имеет не фонетическое значение,а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные в одном типе 3-го склонения
2)написание инфинитива с конечн шип:беречь, мочь,достичь. Мягк знак не явл знаком мягкости, а служит формальной приметой неопр формы глаголы, его написание создает граф единообразие оформления инфинитива
3)написание формы повел накл с конечн шипящ: умножь, назначь,утешь. Написание мягкого знака служит целям морфологии: созд единооразное внешнее оформ императива

Фонетические написания – написания соотв произношению.
-написание приставок на з(без,воз,из,низ,раз,через. З перед глухсогл корня оглуш, что находит отраж на письме (бездушный-бестолковый, возглавить-воскликнуть, разбить-расформировать, издать-истолковать). Сюда же относ напис прист рос под удар и роз без удар (роспись-расписка. Также написание ы вместо и после прист оканч на тверд согл (безыдейный, подыскать,сыграть)
К дифференцирующим относятся написания, служ для различ на письме омофонов (поджог-сущ,поджег-прил, балл-бал)
Традиционные или исторические написания. И после тверд шипящ ж,ш,ц
Есть правила письма, устанавливаемые графикой: это написания по произношению. Правила второго типа (написания на основе проверки) - правила орфографии. Главное различие этих двух типов правил состоит в том, что правила графики применяются без учета конкретных слов, а правила орфографии - с учетом конкретных слов. Чаще всего графические написания - это написания по произношению (например, для обозначения мягких парных согласных на конце слов всегда применяется Ь: конь, руль, сквозь, жарь, писать...), а орфографические - требующие проверки (например, написание парных глухих согласных на конце слов: суп, зуб, колос, заказ...).
Важнейшее противопоставление в русской фонетической системе - противопоставление согласных по мягкости - твердости. Основная задача графики - обозначение парных мягких согласных, т.е. восполнение известного пробела алфавита: алфавит для парных мягких согласных не имеет букв.
Основным принципом русской графики является слоговой (позиционный) принцип: единицей чтения и письма являются не отдельные буквы, а их сочетания (условно - слог). Буквы читаются в зависимости от позиции в слове.
Этот "пробел" алфавита (отсутствие отдельных букв для каждого звука (точнее – для каждой фонемы) многие ученые расценивают не как его недостаток, а как достоинство. Он позволяет соблюсти принцип языковой экономии; попросту говоря – уменьшить количество графических знаков для написания слов.
Слоговой принцип касается прежде всего обозначения мягкости согласных (мягкость согласного обозначается последующим гласным) и обозначения j.
Итак, слоговой принцип применяется только к согласным, парным по твердости - мягкости. Написание непарных по твердости - мягкости согласных (ч, щ, ш, ж, ц) и гласных после них слоговым принципом не определяется. Это отступления от слогового принципа:
ча ща
чу щу
чо що
жю жё же жи
шю шё ше ши
це ци
ч щ жь шь на конце слов.

Сюда же относится написание некоторых заимствованных слов с е после твердых согласных (или это называют ограничением СП графики): пюре отель пенсне компьютер, кашне.
Твердые согласные во многих иностранных словах постепенно заменяются мягкими (тема, акварель, академия, шинель), и можно было бы сказать, что написание с е здесь установлено как бы авансом, а ограничение слогового принципа графики – временное, но: 1) некоторые слова не изменяют свое произношение); 2) есть орфографические искл.: мэр, пэр, сэр, Бэкон. (Метр - мэтр. Орфография изменяется?).
Есть и случаи нарушений слогового принципа графики, создаваемые орфографией и наблюдаемые в сфере обозначения й. По слоговому принципу графики й перед гласными обозначается (вместе с этими гласными) буквами Е, Ё, Ю, Я, а во всех других положениях – буквой Й (ёлка, моё, объём, бельё, но край, гайка). Однако есть написания, в которых вместо йотированных гласных, полагающихся по слоговому принципу, пишутся другие буквы или сочетания букв – в заимствованных словах:
1) йо в начале слов и после гласных: йод, йогурт, йог, майолика, майонез, район, Нью-Йорк;
2) о после ь: батальон, бульон, си/еньор, квадрильон, шиньон;
3) йе, йю, йя в начале слов и после гласной (лишний й): йеменский, фейерверк, фойе, плейер, Йюрген, Майя, Гойя. (ср. веер. феерия).

Любой развитой язык сущ-т в 2х манифестациях: уст. и пис. формах. Устная речь - речь звучащая, предполагает слушателя, кратковременна. Письменная речь - фиксируется зрительно воспринимаемыми знаками на люб материале, предполагет чтение. Письмо - фиксация устной речи речи при помощи оптических знаков

Каждая пис с-ма имеет 4 фактора
1) тип письма. самый древний - пиктографическое письмо (схем изображ-т предмет). 2ой этап в развитии - идеографическое письмо (передает зн-е слова, мож не напоминать своим видом предмет, иерографическое письмо, фонографическое письмо: слоговое (обозначает слоги) и звуко-буквенное (обозначает звуки)
2) с-ма оптич зн-в,заменяющих при письме звуковую речь.. в р.я. использ-ся граф-е ср-вы 2х классов:
       а)небуквенные
       б)буквенные (алфавит)
3)графика

1 с-ма соотн-я м/у буквами и звуками в языке

2 наука

Особенности рус графики:
-нет спец букв д/обозн звука в слаб позиции
-нет спец букы д/обозн парн тверд и мягк
-некот. буквы в одной поз-ции могут обозн-ть 1н звук, в другой - 2 звука
-есть буквы, к-е не имеют звуковых знач-й
-переизбыток гласных
-недостаток согласных
-устроена т.о., что ее принципы позв-т передать все многообразие согл звуков

Основной принцип в р.я. – слоговой. ед-ца чтения и письма - графический слог. слоговой принцип работает при обозн-и мяг и тверд согласных и при обозн-и звука j
Правила:
1.при обозн м/тв в конце слова - ь/[]
2.мягк согл перед тв, мягк л перед тв и мягк - ь
3.мягк согл перд гл - я, е, ю, и, ё; тв - а, о, у, ы, э.
4. зв j в конце слова или перед согл - й; йотированной глас в нач слова, после глас, после ъ и ь; и - после разд ь

Ограничения слогового принципа
1. гласн после шипящ и ц
2 сложносокращ слов (Минюст)
3. заимств слова (антенна; Нью-Йорк (побукв написание в нач слова),
фойе (после гласн), бульон (j не обозн,но произн)
4. орфография

       1 соотнош-е звуков и букв на письме
       2 с-ма правил регулирующих правильное написание
       3 прикладная наука, занимающаяся проблемами орфографии в первых 2х знач-ях

В р.я система орфографических правил включает в себя 5 разделов:
1) (основной) с-ма правил, регулирующих единообразное написание конкретных морфем и грамматических форм слов
2) с-ма правил, регулирующих написание прописных и стрОчных букв
3) с-ма правил, регул-щих слитное/полуслитное и раздельное написание
4) с-ма сокращений слов на письме
5) с-ма, регул-я перенос слов

Орфография всегда ориентирована на конкретную морфему и конкр слово, в отличие от графики
Пишущий по правилам орфографии стоит перед выбором, графика выбора не дает
Графика диктует свои правила д/обзнач звука В СИЛЬНЫХ ПОЗИЦИЯХ, орфография - в основном в слабых
Дополняют друг друга, давая обознач-я всему разнообразию звуков во всех позициях
2 центр понятия в орфографии:
орфограмма
орфографический принцип

ОРФОГРАММА-написание выбранное или еще искомое там, где пишущему предоставлен выбор буквы
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП-руководящая идея выбора буквы там, где пишущий стоит перед выбором

Орф. строится на 1м или 2х принципах из 3х:
1 - традиционнный
на письме закреплено то, что соответствует более раннему произнош-ю
(осн на запоминании)
2 - фонетический
звук в слабой позиции обозн-ся соотв-й ему буквой (законодательно)
3 - морфологичсекий - осн принцип рус орфографии
единообразная передача на письме букв облика слова, конкр морфемы независимо от его звукового состава т.е по морфологич принципу мы обозн звук в слаб позиции буквой, соответ-й звуку в сильной

Единообразное напис-е форм слова реализ-ся в неск случаях:
1) напис сущ ж.р. 3 скл с конечн щипящ
2) инфинитив формы
3) формы повел наклон-я
4) напис форм 2го лица едч глагола

Нарушение морфолог принципа орфографии
*напис 2х согл, когда морфологически д.б. 3 (одесский), и 1ой, когда д.б. 2
*другие случаи: таблитчатый, реснитчатый, добытчик

Нарушения, связ-е с реал-цией фонетич-го принципа
1. правописание прист-к на з, с
2. гласн букв в прист раз/рас/рос/рас
3. и, ы после прист на тв согл

наруш-я, связ-е с трад принц:
1. словарные слова
2. напис кос/кас, гор/гар и др.
3. г в оконч. прил и мест-й
4. пре-при
5. обозн-е на письме истор чередований
6. некотор случаи, позвол различать слова и формы слов (компания/кампания, ожег/ожог)

1* оформляют речь:
-знаки препинания
-ударение
-апостроф
-пробелы
-кавычки

связаны со смыслом:
-параграф
-пробелы м/у главами
-красная строка
-шрифты
-выделение цветом
-подчеркивание

в р.я особо важен пробел м/у словами

2* алфавит - с-ма расположенных в опр порядке оптич знаков, к-ми польз-ся при письме на том или ином языке
призн:
состав
порядок
названия букв
начертание
алфавитные значения букв

 

 











































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: