В чем заключается сущность основных типов научных исследований?

Билет № 1

 

1. В чем заключается научное исследование?

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода.

Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

- это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

- это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Научное исследование характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

 

Какой вклад вносит наука для развития общества и как это отображается на нем?

Наука – особый вид познавательной деятельности людей, направленный на выработку системы объективно-истинного знания о природной и социальной действительности и о самом человеке. Современная наука это: 1. Специфический вид познавательной деятельности. 2. Особая форма общественного сознания, отражающая мир в форме научных представлений, понятий, теорий. 3. Отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей, и продукцией которого являются истины, принципы, законы, теории. 4. Социальный институт со своей структурой и функциями, системой ценностей, идеалами и нормами. Научное знание отличается от обыденного познания тем, что: 1. Наука имеет дело с объектами реальности, которая не сводится к объектам обыденного опыта. 2. Применяет свой специальный язык с особой терминологией, которая оказывает обратное воздействие на повседневный язык. 3. Для научных исследований необходима специальная аппаратура. 4. Научное знание отличает системность, истинность, обоснованность. 5. Занятие наукой требует специально подготовленных кадров, системы учреждений, где готовятся кадры для науки и проводятся научные исследования. 6. Ориентирована на постижение сущности, поиск объективной истины, получение новых знаний вне зависимости от того, возможно ли сегодня их практическое применение.
Современная наука выполняет функции: 1.Культурно-мировоззренческая 2.Методологическая 3.Познавательная 4.Регулятивная 5. Воспитательная 6.Прогностическая 7.Аксеологическая (ценностная) 8.Управленческая
В современной науке особую остроту приобретают вопросы, касающиеся взаимоотношения науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения современной науки, не обернутся ли знания против человека. Развитие генной инженерии, биотехнологий, медицины открыли возможность направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Приходит время отказаться от принципа ни чем не ограниченной свободы научного поиска. Человечество не может допустить создания чудовищных средств массового уничтожения. Встает вопрос об использовании научных результатов для блага человечества, а не во вред ему. Т.о. современная наука не может быть этически нейтральной.



В чем заключается сущность основных типов научных исследований?

Три типа научных исследований – это различные стадии движения науки к практике:

Фундаментальные;

Прикладные;

Исследовательские проектно-конструкторские разработки.

Фундаментальные исследования:

Фундаментальные исследованиянаправлены на получения нового знания о явлениях и законах действительности. Не преследуют никаких практических задач. Исследователя интересует истина ради самой нее самой, и он ее ищет, не зная какую пользу он принесет.

Фундаментальные исследования делятся на:

Свободные (поисковые) – носит индивидуальный характер. ученый работает в режиме свободного поиска, обладает свободой в выборе методов и направлений своей деятельности. Новые его идеи могут изменить весь ход поиска.

Целенаправленные- направление научного поиска твердо определено. как правило выполняется коллективно, в рамках определенной организации.(создаются специальные научные группы, лаборатории, отделы,) Т.К. путь достаточно ясен, можно говорить о планировании затрат на технические и материальные средства.

Прикладные исследования.

Их особенность в том, что они прямо нацелены на получение нужного для решения практических задач знания. Речь о решении некоторого класса практических задач в общем виде. Научный работник не имеет право откланяться в сторону для исследования др.возможностей, даже если они обещают дать интересные результаты.

Обычное условие финансирования прикладных исследований – предоставление планов и графиков работы и регулярных отчетов об их выполнении.

Исследовательские проектно-конструкторские разработки.

В отличии от прикладных исследований они имеют своей целью выполнение конкретного технического задания. Например- создание проекта какого либо аппарата, подготовка технологических схем производства и т.д..Не направлены на поиск новых научных знаний, базируются на результатах Ф. и Прикладной науки. Для решения конкретных проектно- конструкторских задач.

Дело не в том, что бы нечто открыть, сколько в том, что бы нечто изобрести.

Если ученый в фундаментальных и прикладных исследованиях стремиться описать и объяснить что-то существующее, но неизвестное, то разработчик должен придумать и создать что то ранее не существовавшее. В первом случае – «как вещь устроена?», во втором- «как вещь построить?».

Исследовательские разработки имеет особое место в системе наук.

С одной стороны – это специфический вид научной деятельности, с другой – инженерная деятельность, состоящая в решении технических и технологических задач на основе «готовых» научных знаний.

Пример

Фундаментальные исследования в области аэродинамики направлены на выяснение закономерностей движения газов и тел в газовой среде. (ученые стремиться понять сущность аэродинамических процессов, строят модели и теоретические схемы….)

Билет № 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: