Организация проведения комплексных оперативно-профилактических операций

Для достижения профилактического эффекта в борьбе с преступностью OPM применяются в совокупности с иными мерами, предусмотренными законодательсгвом.
В деятельности правоохранительных органов получили распространение комплексные оперативно-профилактические операции (КОПО). Практика их проведения в правовом плане наиболее подробно урегулирована МВД России.
Как отмечено в Инструкции об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России (утвержденной приказом МВД России от 13 августа 2002 г. № 772), КОПО — совокупность оперативно-розыскных, контрольнонадзорных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых (при необходимости — совместно с другими федеральными органами исполнительной власти) в соответствии с законодательными и иными нормативными актами в масштабах страны, одного или нескольких субъектов РФ по единому замыслу для достижения конкретной цели.
    Целями КОПО являются: снижение остроты криминогенной обстановки на определенной территории, объекте или в отрасли экономики; повышение эффективности деятельности ОВД по борьбе с преступностью, административными правонарушениями; активизация выявления и розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда.
КОПО подразделяются:
на федеральные — проводятся одновременно на территории всей страны либо нескольких субъектов РФ, находящихся в пределах разных федеральных округов, а также на объекте (зоне ответственности) всех или нескольких УВДТ, УВД (ОВД), МВД, ДРО;
окружные — проводятся на территории всех или нескольких субъектов РФ, находящихся в пределах одного федерального округа;
региональные — проводятся на территории одного субъекта РФ или на объекте (зоне ответственности) одного УВДТ, УВД (ОВД) ДРО;
плановые — проводятся на основе планов основных организационных мероприятий ОВД;
внеплановые.
КОПО осуществляются при неукоснительном соблюдении принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, внезапности с использованием гласных и негласных средств и методов.
КОПО могут проводиться в несколько этапов, продолжительность каждого из которых не должна, как правило, превышать 10 суток.
Период времени между различными КОПО либо отдельными этапами одной операции должен составлять, как правило, не менее 15 дней.
Одновременное проведение на территории одного субъекта РФ, объекте (зоне ответственности) одного УВДТ, УВД (ОВД) ДРО двух КОПО и более не допускается.
В случае принятия вышестоящим руководителем решения о проведении внеплановой КОПО осуществление иных КОПО на данной территории (объекте, зоне ответственности) прекращается.
В исключительных случаях решение о проведении двух КОПО и более одновременно или о продлении сроков КОПО может быть принято МВД России.
Отмена, прекращение или изменение сроков КОПО могут быть осуществлены только руководителем, принявшим решение о проведении КОПО, либо вышестоящим руководителем.
Участие в КОПО сил и средств других федеральных органов исполнительной власти определяется по согласованию с ними.
        Основанием для проведения КО ПО является: на территории всей РФ либо нескольких субъектов РФ, находящихся в переделах разных федеральных округов, — приказ министра внутренних дел РФ, а также заместителя министра.

При этом внеплановые операции проводятся только по приказу министра внутренних дел РФ;
в федеральном округе - приказ министра внутренних дел РФ или его заместителя, закрепленного за федеральным округом;
в субъекте РФ — приказ министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД субъекта РФ;
на объекте (зоне ответственности) УВДТ, УВД (ОВД) ДРО — приказ заместителя министра, начальников УВДТ, УВД (ОВД) ДРО.
Непосредственная организация и проведение КОПО возлагается на штаб по проведению КОПО. В состав штаба включаются руководители служб и подразделений, задействованных в КОПО.
В зависимости от масштабов КОПО штабы создаются: в МВД России — для проведения КОПО федерального уровня; в главных управлениях МВД России по федеральным округам — для проведения КОПО окружного уровня и участия в КОПО федерального уровня; в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД) ДРО - для проведения КОПО регионального уровня или в зонах ответственности соответствующих ОВД на транспорте и режимных объектах, а также для участия в КОПО федерального и окружного уровней.
Штаб выполняет следующие функции: разрабатывает на основе анализа оперативной обстановки план проведения КОПО, которым определяются сроки, места и объекты проводимых мероприятий, их ресурсное обеспечение и другие вопросы; согласовывает план проведения КОПО со всеми заинтересованными службами и подразделениями ОВД; доводит план проведения КОПО после его утверждения до нижестоящих штабов и исполнителей; осуществляет расстановку сил и средств, ставит конкретные задачи перед задействованными в КОПО подразделениями ОВД; организует и контролирует выполнение запланированных мероприятий; обеспечивает взаимодействие между всеми участниками КОПО; анализирует информацию о ходе КОПО, в необходимых случаях руководит силами и средствами, задействованными в ее проведении; готовит статистический отчет о результатах КОПО и направляет его в соответствующий ИЦ;
информирует руководителя ОВД, а также вышестоящий штаб о ходе и результатах КОПО; предоставляет СМИ необходимые сведения о проводимой КОПО; по завершении КОПО или ее этапа направляет соответствующую учетную карточку: штаб федерального и окружного уровней - в ГИАЦ; штаб регионального уровня - в ИЦ УВДТ, ДРО, ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
         Начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД) ДРО при подготовке и проведении КОПО на обслуживаемой территории обязаны обеспечить: издание приказа о проведении КОПО на обслуживаемой территории, предусмотрев создание штабов; взаимодействие на местах с подразделениями других федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в КОПО; информирование полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, органов прокуратуры, а также органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о предстоящей КОПО и ее результатах; постоянный контроль за работой штаба, подчиненных органов и подразделений, приданных сил; решение вопросов, связанных с компенсацией сотрудникам сверхурочного времени работы в период проведения КОПО.



























Вся профессиональная деятельность сотрудников ОВД довольно жестко регламентирована существующим законодательством (Законом РФ «О милиции», Положением о службе в ОВД, Законом «Об оперативно - розыскной деятельности в РФ», Уголовным и Уголовно-процессуальным Кодексами РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ и др.) и приказами МВД РФ. Данное обстоятельство формирует стремление строго придерживаться правовых норм, воздействующих на поведение, направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих, социально значимых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности, особенно сотрудников ОВД, их ответственности перед обществом, нормативности (конвенциальности) поведения. Данное интегративное свойство рассматривается в качестве одного из главных факторов их профессиональной пригодности. Особенно велика роль правосознания, установочного отношения к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в неожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями профессионального риска, например, в ситуации, провоцирующей взятку, в ситуации допроса свидетеля и других.

Использование сотрудником ОВД своих властных служебных полномочий нередко существенно затрагивает интересы граждан, юридических лиц, организаций. Поэтому предоставление должностным лицам ОВД соответствующих полномочий предполагает и разумное их использование с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.

Известно, что малейшее отступление от требований закона относительно использования властных полномочий тем или иным должностным лицом может привести к тяжелым последствиям, причинить вред, нанести серьезную психическую травму человеку и его близким, отрицательно повлиять на его авторитет и репутацию среди окружающих, сформировать искаженное мнение о нем.

Выполнение сотрудником ОВД его функциональных обязанностей требует наличия определенных психологических качеств, умений и способностей:

- способности решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни;

- готовности к ситуациям вооруженного единоборства с преступниками;

- способности к интенсивной межличностной коммуникации с криминальными элементами;

- высокой психофизиологической выносливости, связанной с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность рабочего дня составляет 10-12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая неделя, ночные выезды на задержание после интенсивного рабочего дня и т.п.);

- способности выдерживать длительное эмоциональное напряжение, чувство страха, неопределенности, неуверенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкими и т.п.;

- способности к длительному напряжению сенсорных систем в условиях монотонии (например, скрытое наблюдение за объектом, его сопровождение, ожидание и пр.);

- необходимости постоянной интенсивной интеллектуальной активности (анализ непрерывно меняющейся оперативной информации, удержание в памяти большого количества фактов, принятие решений в условиях дефицита времени и информации);

- способности к ролевому перевоплощению, умению выдавать себя за других людей, безошибочно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов;

- хорошо поставленной речи, речевой находчивости, умения быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрыв тем самым истинные намерения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: