double arrow

Реформы в области образования


В 1864 г. было введено новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы.

Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 1860–1870-х гг. позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.




 

Контрреформы Александра III

 

1 марта 1881 г. народовольцами был убит Александр II. Это трагическое событие привело к тому, что линия реформ была оборвана. На престол взошел Александр III (1881–1894), царь-«миротворец», убежденный противник разрешения международных конфликтов военными методами. Во внутренней политике восторжествовали принципы неограниченного самодержавия, политического консерватизма и отказа от реформ.

29 апреля 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». 14 августа  было утверждено Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, по которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет, предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати.

Изданное как временное, сроком на три года, это Положение возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г. Контрреформы 1882–1893 гг. фактически свели на нет многое положительное из того, что дали реформы 1863–1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.

 







Сейчас читают про: