Философско-правовые взгляды представителей французского и американского просвещения

 

В центре французской философско-правовой мысли XVIII в. проблемы человека и его благополучия в условиях "разумного" государства, возглавляемого просвещенным правителем.

 

Наиболее четко эти идеи выразил мыслитель эпохи Просвещения Вольтер. Будучи воинствующим атеистом, он объявил религию главным источником невежества, порождающего все беды народа, но выгодного церкви, феодалам, аристократам.

 

Вольтер выдвинул концепцию "просвещенного монарха", суть которой в том, что несправедливость, царящую в обществе, может исправить умный, просвещенный (образованный) правитель. В его власти установить равенство всех перед законом, отменить пытки, учредить свободу слова и вероисповедания, неприкосновенность частной собственности, гласность суда и иные правовые нормы.

 

Другой французский просветитель Шарль Луи де Монтескьё (1689–1755) выступил с критикой теории Гоббса ("война всех против всех" как естественное состояние людей) и провозгласил, что человек от природы не агрессивен, а боязлив. Его естественным состоянием является стремление к миру, равенству, к "жизни сообща". На заре развития человек опирался на естественные законы – сохранение мира, добывание пищи и др. Среди таких законов Монтескьё особо выделяет желание жить в коллективе, в обществе. На основе этого желания и возникает государство.

 

Духом любого закона, полагал Монтескьё, должно быть право, только правовые законы формируют свободу. Право он рассматривает как общечеловеческую ценность, так как его цель – свобода, равенство и безопасность всех людей.

 

Одна из наиболее ярких фигур французского Просвещения – Жан-Жак Руссо (1712–1778), вошедший в историю философско-правовой мысли как автор ряда оригинальных концепций – свободы и равенства, равенства и неравенства, естественного состояния и общественного договора, политического права и политических законов, общей воли и юридических законов.

 

Руссо, в частности, считал, что конец естественному и справедливому состоянию общества положила частная собственность, она породила страх, войну, имущественное расслоение.

 

Не менее оригинально Руссо трактовал происхождение государства. По его мнению, богатые предложили учредить государство на основе общественного договора, предусматривавшего всеобщее равенство перед законом. Однако они обманули бедных, создав такое государство и установив такие законы, которые защищают интересы только богатых. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах – резюмирует философ.

 

Он был убежден, что права человека в условиях политического и экономического неравенства могут быть защищены только законами. Люди подчиняют свою волю "общей воле", "общему Я", народу, единственному, кто обладает суверенитетом. Кроме "общей воли", представляющей общие интересы, существует еще и "воля всех", которую Руссо рассматривал как частные интересы общества.

 

Работы французских просветителей подготовили философско-правовую почву Великой Французской революции. Их идеи получили широкое распространение во всем мире – от России до Америки. Концепция общественного договора, в частности, была подхвачена русским мыслителем Н. А. Радищевым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: