Революционно-демократическое движение в России

30–40-е гг. XIX в. – время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

Они резко выступали против теории «официальной народности», против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры. Но, признавая прогрессивность буржуазного строя в мировой истории, они отрицали прогрессивность буржуазного развития для России и выступали за переход непосредственно к социализму.

 

В крестьянской общине Герцен увидел «зародыш» социалистического будущего России. Произошло своеобразное соединение славянофильства с социалистической доктриной. Возникла иллюзия, что можно «перепрыгнуть» через целый этап исторического развития. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи утопического социализма, получившего в то время широкое распространение в Западной Европе. Его теория русского общинногосоциализмадала мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

В 1852 г. Герцен приехал в Лондон и в следующем году основал там Вольную русскую типографию, чтобы распространять в России идеи освободительного движения. Он выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание газеты «Колокол». 

Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н. Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 1860-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 1860-м гг. в России возникает разночинная интеллигенция (разночинцы – выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т. п.). Чернышевский становится кумиром разночинной молодежи, а руководимый им журнал «Современник» – центром радикальной оппозиции.

Н. Г. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (уравнительному принципу). Община при отсутствии частной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, самоуправлении должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне и стать социалистической ячейкой общества.

В 1863 г. по обвинению в сочинении листовки «Барским крестьянам от их доброжелателей…» Н. Г. Чернышевский был приговорен к семи годам каторги и вечному поселению в Сибирь. Только к концу жизни, в 1883 г., он был освобожден. Находясь в предварительном заключении в Петропавловской крепости, он написал знаменитый роман «Что делать?», который по недосмотру цензора был опубликован в «Современнике». На идеях этого романа и образе «нового человека» Рахметова воспитывалось потом не одно поколение российских революционеров.

 Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров. Ряд положений аграрной программы были включены большевиками в Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: