Народничество. Его основные течения

 

Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского.

В 1861 г. было создано первое тайное революционное общество разночинцев «Земля и воля», объединившее различные кружки и просуществовавшее до 1864 г.

Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России они решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине – «зародыш» социализма. Народники отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считали его упадком, случайным, наносным, навязанным сверху правительством явлением, противопоставляли ему «самобытность» экономики России – народное производство.

 В отличие от Чернышевского, который считал основной движущей силой прогресса народные массы, народники 1870-х гг. решающую роль отводили героям, «критически мыслящим личностям», направляющим массы, «толпу», ход истории по своему усмотрению. Такими «критически мыслящими личностями» они считали разночинную интеллигенцию, которая поведет Россию и русский народ к свободе и социализму.

Идейными вождями революционного народничества 1870-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методах борьбы против самодержавия.

На идейные позиции народничества значительное влияние оказывали анархические взглядыМ. А. Бакунина, который считал, что все государства – неизбежное зло и построены на подавлении человека. Никакие реформы не изменят их антигуманной сущности. Поэтому их надо смести революционным путем и заменить федерацией свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

 В 1848–1849 гг. Бакунин сражался на баррикадах Праги и Дрездена, был выдан России, заключен в Петропавловскую крепость и отправлен в сибирскую ссылку, потом бежал и перебрался в Европу. Возглавив анархистское крыло в Интернационале, он повел непримиримую идеологическую борьбу с К. Марксом, отстаивая необходимость ликвидации государства.

Идеолог второго, пропагандистского направления в народничестве – П. Л. Лавров. Полковник, преподаватель математики в Артиллерийской академии, он участвовал в деятельности «Земли и воли», был сослан в Вологду, в 1870 г. бежал за границу. В ссылке он изложил свою теорию в знаменитых «Исторических письмах», опубликованных в 1868–1869 гг.

Лавров впервые высказал мысль о «неоплатном долге» интеллигенции перед народом. Он утверждал, что исторический прогресс осуществляют «критически мыслящие личности», но этот прогресс невозможен без физического труда громадного большинства человечества. Поэтому интеллигенция находится в долгу перед народом. А вернуть долг можно, идя в народ и просвещая его. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных «критически мыслящих личностей», задачей которых является «хождение в народ» не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.

Идеолог заговорщического направления журналист П. Н. Ткачев был осужден в 1869 г., из ссылки бежал за границу, где издавал газету «Набат». Он считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, «висит в воздухе», поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Ближайшей целью Ткачев считал создание хорошо законспирированной, дисциплинированной организации, которая и захватит власть, причем, в противоположность бакунинским идеям, сильное государство должно сохраниться и после революции. В 1885 г. духовный лидер российских заговорщиков и «бомбистов» умер от душевного расстройства. Но его идеи и террористические методы борьбы с самодержавием еще долгие годы были востребованы революционерами. 

Весной 1874 г. началось «хождение в народ», целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание.  

 

В 1876 г. вновь была создана народническая подпольная организация «Земля и воля».В ее состав вошли С. М. Кравчинский, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, С. Л. Перовская, А. И. Желябов, В. И. Засулич,   В. Н. Фигнер и др. Программа организации сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации «поселения в городе» в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Однако и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям.

 «Земля и воля» строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. «Земля и воля» распалась на две организации: «Народную волю» (1879–1882) и «Черный передел» (1879–1884). Чернопередельцы – Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич и др. – выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Г. В. Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

Народовольцы (в состав исполнительного комитета «Народной воли» входили А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, А. И. Желябов, С. М. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. Они считали, что убийство царя и наиболее влиятельных членов правительства должно привести к захвату власти революционерами и осуществлению демократических преобразований. 

 

«Народная воля» подготовила 7 покушений на царя Александра II. 1 марта 1881 г. он был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. Главные организаторы и исполнители убийства были повешены по приговору суда. В стране усилилась реакция, были свергнуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80–90-е гг. XIX в. начало усиливаться реформистское крыло в народничестве, значительное влияние постепенно приобретало либеральное народничество, которое ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами. В конце XIX в. усилилась полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная из разрозненных народнических групп в 1901 г. нелегальная партия социалистов-революционеров (эсеров).

Партия носила леворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее основные цели: уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам. Эсеры вели работу среди крестьян и рабочих, широко использовали тактику индивидуального террора против представителей государственной власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: