double arrow

П. А. Сорокин считает, что наиболее социально значимые профессии - это те, которые связаны с функциями организации и контроля.

3

Выделяются высота, этажность и профиль профессиональной стратификации. Высота приблизительно может быть измерена на основе трех параметров:

1. через разницу в подчинении низших групп высшим в рамках определенной профессиональной группы;

2. через степень зависимости низших слоев от высших;

Через степень оплаты высших слоев и низших, занятых одной и той же деятельностью.

Термин «этажность», по Сорокину, определяет внутреннюю градацию профессиональной стратификации, которая измеряется числом рангов (например, квалификационных разрядов) и эшелонов в управленческой иерархии.

Понятие «профиль» выявляет относительное соотношение людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам этой профессиональной группы или к количеству людей других профессиональных групп. Например, если организация состоит из наемных рабочих, служащих высокого ранга и руководителей, то профиль будет менять свою рельефность в соответствии с соотношением каждого из этих подгрупп профессиональной группы ко всему количеству людей, занятых определенной деятельностью.

Показателем здоровья как личности, так и организации является статус- но-ролевая мобильность, которая является частью социальной мобильности. Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социального статуса, роли, занимаемой в социальной структуре того или иного сообщества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения индивидов. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях:




1. вертикальном - движение вверх и вниз;

Горизонтальном - передвижение на одном и том же социальном уровне.

Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальная мобильность переход одного индивидуума из данной социально-профессиональной группы в другую или же статусное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется переходом в новый социально-экономический статус и, следовательно, социальная мобильность происходит лишь тогда, когда социальный статус меняется на уровне социальных страт общества в целом. Для социальной психологии вопрос в такой плоскости ставить нельзя. Для организаций социальная мобильность означает переход индивидуума из одной социальной группы в другую, с одной профессии в другую на протяжении своей профессиональной карьеры. Это может быть повышение звания, занятие более высокой или низкой должности, переход в более престижное или менее престижное подразделение ОВД и т. д., в целом эти переходы обеспечиваются приобретением и повышением профессиональной компетентности.



Профессионально-статусное продвижение определяется рядом факторов, среди которых важнейшим является деятельность, лежащая в основе профессии. Вовлечение личности в деятельность происходит через становление отношения личности к целям деятельности, осознание потребности в их достижении.

Мотивация же деятельности есть процесс выработки личностью своей позиции в отношении к целям деятельности, возможным путям их достижения, т.е. процесс становления отношения к труду. Ф.Н. Щербаком, в связи с этим отмечается, что возникает необходимость изучения отношения работника ко многим конкретным факторам трудового процесса, производственной обстановки и непосредственных связей в трудовом коллективе.

Кроме внутриличностных факторов обеспечения эффективности деятельности, А.Л. Свенцицкий указывает на то, что большое значение должно придаваться подготовке детальных нормативных актов, должностных инструкций, в которых необходимо указывать статусно-ролевой контекст работы - цели работы лица, выполняющего данную официальную роль, его обязанности и права, виды его официального взаимодействия (с другими членами организации).

Обстоятельная и четкая должностная инструкция обеспечивает основу для адекватного понимания человеком своей роли в организации. Главное, однако, здесь - моральная готовность человека, его желание принять эту роль, а в последующем активно следовать ей. Тогда ролевые требования, исходящие от каких-либо социальных групп, подкрепляются соответствующими требованиями человека к самому себе.



Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью нашего общества, поэтому происходящие перемены в стране требуют и от Министерства внутренних дел РФ изменений в стратегии и тактике управления как всей системой органов внутренних дел, так и каждым отдельным подразделением. Важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов - это работа с людьми, эффективное, психологически компетентное общение, межличностное взаимодействие. Ряд специалистов обращают внимание на особые коммуникативные умения - приемы установления контакта, методы оценки личности собеседника, психологические барьеры взаимопонимания, активное слушание, умение вести беседу, наблюдательность. Этот комплекс сложных коммуникативных умений и навыков может быть обозначен общими понятиями коммуникативной и социально-психологической компетентности сотрудника правоохранительных органов. Заметим, что в исследованиях понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении» употребляются как тождественные. В данном вопросе мы разделяем точку зрения Л. А. Петровской.

Как отмечает Л. А. Петровская, компетентность в общении предполагает, прежде всего, готовность и умение строить коммуникацию на разной психологической дистанции (близкая, отстраненная), адекватно включаться в разные виды общения (интимно-личностное, профессионально-деловое, учебно-деловое). При этом важно осознать полифоничность, полноту общения. По ее мнению, «. основным в развитии компетентности общения является направленность на обретение богатой, многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения (самоподачи) партнеров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной».

Петровская Л.А., Жуков Ю.М. и Растянников П.В. в совместной работе обозначили компетентность в общении как систему внутренних ресурсов (знаний, умений и навыков перцепции, интеракции, коммуникации), необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в его исполнительской и ориентировочной части.

В проводимых исследованиях социально-психологической компетентности подчеркивается, что в настоящее время происходит смещение приоритетов в качествах, которые должны быть присущи работнику ОВД. От профессионализма в узком, конкретно-производственном смысле слова, акценты в требованиях смещаются к решению задачи, связанной с развитием комплекса деловых и личностных качеств: умение разбираться в людях, умение эффективно влиять на их поведение, способность убеждать и вдохновлять, а также способность управлять собственным поведением. Компетентность поставлена в прямую связь с деятельностью, то есть с результативностью решения проблемных задач.

Собственно коммуникативные способности и, прежде всего, стили межличностного общения направлены на способствование эффективному процессу взаимодействия сотрудника ОВД как по горизонтали, так и по вертикали. Они создают необходимые предпосылки для реального поведения сотрудника, основанного на личностных диспозициях и ранее освоенных им поведенческих шаблонах.

Следует отметить еще одну особенность деятельности сотрудника органов внутренних дел. Имеется в виду постоянная необходимость даже в работе рядового патрульно-постовой службы милиции заниматься «усмотрением» Этот термин входит во многие нормативные акты (должностные инструкции, законы и т.п.). Он означает, что субъект обязан во многих конкретных и часто уникальных ситуациях действовать по собственному усмотрению исходя из специфики ситуации, то есть субъект подобной деятельности должен не только хорошо знать, понимать и принимать те нормы деятельности, которые ему задает вышестоящий управленец - цели, планы, принципы, технологии, программы деятельности, - но и самостоятельно доопределять их, исходя из специфики ситуации. Он должен не только действовать как исполнитель законов и подзаконных актов, но и зачастую выходить в управленческую позицию и самостоятельно принимать решения о своих последующих действиях.

Дело в том, что те нормы деятельности, которые задаются управленцем в юридической сфере - законодателями, министром внутренних дел, начальниками всех степеней, - по необходимости носят очень обобщенный, абстрактный характер.

Сотрудник ППСМ вынужденно обязан самостоятельно доопределять многие нормы своей деятельности, учитывая особенности граждан, время суток, погодные условия и пр. В некоторых случаях он может нарушить абстрактную цель, данную ему в инструкции, и обратить «особое» внимание на другие участки маршрута по своему усмотрению. В других случаях он обязан самостоятельно выбирать цель своих действий: задержать гражданина - правонарушителя или ограничиться устным выговором.

Ему также необходимо самостоятельно принимать решения по выбору средств, орудий труда в каждом деятельностном акте. Иногда это могут быть слово, жест, вполне достаточные для достижения обобщенной цели - обеспечения правопорядка, иногда же он волен применить специальные средства - наручники, резиновую палку и даже огнестрельное табельное оружие.

Таким образом, специфика деятельности сотрудника ОВД заключается в том, что ему часто приходится выходить из простой исполнительской позиции и заниматься нормотворчеством своей деятельности. Он как управленец обязан формулировать нормы своего деятельностного акта: определять цель, план, программу своего труда и т.д. Это требует огромной и профессиональной, и общечеловеческой культуры. Каждый сотрудник органов внутренних дел обязан таким образом, обладать хорошо развитым профессиональным умением - быть управленцем своих действий, уметь предельно конкретизировать абстрактные нормы своего труда. Он должен обладать хорошо развитым и абстрактным, и конкретным мышлением, уметь работать в логике систематического уточнения абстрактных норм, в логике восхождения от абстрактного к конкретному.

Итак, деятельность сотрудников ОВД представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона. Важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников ОВД - это работа с людьми, эффективное, психологически компетентное общение, межличностное взаимодействие. Рассмотрение особенностей статусно-ролевого поведения позволяет нам отметить особую значимость этого явления в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД

 

Деятельность органов внутренних дел всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов. Ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа в ОВД сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД принадлежит к разряду сложных, предъявляющих очень высокие требования к работникам правоохранительных органов, так как от принятых ими решений зависят судьбы многих людей. Сотрудники ОВД представляют государственные органы, стоящие на страже личных и государственных интересов.

В системе МВД РФ выделяются семь основных видов деятельности: оперативно-розыскная (оперуполномоченные уголовного розыска, отдела по борьбе с экономическими преступлениями), следственная (следователи и дознаватели), профилактическая (участковые уполномоченные милиции), диспетчерская (оперативные дежурные дежурных частей ОВД), административно-надзорная (милиционеры патрульно-постовой службы милиции, инспекторы дорожно-патрульной службы государственной инспекции по безопасности дорожного движения), охранная (сотрудники отделов вневедомственной охраны), экстремальная (сотрудники отрядов милиции особого назначения и спецотрядов быстрого реагирования).

Перечень особенностей деятельности сотрудников ОВД достаточно широк, и некоторые из них еще не описаны в литературе. Для полной систематизации конкретных особенностей, возможно, еще нет достаточных оснований.

Основными особенностями профессиональной деятельности сотрудников ОВД являются:

- правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников ОВД, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;

- властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц ОВД;

- экстремальный характер правоохранительной деятельности;

- нестандартный, творческий характер труда;

- процессуальная самостоятельность и персональная ответственность;

Но уже сейчас можно выделить, по крайней мере, два больших блока или вида этих особенностей. В первую группу можно включить те характеристики данной профессии, которые определяют специфику общения сотрудников, коммуникативный аспект их деятельности. Во вторую группу можно отнести те особенности, которые связаны с действием фактора опасности, с виктимологическими аспектами службы.

Рассматривая первую группу особенностей - специфику делового общения, - необходимо выделить прежде всего такой параметр общения сотрудников, как широта и многопричинность коммуникаций. В отличие от представителей многих других профессий, практически все сотрудники ОВД, независимо от их служебного положения, ежедневно встречаются с самыми различными категориями населения по самым разным причинам (обмен и выдача паспортов,

удостоверений на право вождения транспорта, прием и рассмотрение жалоб и заявлений, разбор нарушений общественного порядка и т.п.).

Если «обычный» человек в своей работе, как правило, связан только со своим трудовым коллективом, то общение участкового, например, не имеет четких границ. Сотруднику приходится вникать в деятельность самых разных отраслей народного хозяйства. Для него характерен практически безграничный круг общения - все слои общества самых разных возрастных и профессиональных групп и различного общественного положения. В психологическом плане это означает, что деятельность сотрудника должна быть предельно гибкой, нестандартной, творческой. Это требует особых, универсальных знаний, умений и навыков из области социальной психологии. Требуется основательная психологическая подготовка в сфере общения. Нужны хорошо развитые механизмы защиты «Я» - личности, чтобы избежать синдрома «эмоционального сгорания». В этой работе с населением очень большой вес должен занимать не только правовой, но и педагогический аспект. Сотрудники почти всех служб должны в своей профилактической работе заниматься вопросами воспитания граждан, а в ряде случаев - их исправлением и перевоспитанием. Каждый сотрудник (патрульно-постовой службы, следствия, уголовного розыска и т.д.) выступает по отношению к гражданам не только как представитель государства, но и как педагог-психолог. Он должен заниматься формированием правовой культуры и правопослушного поведения граждан - от подростков до лиц пожилого возраста.

В.С.Олейников отмечает еще одну особенность профессиональной деятельности сотрудника милиции в сфере общения: «Ему нередко приходится сталкиваться и проникать в самые интимные глубины духовной жизни граждан. Поэтому действия сотрудника всегда должны быть уважительны по отношению к другому человеку, справедливы и понятны самым широким массам трудящихся».

Характерной особенностью общения и деятельности сотрудника ОВД является и то, что он, в отличие от представителей других профессий, вынужден иметь дело чаще всего с особым контингентом «ненормальных» людей, преступивших закон. Постоянное негативное общение с преступниками, нарушителями общественного порядка, лицами, ведущими паразитический и аморальный образ жизни, пьяницами и алкоголиками, наркоманами оказывает существенное психотравмирующее влияние на самочувствие сотрудника. Жизнь сталкивает его с множеством явлений антиобщественного порядка, работник испытывает воздействие отрицательных информаций и эмоций, значительные психологические перегрузки.

Вся деятельность сотрудников, носящих милицейскую форму, в очень большей степени подчиняется общественным нормам и социальным ожиданиям. Сам факт ношения специальной формы подчеркивает эту особенность деятельности и оказывает известное влияние на личность работника. От человека в милицейской форме все окружающие справедливо ждут строго определенного рода поведения - соучастия, поддержки, помощи, защиты. Окружающие, обращаясь за помощью к милиционеру, предполагают, что он грудью станет на защиту человека, которому угрожает опасность.

Люди ожидают, что именно милиционер обязан пресечь действия хулигана или пьяницы. Это требует от сотрудников постоянной и высокой мобилизации всех своих человеческих ресурсов для выполнения служебных задач, поддержания постоянной готовности. Например, основная задача следователя (в психологическом аспекте) - реконструировать поведение и поступки подозреваемого или подследственного на определенном отрезке времени и оформить это документально. Такая сложная психологическая задача требует хорошего знания людей. Тем более, что преступник чаще всего тщательно скрывает истинные факты, старается запутать следствие. Поэтому следователю приходится зачастую работать в ситуации активного противодействия со стороны собеседника.

Существенной особенностью деятельности сотрудника ОВД является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба милиционера. Конфликтность деятельности проявляется в самых разных формах. Вступая во взаимодействие с преступным элементом, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителя замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия.

Причем антиобщественные элементы пренебрегают всеми социальными нормами, а сотрудники, сталкиваясь с ними, обязаны строго соблюдать законность. В этих эмоционально окрашенных ситуациях общения сотрудник обязан сохранять самоконтроль, обладать повышенной психологической устойчивостью, чтобы не поддаться на провокации и противостоять психическому заражению потерявшего над собой контроль человека. Все это предъявляет очень высокие требования к личности сотрудника, его педагогическому такту и психологической культуре.

Можно отметить еще одну особенность служебной деятельности сотрудника ОВД: вся служба многих сотрудников милиции проходит на глазах у населения, в общественных местах. В их деятельности очень большой вес имеет публичность исполнения профессиональных действий. Любой проступок работника милиции, его слова, тон, манеры, внешний вид - все обращает на себя внимание окружающих и нередко потом обсуждается. Деятельность сотрудников ОВД разворачивается под жестким и постоянным социальным контролем, на глазах у многих (не всегда компетентных) судей и оценщиков. Сложность «артистичного» выполнения задач в присутствии публики подчеркивается и тем фактором, что сотрудник обязан соблюдать не только общественный этикет, нормы морали, но и определенные уставные требования, которые иногда непонятны окружающим, связаны с некоторыми тонкостями. Умение сотрудников работать в присутствии публики существенно повышает эффективность воспитательных мероприятий и социальный престиж службы.

Ко второй группе особенностей деятельности сотрудников ОВД можно отнести всю ту специфику, которая связана с фактором опасности и риска. В противоположность представителям других профессий, работник милиции на протяжении едва ли не всего времени, а не только чисто служебного, находится в состоянии стресса. Он считается с вполне реальной возможностью получить травму после окончания служебного времени, даже придя домой, сняв форменную одежду, он в любой момент может ожидать экстренного вызова и подсознательного находится в постоянном напряжении.

Необходимо подчеркнуть такую существенную особенность деятельности, как виктимную предрасположенность большинства милицейских профессий, т.е. повышенную вероятность агрессивного нападения нарушителей общественного порядка на работника милиции, повышенную вероятность стать жертвой преступных посягательств. Вероятность агрессивного нападения на сотрудников ОВД обратно пропорциональна уровню их профессиональной подготовленности и во многом зависит от правильной организации службы, учета индивидуальных психологических особенностей работников при подборе личного состава на должности и посты, повышено уязвимые в виктимном отношении. Осознание сотрудником повышенной виктимности своего труда также может играть роль психотравмирующего фактора, приводящего к чрезвычайной эмоциональной напряженности службы.

Вся профессиональная деятельность сотрудников ОВД довольно жестко регламентирована существующим законодательством (Законом РФ «О милиции», Положением о службе в ОВД, Законом «Об оперативно - розыскной деятельности в РФ», Уголовным и Уголовно-процессуальным Кодексами РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ и др.) и приказами МВД РФ. Данное обстоятельство формирует стремление строго придерживаться правовых норм, воздействующих на поведение, направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих, социально значимых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности, особенно сотрудников ОВД, их ответственности перед обществом, нормативности (конвенциальности) поведения. Данное интегративное свойство рассматривается в качестве одного из главных факторов их профессиональной пригодности. Особенно велика роль правосознания, установочного отношения к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в неожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями профессионального риска, например, в ситуации, провоцирующей взятку, в ситуации допроса свидетеля и других.

Использование сотрудником ОВД своих властных служебных полномочий нередко существенно затрагивает интересы граждан, юридических лиц, организаций. Поэтому предоставление должностным лицам ОВД соответствующих полномочий предполагает и разумное их использование с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.

Известно, что малейшее отступление от требований закона относительно использования властных полномочий тем или иным должностным лицом может привести к тяжелым последствиям, причинить вред, нанести серьезную психическую травму человеку и его близким, отрицательно повлиять на его авторитет и репутацию среди окружающих, сформировать искаженное мнение о нем.

Выполнение сотрудником ОВД его функциональных обязанностей требует наличия определенных психологических качеств, умений и способностей:

- способности решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни;

- готовности к ситуациям вооруженного единоборства с преступниками;

- способности к интенсивной межличностной коммуникации с криминальными элементами;

- высокой психофизиологической выносливости, связанной с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность рабочего дня составляет 10-12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая неделя, ночные выезды на задержание после интенсивного рабочего дня и т.п.);

- способности выдерживать длительное эмоциональное напряжение, чувство страха, неопределенности, неуверенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкими и т.п.;

- способности к длительному напряжению сенсорных систем в условиях монотонии (например, скрытое наблюдение за объектом, его сопровождение, ожидание и пр.);

- необходимости постоянной интенсивной интеллектуальной активности (анализ непрерывно меняющейся оперативной информации, удержание в памяти большого количества фактов, принятие решений в условиях дефицита времени и информации);

- способности к ролевому перевоплощению, умению выдавать себя за других людей, безошибочно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов;

- хорошо поставленной речи, речевой находчивости, умения быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрыв тем самым истинные намерения.

В большинстве случаев для успешного выполнения функциональных обязанностей от сотрудника ОВД требуется высокий уровень самостоятельности и персональной активности.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями отрицательными, необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени. Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярностью, сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.

Понятно, что приведенные выше особенности профессиональной деятельности являются наиболее общими, базовыми и в какой-то степени, возможно, в деталях не отражают некоторой специфики различных видов деятельности в системе МВД.

Психологический анализ профессиональной деятельности сотрудника ОВД, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в ОВД.

Итак, в наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности сотрудников ОВД являются: познавательно прогностическая, коммуникативная, организационно-управленческая и воспитательная деятельность. Тенденции изменений в сфере правопорядка, расширение и усложнение задач, стоящих перед сотрудниками ОВД, повышенные требования к эффективности их деятельности при строгом соблюдении законности и уважении прав граждан повышают роль профессиональных знаний. Изменилась не только роль знаний, но и требования к их многогранности, обстоятельности, содержанию, глубине. Нужны знания фундаментальные, научные, комплексные, актуальные и практически значимые. Поэтому формирование знаний выступает исходной задачей в обучении специалиста и формировании его мастерства. Специалисту нужно овладение фундаментальными, специализированными, прикладными знаниями. Фундаментальные знания - общие, системные, обстоятельные, глубокие знания в области права (его основных закономерностей, механизмов и положений) и в смежных областях. Они составляют основу профессионального образования, обеспечивают видение широких и дальних горизонтов своей профессиональной деятельности, способность исходить всегда не из узко профессиональных, а из государственных интересов, осуществлять всесторонне взвешенный, осмысленный, комплексный подход в решении задач.

Специализированные профессиональные знания имеют непосредственно прикладное значение. Это знания в конкретной области правоохранительной деятельности, обеспечивающие осмысленное выполнение профессиональных действий и решение задач.

Профессиональные навыки. Как бы ни были важны знания, но профессионал - это, прежде всего, человек, умеющий профессионально действовать, получать практические результаты. Психологическими компонентами мастерства, обеспечивающими это, выступают профессиональные навыки и умения. Профессиональным навыком называется автоматизированный способ выполнения действия, обеспечивающий эффективность последнего.

Свойства навыков: скорость, точность, экономичность (выполнение действий при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение действий без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения действий при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам - перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность. Навыки - автоматизированные компоненты сознательной деятельности. Они освобождают сознание специалиста от черновой работы, т.е. от припоминания разных сведений, приемов, рекомендаций того, что и как делать, от контроля за движениями рук и ног, от размышления над соблюдением простейших правил. Они позволяют автоматизировано выполнять действия, отработанные до навыка, и одновременно концентрировать внимание на чем-то другом, не менее важном: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата и пр. Было бы, однако, неверным назвать навыки бессознательными. Они всегда выступают способами сознательно осуществляемой деятельности и всегда находятся на периферии сознания, держащего их под контролем.

Различают навыки сенсорные, умственные и двигательные. Примером профессиональных сенсорных навыков сотрудника ОВД могут быть навыки наблюдения, проверки документов, осмотра; оценки расстояний, величин объектов; идентификации человека по фотороботу; обнаружения (зрением, слухом, обонянием и др.) малозаметных, но профессионально важных признаков; выявления и оценки психического состояния собеседника, различения интонаций его голоса и выражения глаз; своевременного обнаружения скрытых приготовлений задержанного к каким-то действиям и т.п. Жестикуляция регулировщика дорожного движения, уверенное выполнение приемов задержания преступника или самозащиты, манипуляция органами управления транспортным средством, обращение с оборудованием следственного чемодана, движение рук при обыске человека, быстрое выхватывание пистолета из кобуры и т. п. - это профессиональные двигательные навыки. Навыки работы с документами, их оформление и заполнение по стандарту, чтение карты, быстрая оценка обстановки, интуитивные решения, быстрые расчеты, самоконтроль, соблюдение некоторых норм и положений инструкций (процессуальная последовательность допроса, осмотр места происшествия по определенной схеме - расходящейся или сходящейся спирали, справа налево или наоборот и пр.) - примеры профессиональных умственных действий. Нередки и комплексные профессиональные навыки, содержащие признаки сенсорных, двигательных и умственных навыков в разных пропорциях: речевые навыки, навыки общения, навыки реагирования на аварийно-опасную ситуацию при дорожном движении, навыки проверки документов, удостоверяющих личность граждан; стрельбы из пистолета, работы на персональном компьютере и др. За внешне простыми и часто не требующими специального освоения движениями и действиями (нажатие кнопки, заполнение протокола, наблюдение за лицом собеседника, хождение по улице, осмотр места происшествия, допрос и др.) скрывается сложная познавательная, волевая и эмоционально насыщенная внутренняя деятельность. Однако для отдельных специалистов (занимающихся борьбой с организованной преступностью, решающих задачи по нейтрализации террористов, вооруженных преступников и т.п.) резко возросли требования и к двигательным навыкам - разнообразным способам ведения силовой борьбы с преступниками, их подавления и задержания. Изменение психологических характеристик многих профессиональных навыков сотрудников ОВД предъявило более высокие требования к методике их формирования и полноценной отработке всех свойств навыков.

Профессиональное умение - это освоенный специалистом комплексный способ успешных профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В основе его лежит психическое образование, объединяющее знания и навыки специалиста со специальной обученностью использовать их при действиях в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно. В отличие от навыка в умении отчетливо и активно представлено мышление. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение - в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга повторениях. Они выражаются в обученности специалиста тому, чтобы он мог изучить и понять своеобразие ситуации, принять адекватное ей решение, видоизменить порядок и способы действий так, чтобы они отвечали реалиям обстановки; действовать осмысленно, контролируя себя и внося по необходимости коррективы действия для наилучшего достижения цели. В умении всегда присутствует элемент творчества. Свойства умений: адекватность ситуации, осмысленность, гибкость, отвечающая обстановке скорость выполнения, надежность, успешность. Различают простые и сложные умения. Если используемые знания нет нужды преобразовывать и из них прямо вытекает, что и как делать, то, поступая соответствующим образом, специалист проявляет простое умение. Не редко такие умения выступают начальным этапом формирования какого-то навыка и самостоятельного значения для мастерства не имеют. Другое дело - сложные умения. Именно они несут в себе те признаки, которые выделены в определении умения, приведенном выше. Сложное умение включает в себя знания и навыки, но само никогда в навык не превратится. Например, такие профессиональные действия, как осмотр места происшествия, допрос, задержание вооруженного преступника, личный сыск, разведывательный опрос, патрулирование, раскрытие преступления по горячим следам, освобождение заложников, обучение подчиненного, профилактическая беседа и многие другие, сколько бы раз они ни выполнялись одним и тем же сотрудником ОВД, никогда не будут выполняться бездумно, машинально, автоматически. Каждый раз ему надо будет напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность.

Умения классифицируются и по другим признакам, например, по содержанию действий, по специальностям, по условиям действий. Различают еще умения специалиста, умения организатора-управленца, умения работы с людьми и др. Сложные профессиональные умения - венец специальной обученности и профессионального мастерства специалиста органов внутренних дел.

Профессиональная стратификация лежит в основе социально-психологических процессов в организациях и в правоохранительных организациях в том числе. Она же является базой для организации статусно-ролевых отношений в социальных группах и организациях. Основу межпрофессиональной стратификации составляют два параметра: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования организации в целом; 2) уровень личностных способностей, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

П. А. Сорокин считает, что наиболее социально значимые профессии - это те, которые связаны с функциями организации и контроля.

Выделяются высота, этажность и профиль профессиональной стратификации. Высота приблизительно может быть измерена на основе трех параметров:

1. через разницу в подчинении низших групп высшим в рамках определенной профессиональной группы;

2. через степень зависимости низших слоев от высших;

3. через степень оплаты высших слоев и низших, занятых одной и той же деятельностью.

Термин «этажность», по Сорокину, определяет внутреннюю градацию профессиональной стратификации, которая измеряется числом рангов (например, квалификационных разрядов) и эшелонов в управленческой иерархии.

Понятие «профиль» выявляет относительное соотношение людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам этой профессиональной группы или к количеству людей других профессиональных групп. Например, если организация состоит из наемных рабочих, служащих высокого ранга и руководителей, то профиль будет менять свою рельефность в соответствии с соотношением каждого из этих подгрупп профессиональной группы ко всему количеству людей, занятых определенной деятельностью.

Показателем здоровья как личности, так и организации является статус- но-ролевая мобильность, которая является частью социальной мобильности. Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социального статуса, роли, занимаемой в социальной структуре того или иного сообщества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения индивидов. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях:

1. вертикальном - движение вверх и вниз;

2. горизонтальном - передвижение на одном и том же социальном уровне.

Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальная мобильность переход одного индивидуума из данной социально-профессиональной группы в другую или же статусное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется переходом в новый социально-экономический статус и, следовательно, социальная мобильность происходит лишь тогда, когда социальный статус меняется на уровне социальных страт общества в целом. Для социальной психологии вопрос в такой плоскости ставить нельзя. Для организаций социальная мобильность означает переход индивидуума из одной социальной группы в другую, с одной профессии в другую на протяжении своей профессиональной карьеры. Это может быть повышение звания, занятие более высокой или низкой должности, переход в более престижное или менее престижное подразделение ОВД и т. д., в целом эти переходы обеспечиваются приобретением и повышением профессиональной компетентности.

Профессионально-статусное продвижение определяется рядом факторов, среди которых важнейшим является деятельность, лежащая в основе профессии. Вовлечение личности в деятельность происходит через становление отношения личности к целям деятельности, осознание потребности в их достижении.

Мотивация же деятельности есть процесс выработки личностью своей позиции в отношении к целям деятельности, возможным путям их достижения, т.е. процесс становления отношения к труду. Ф.Н. Щербаком, в связи с этим отмечается, что возникает необходимость изучения отношения работника ко многим конкретным факторам трудового процесса, производственной обстановки и непосредственных связей в трудовом коллективе.

Кроме внутриличностных факторов обеспечения эффективности деятельности, А.Л. Свенцицкий указывает на то, что большое значение должно придаваться подготовке детальных нормативных актов, должностных инструкций, в которых необходимо указывать статусно-ролевой контекст работы - цели работы лица, выполняющего данную официальную роль, его обязанности и права, виды его официального взаимодействия (с другими членами организации).

Обстоятельная и четкая должностная инструкция обеспечивает основу для адекватного понимания человеком своей роли в организации. Главное, однако, здесь - моральная готовность человека, его желание принять эту роль, а в последующем активно следовать ей. Тогда ролевые требования, исходящие от каких-либо социальных групп, подкрепляются соответствующими требованиями человека к самому себе.

Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью нашего общества, поэтому происходящие перемены в стране требуют и от Министерства внутренних дел РФ изменений в стратегии и тактике управления как всей системой органов внутренних дел, так и каждым отдельным подразделением. Важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов - это работа с людьми, эффективное, психологически компетентное общение, межличностное взаимодействие. Ряд специалистов обращают внимание на особые коммуникативные умения - приемы установления контакта, методы оценки личности собеседника, психологические барьеры взаимопонимания, активное слушание, умение вести беседу, наблюдательность. Этот комплекс сложных коммуникативных умений и навыков может быть обозначен общими понятиями коммуникативной и социально-психологической компетентности сотрудника правоохранительных органов. Заметим, что в исследованиях понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении» употребляются как тождественные. В данном вопросе мы разделяем точку зрения Л. А. Петровской.

Как отмечает Л. А. Петровская, компетентность в общении предполагает, прежде всего, готовность и умение строить коммуникацию на разной психологической дистанции (близкая, отстраненная), адекватно включаться в разные виды общения (интимно-личностное, профессионально-деловое, учебно-деловое). При этом важно осознать полифоничность, полноту общения. По ее мнению, «. основным в развитии компетентности общения является направленность на обретение богатой, многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения (самоподачи) партнеров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной».

Петровская Л.А., Жуков Ю.М. и Растянников П.В. в совместной работе обозначили компетентность в общении как систему внутренних ресурсов (знаний, умений и навыков перцепции, интеракции, коммуникации), необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в его исполнительской и ориентировочной части.

В проводимых исследованиях социально-психологической компетентности подчеркивается, что в настоящее время происходит смещение приоритетов в качествах, которые должны быть присущи работнику ОВД. От профессионализма в узком, конкретно-производственном смысле слова, акценты в требованиях смещаются к решению задачи, связанной с развитием комплекса деловых и личностных качеств: умение разбираться в людях, умение эффективно влиять на их поведение, способность убеждать и вдохновлять, а также способность управлять собственным поведением. Компетентность поставлена в прямую связь с деятельностью, то есть с результативностью решения проблемных задач.

Собственно коммуникативные способности и, прежде всего, стили межличностного общения направлены на способствование эффективному процессу взаимодействия сотрудника ОВД как по горизонтали, так и по вертикали. Они создают необходимые предпосылки для реального поведения сотрудника, основанного на личностных диспозициях и ранее освоенных им поведенческих шаблонах.

Следует отметить еще одну особенность деятельности сотрудника органов внутренних дел. Имеется в виду постоянная необходимость даже в работе рядового патрульно-постовой службы милиции заниматься «усмотрением» Этот термин входит во многие нормативные акты (должностные инструкции, законы и т.п.). Он означает, что субъект обязан во многих конкретных и часто уникальных ситуациях действовать по собственному усмотрению исходя из специфики ситуации, то есть субъект подобной деятельности должен не только хорошо знать, понимать и принимать те нормы деятельности, которые ему задает вышестоящий управленец - цели, планы, принципы, технологии, программы деятельности, - но и самостоятельно доопределять их, исходя из специфики ситуации. Он должен не только действовать как исполнитель законов и подзаконных актов, но и зачастую выходить в управленческую позицию и самостоятельно принимать решения о своих последующих действиях.

Дело в том, что те нормы деятельности, которые задаются управленцем в юридической сфере - законодателями, министром внутренних дел, начальниками всех степеней, - по необходимости носят очень обобщенный, абстрактный характер.

Сотрудник ППСМ вынужденно обязан самостоятельно доопределять многие нормы своей деятельности, учитывая особенности граждан, время суток, погодные условия и пр. В некоторых случаях он может нарушить абстрактную цель, данную ему в инструкции, и обратить «особое» внимание на другие участки маршрута по своему усмотрению. В других случаях он обязан самостоятельно выбирать цель своих действий: задержать гражданина - правонарушителя или ограничиться устным выговором.

Ему также необходимо самостоятельно принимать решения по выбору средств, орудий труда в каждом деятельностном акте. Иногда это могут быть слово, жест, вполне достаточные для достижения обобщенной цели - обеспечения правопорядка, иногда же он волен применить специальные средства - наручники, резиновую палку и даже огнестрельное табельное оружие.

Таким образом, специфика деятельности сотрудника ОВД заключается в том, что ему часто приходится выходить из простой исполнительской позиции и заниматься нормотворчеством своей деятельности. Он как управленец обязан формулировать нормы своего деятельностного акта: определять цель, план, программу своего труда и т.д. Это требует огромной и профессиональной, и общечеловеческой культуры. Каждый сотрудник органов внутренних дел обязан таким образом, обладать хорошо развитым профессиональным умением - быть управленцем своих действий, уметь предельно конкретизировать абстрактные нормы своего труда. Он должен обладать хорошо развитым и абстрактным, и конкретным мышлением, уметь работать в логике систематического уточнения абстрактных норм, в логике восхождения от абстрактного к конкретному.

Итак, деятельность сотрудников ОВД представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона. Важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников ОВД - это работа с людьми, эффективное, психологически компетентное общение, межличностное взаимодействие. Рассмотрение особенностей статусно-ролевого поведения позволяет нам отметить особую значимость этого явления в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

 



3




Сейчас читают про: