double arrow

Принятие христианства


Возникновение государственности у славян

 

Образование Древнерусского государства – длительный процесс. Большинство историков относит начало сложения государства к IX в.
В VI–VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на востоке – верховье Дона, на севере – Нева и Ладожское озеро, на юге – Среднее Поднепровье.

В литературно-документальной летописи «Повесть временных лет», написание которой историки относят к середине XII в., подробно излагается расселение восточнославянских племен.

 

Повесть временных лет.

На западном берегу Среднего Днепра жили поляне, к северо-западу от них, по южным притокам Припяти, – древляне, к западу от них, по Западному Бугу, – волыняне, или дулебы; на восточном берегу Днепра жили северяне; по притоку Днепра Сожу – радимичи, а к востоку от них, по Верхней Оке, – вятичи; на верховьях трех рек – Днепра, Западной Двины и Волги – жили кривичи, к юго-западу от них – дреговичи; к северу от них, по Западной Двине, – полочане, а у озера Ильмень и далее по реке Волхов обитали ильменские славяне (приложение 3, карта 1).




Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами. «Живяху кождо со своим родом и на своих местях, владеюще кождо родом своим», – пишет летопись. В VI в. родовые отношения постепенно распадаются. С появлением металлических орудий труда и переходом к пашенному земледелию происходит замена родовой общины соседской (территориальной), которая называлась «мир» (на юге) и «вервь» (на севере). В соседской общине сохраняется общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование наделы.

В VII–VIII вв. у славян активно идет процесс разложенияпервобытнообщинного строя. Возрастает число городов, власть постепенно концентрируется в руках родоплеменной и военной дружинной знати, появляется частная собственность, начинается разделение общества по социальному и имущественному принципу. К IX–X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, определился процесс вызревания феодальных отношений.

На вопрос «откуда есть пошла земля русская и кто первее на Руси княжити начал?» «Повесть временных лет» дает противоречивые ответы. Летопись рассказывает и о создании в VI в. мощного союза славянских племен с центром в Киеве, и о призвании славянами варягов из-за моря.

Повесть временных лет.

 

В 862 г. Рюрик начал княжить в Новгороде, а Аскольд и Дир – в Киеве. Умер Рюрик в 879 г., оставив малолетнего Игоря, вместо которого стал управлять родственник князя Олег, сразу приступивший к  расширению своих владений. Олег завоевывал Смоленск, земли древлян, северян, радимичей и в 882 г. «сел, княжа в Киеве».



Повесть временных лет.

.

В отечественной историографии долгое время шла борьба между норманистами и их противниками по вопросу происхождения Древнерусского государства. Основоположником норманской теории в XVIII в. был член Петербургской академии наук А. Л. Шлецер. Он и его сторонники (Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер) придерживались точки зрения, что до пришествия варягов «обширное пространство нашей равнины было дико, жили люди без правления».

С опровержением варяжской теории выступил М. В. Ломоносов, который считал одной из главных задач исторической науки борьбу с этой теорией. Ломоносов в «Древней Российской истории» писал, о том что славянский народ жил в нынешних российских пределах еще до Рождества Христова, «то бесспорно доказать можно».

Русский историк XIX в. И. Е. Забелин писал, что восточные славяне обитали на русской равнине еще до нашей эры и прошли сложный процесс от родовых союзов к племенным политическим союзам и создали свою государственность. Советская историческая школа активно поддерживала и развивала эту точку зрения. Крупнейший отечественный специалист XX в. по славяно-русской археологии Б.А. Рыбаков связывал образование Руси с основанием города Киева в земле полян и объединением 15 крупных, населенных восточными славянами областей.

У современных российских историков не вызывает сомнения тот факт, что объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими причинами, но произошло это в 882 г. при активном участии варяжской дружины во главе с князем Олегом.



По словам известного русского историка XIX в. В. О. Ключевского, получилась «недурно комбинированная юридическая постройка начала Русского государства»[1], когда объединились княжества с варяжским управлением (Новгород, Киев) и княжества со славянским управлением (Чернигов, Полоцк, Переславль).

Условно можно разделить историю Древнерусского государства на три основных периода:

- IX – середина X в. – образование раннефеодального государства, утверждение на престоле династии Рюриковичей и правление в Киеве первых киевских князей: Олега, Игоря (912–945), Ольги (945–964), Святослава (964–972);

-  вторая половина X – первая половина XI вв. – расцвет Киевской Руси, время Владимира I (980–1015) и Ярослава Мудрого (1036–1054);

- вторая половина XI – начало XII вв. – постепенный переход к феодальной раздробленности.

 


Социально-экономический и политический строй

Киевской Руси

 

Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руководителем государства.

Представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники составляли класс феодалов.

Княжеская дружина делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая – из детей боярских (детских) или отроков. Древнейшее собирательное название младшей дружины – гридь (скандинавская дворовая прислуга), которое заменилось потом словом «двор» (отсюда термин «дворяне»).

Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники – посадники и их ближайшие помощники – тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI–XII вв. – через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.

Налоги– главная цель княжеской администрации. И Олег, и Ольга объезжали подвластные земли. Дань собирали натурой – «скорою» (мехами). Это мог быть повоз, когда подвластные племена привозили дань в Киев, или полюдье, когда князья сами объезжали племена. Хорошо известно по «Повести временных лет», как отомстила княгиня Ольга древлянам не только за смерть своего мужа князя Игоря, убитого в 945 г., но и за неповиновение, за отказ платить налог. Княгиня Ольга вошла в русскую историю как «устроительница земли русской, которая учреждала везде погосты (опорные пункты) и дани»[2].

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди».Отсюда термин, означающий сбор дани, – «полюдье».

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу феодала, так и в вотчинах. Община – замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека – трудовую, культурную обрядовую. Свободные общинники имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.

Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои – это обедневшие выходцы из общин, а пущенники – вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и др. КиевскаяРусь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями. В тот период на Руси насчитывалось до 60 видов ремесел.

 

Принятие христианства

 

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича(980–1015). Особенно важное значение имела его религиозная реформа – принятие христианства.

Древние славяне были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба – Сварог, бог Солнца – Дажбог, бог грома и молний – Перун). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», княгиня Ольга в 955 г. «пленясь христианским учением, отправилась креститься в Константинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный – восприемником от купели. Возвратившись в Киев, она старалась просветить своего сына князя Святослава, но получила ответ: «Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?»

Сын Святослава, великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. «Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев, стал христианином»[3].

Крещению Руси способствовали и внешние обстоятельства. Византийскую империю сотрясали  удары мятежников – Варды Склира и Варды Фоки. Император Византии Василий Болгаробойца обратился за военной помощью к Владимиру. Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императору 6 тыс. воинов, принять крещение и на этих условиях получить руку царевны Анны, сестры императора. 

Мятеж был подавлен, однако император не выполнил своего обязательства. Возмущенный Владимир осадил Корсунь (древний Херсонес) – важнейший торговый и экономический центр Византийской империи на Черном море. И венчание, и крещение «варвара» состоялось. Князь отправился с супругой в Киев. Вместе с ними на русскую землю свита понесла иконы, кресты, святые мощи и другие святыни православного мира.

«Возвратясь в столицу, Владимир приказал истребить кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре»[4]. Повсюду на Руси вырастали храмы, но распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С. В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции – процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси и сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Крещение оказало влияние на культурную жизнь Руси, на развитие техники и ремесел. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились образцы греческой скульптуры, был заимствован опыт чеканки монет. Заметный след крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Как записано в летописи, «дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю».

 







Сейчас читают про: