Молдавский народный танец

Молдавия

Танец – это экспрессивное и глубоко народное творчество, эмоциональное художественное отражение многовековой истории молдавского народа.

Истоки молдавского танца следует искать в далеком прошлом – у фракийцев и гето-даков. Большинство ритуальных обычаев античности связано с вхождением в особое состояние посредством танца. Классифицируя танцы, можем отметить «миметический утилитарный», сопровождающий деятельность человека, затем ритуальные танцы, которые сопровождались песнями и ритмичными движениями. Танцевались они, как правило, на открытом месте: на лугах и равнинах. Такие танцы исполнялись 7, 9, 11…, то есть нечетным количеством танцоров, что имело сакральный смысл для наших предков. Позже возник игровой танец, разыгрывающий любовные и другие сюжеты, «подражающий животным» и прочее, и только в эпоху неолита появляется «архаичная хора», что означало в этот период наличие коллективного общения и образование архетипической матрицы кинетических форм танца более позднего времени. Одни из самых известных молдавских ритуальных танцев – это «Кэлушарий» и «Дрэгайка», танцы, имеющие глубокую связь с историей культуры нашего народа.

Ещё с давних времен будни народа были связаны с «коллективными танцами», в которых с необыкновенной силой отразилась эмоциональная энергия молдаван – «Хора», «Сырба», «Бэтута», «Брыул», «Трей лемне» и другие.

В свое время такие танцы, как «Русяска», «Булгэряска», «Арменяска», «Цыгэняска» были заимствованы у русских, болгар, армян и цыган. Выбирая отдельные элементы и ритмы танцев других народов, молдаване исполняли их по-своему – ярко, зажигательно и своеобразно. Ни у одного из вышеобозначенных народов нет подобных молдавским танцев, если же встречаются, то называются молдавскими.

Для различных исторических периодов характерны определенные жанры танцев. Для эпохи Средневековья характерны коллективные танцы «цепочные», «круговые», в то время как в эпоху Возрождения стали популярны мужские сольные танцы. Также в этот период получают распространение вольные парные танцы.

В феодальную эпоху у молдаван был распространен так называемый деревенский танец, который позже исполнялся и дворянством, превращаясь в «жок – народный танец».

Широкое распространение получил танец «хора», который, по некоторым свидетельствам, является самым древним в Молдове. Но еще в начале XIX века слово «хора» обозначало не просто танец, так назывался еще и праздник, особое народное торжество (например, «Хора сатулуй»). У хоры нет четко обозначенного завершения, её продолжительность зависит от изобретательности танцоров. Существует множество вариантов этого танца в разных регионах страны. Хора может быть названа по месту проведения («Хора из Орхея») или по имени лица или события, в честь которого исполняется («Хора невесты», «Хора Иленуцы», «Свадебная хора»). Иногда слово «хора» опускается и тогда танец называется просто «Нуняска», «Флоричика» и т. д.

В середине XIX века термин «хора» в самом широком смысле вытесняется термином «жок». Жок организовывали группы парней, они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок, как правило, проводился с утра до позднего вечера.

В XIX–XX веках вольные танцы вытесняются парными и групповыми. На основе фольклорного танца создаются сценические постановки народных танцев, исполняемые профессиональными танцорами. Самые лучшие из них входят в золотой фонд национальной хореографии.

На протяжении своей долгой истории танец в Молдове претерпел множество изменений, отражая культурное развитие страны, сохраняя при этом традиционные элементы, которые и сегодня являются основой современного молдавского танца.

Для молдавских народных танцев характерно стилевое разнообразие в зависимости от региона страны.

Встречается множество ритмов и темпов, различных положений рук с плавными, элегантными движениями в женских танцах и виртуозностью в мужских. Четко обозначенная последовательность технических элементов определяет ярко выраженные национальные особенности молдавских народных танцев. С таким же темпераментом исполняются гагаузские и болгарские танцы, распространенные именно в Молдове, которые хоть и влияют друг на друга, все же сохраняют свои выразительные свойства и особенности.

По метро-ритмической структуре и типам движений танцы можно классифицировать следующим образом:

• тип «сырба» (размер 2/4, исполняются быстро мужчинами и женщинами, образующими круг, положение рук – на плечах),
• тип «бэтута–хора» (размер 2/4, исполняются быстро, как правило, танцуются мужчинами и включают виртуозные движения);
• хоры (исполняются женщинами, танцующие образуют круг или полукруг и держатся за руки),
• тип «остропэц» (связаны с ритуальными танцами, размер – 7/16 или 3/8, исполняются быстро, как правило, сольно, в руках танцующие держат какой-либо предмет из приданого),
• тип «хора–маре» (размер 6/8 или 3/8, исполняются медленно и умеренно, участники образуют круг, держатся за руки, которые согнуты в локтях и приподняты на уровне плеч).

По своему общественному значению молдавские народные танцы классифицируются на ритуальные танцы, связанные с календарными («Капра», «Кэлушарий») и семейными («Дансул миресей», «Зестря», «Жокул маре») обычаями, и неритуальные танцы, которые, в свою очередь, подразделяются на танцы с предметом. «Коаса», «Поама», «Ицеле», «Сфределушул», «Сысыякул», «Тэбэкэряска», «Здроболянка», «Кошерул», «Жокул ферарилор» – отражают трудовой процесс. «Хайдучяска», «Войничяска», «Арнаутул» – показывают героическую борьбу народа. «Илинуца», «Катинкуца», «Мититика» – передают образ женщины. «Трандафирул», «Бусуёкул», «Оляндра», «Раца», «Гиочелул», «Лилиякул», «Хулубул», «Кэлуцул» – посвящены флоре и фауне. «Фулджерул», «Вынтул» – танцы о феноменах природы. Также встречаются и сатирические танцы, например – «Солтикул».

Существуют танцевальные па с разного типа перемещениями, широкими или мелкими шагами на месте, с па синкопированными, измененными или последовательными, вариативна и позиция рук во время танца, и различные музыкальные ритмы – все это приводит к огромному стилевому разнообразию танцев в различных регионах страны.

Государственный академический ансамбль народного танца Молдовы «Жок» свое название получил от молдавского народного танца. Ансамбль был создан 23 августа 1945 года в Кишинёве балетмейстерами Л. Леонарди и Л. Зельцманом. С 1957 года художественным руководителем является Владимир Курбет (народный артист СССР), является первым мастером балетного искусства, художественным руководителем ансамбля народного танца «Жок». В настоящее время в коллективе работают 65 танцоров и 25 музыкантов.

Хора — один из самых древних молдавских танцев. Раньше она исполнялась под песенное сопровождение, что присуще в основном танцам, в которых принимали участие женщины. Хора и сейчас самый массовый танец, она и называется «Хоре маре!» («Большая хора»). Соединенные руки танцующих являются олицетворением дружбы и доверия. Музыка звучит беспрерывно, и поэтому танец оканчивается только тогда, когда все устают. И хоре не бывает входящих в круг или полукруг солистов.

В настоящее время хора исполняется в умеренном темпе, и уже затем переходит в другой, более быструю сырбу или молдавеняску. В южной части Молдавии еще и сейчас можно услышать крики: «Идем на хору!» И народ собирается на большой танцевальный праздник.

Говоря о наиболее распространенных в Молдавии танцах, необходимо остановиться на молдавеняске. Мелодию этого танца, распевную и широкую, знают и любят взрослые и дети. Представить себе Молдавию без молдавеняски невозможно. Она построена на подскоках, вращениях в парах, на быстрых перестроениях, в которых основой остается круг (большой или несколько маленьких). Танец сопровождают широкие взмахи рук, стремительные перебежки, задорные выкрики.

Культурные связи молдавского народа с соседними славянскими народами сказались
на молдавском искусстве, в том числе и на танцах. Широкое распространение в
Молдавии имеел танец «Сырба», само название которого показывает его близость сербскому народу.
«Сырба» отличается быстрым темпом, синкопированным ритмом, резкими акцентами.
Существует «Сырба» в ряде разновидностей: «Сырба бэтрынилор» — танец стариков,
«Сырба бабелор» — танец старух, «Сырба флэкэрилор» — танец парней,
«Сырба трий чо-кане» — танец «в три молотка» с периодически повторяющимися тремя притопами.
Установить, какие элементы этих танцев заимствованы, какие имеют самобытный характер,
затруднительно, тем более, что при большом своеобразии молдавской хореографии любое движение, даже заимствованное им у другого народа, приобретает национальную окраску.

Своеобразный характер имеют в Молдавии танцы, исполняемые во время народной свадьбы.
Начинаются они в доме невесты, куда приезжают молодые после венца.
Главные распорядители на свадьбе «нанаш» — «венчальный» (посаженый отец) и
«нанашка» — «венчальная» (посаженая мать). Они первые заводят медленный,
торжественный танец хороводного типа, например «Хора» или «Оляндра»,
в хоровод вовлекаются и новобрачные. Вслед за тем снаряжается «поезд»,
который должен перевезти невесту со всем ее приданым в дом жениха.
Родственники невесты, приплясывая под звуки мелодии «хостропец»,
выносят и укладывают на специально поданный возок приданое невесты: подушки,
одеяла, платья, пестрые, цветистые ковры; они высоко поднимают над
головой все эти вещи, показывая их окружающим. У дома жениха возок с
приданым под ту же музыку также с приплясом разгружается.
Здесь начинается веселый пир, во время которого исполняются и
специально свадебные танцы и повседневные — «Молдавеняска», «Букурия» и др.

Исполняются народные танцы — как на «жоке», так и во время свадьбы — обычно под музыку оркестра национальных инструментов.

В старину наиболее распространенным из инструментов был «чимпой» — нечто вроде волынки из вывернутой наизнанку шкуры козленка.
Кроме того, в старинный оркестр входили: «кавал» — духовой инструмент вроде кларнета,
«флуер»—флейта, различные дудочки и свирели; из струнных — цимбалы, «кобза» — типа
балалайки и др. В настоящее время наиболее распространены в Молдавии скрипка и барабан.
Барабан обязательно сопровождает танцы на «жоке», его гулкие,
дробные звуки далеко разносятся за пределами деревни.

 































Молдавский народный танец

 

Содержание:

 

- Введение

- История танца

- Национальный костюм

- Стили молдавского танца

- Заключение

Список литературы

 


 


Введение

Танец во все времена был неотъемлемой частью культурной и общественной жизни, при любом событии танцы и песни играли важную роль, особенно в праздничные дни (проведение семейных обрядов, ярмарки, а также мероприятия, связанные с сельскохозяйственным трудом и верой народа в плодородие почвы).

У молдавского танца своя собственная богатая и действительно оригинальная история. С незапамятных времен танцы сопровождались песнями, хлопками, задающими ритм или игрой на ударных инструментах. Много позже танцорам стали аккомпанировать духовые оркестры или тарафы, в состав которых входили скрипки, цимбалы, флейты и прочие народные инструменты. Танцы сопровождались и сопровождаются сатирическими или шутливыми частушками.

Молдавский танец – один из наиболее древних видов народного искусства, его можно считать настоящей «поэмой нации», ведь когда танцуют молдаване, «говорят сердца». Каждое движение повествует о таланте и духовных качествах народа на разных исторических этапах.

В нем проявляются как характер и темперамент, так и сила и ловкость. Большое значение приобретают мудрость и юмор, честно и напрямую показывая чувства и стремления людей. Молдавские танцы – это настоящая сокровищница нашего народа, ведь они включают в себя и музыку и национальный костюм, и народное творчество и многое другое.

 


 


История танца

 

Танец – это экспрессивное и глубоко народное творчество, эмоциональное художественное отражение многовековой истории молдавского народа.

Истоки молдавского танца следует искать в далеком прошлом – у фракийцев и гето-даков. Большинство ритуальных обычаев античности связано с вхождением в особое состояние посредством танца. Классифицируя танцы, можем отметить «миметический утилитарный», сопровождающий деятельность человека, затем ритуальные танцы, которые сопровождались песнями и ритмичными движениями. Танцевались они, как правило, на открытом месте: на лугах и равнинах. Такие танцы исполнялись 7, 9, 11…, то есть нечетным количеством танцоров, что имело сакральный смысл для наших предков. Позже возник игровой танец, разыгрывающий любовные и другие сюжеты, «подражающий животным» и прочее, и только в эпоху неолита появляется «архаичная хора», что означало в этот период наличие коллективного общения и образование архетипической матрицы кинетических форм танца более позднего времени. Одни из самых известных молдавских ритуальных танцев – это «Кэлушарий» и «Дрэгайка», танцы, имеющие глубокую связь с историей культуры нашего народа.

Ещё с давних времен будни народа были связаны с «коллективными танцами», в которых с необыкновенной силой отразилась эмоциональная энергия молдаван –«Хора», «Сырба», «Бэтута», «Брыул», «Ынвиртита», «Трей лемне» и другие.

В свое время такие танцы, как «Русяска», «Булгэряска», «Арменяска», «Цыгэняска»были заимствованы у русских, болгар, армян и цыган. Выбирая отдельные элементы и ритмы танцев других народов, молдаване исполняли их по-своему – ярко, зажигательно и своеобразно. Ни у одного из вышеобозначенных народов нет подобных молдавским танцев, если же встречаются, то называются молдавскими.

Для различных исторических периодов характерны определенные жанры танцев. Для эпохи Средневековья характерны коллективные танцы «цепочные», «круговые», в то время как в эпоху Возрождения стали популярны мужские сольные танцы. Также в этот период получают распространение вольные парные танцы.

В феодальную эпоху у молдаван был распространен так называемый деревенский танец, который позже исполнялся и дворянством, превращаясь в «жок – народный танец».

Широкое распространение получил танец «хора», который, по некоторым свидетельствам, является самым древним в Молдове.

В середине XIX века термин «хора» в самом широком смысле вытесняется термином «жок». Жок организовывали группы парней, они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок, как правило, проводился с утра до позднего вечера.

В XIX–XX веках вольные танцы вытесняются парными и групповыми. На основе фольклорного танца создаются сценические постановки народных танцев, исполняемые профессиональными танцорами. Самые лучшие из них входят в золотой фонд национальной хореографии.

 

Национальный костюм

 

Важным атрибутом танца является национальный костюм: украшенный орнаментом и пронизанный творческим духом, он действительно неповторим. Традиционный молдавский костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц, образец красоты, способный поведать о старинных традициях, живое свидетельство процесса народного творчества.

Молдавия является одной из стран, где прослеживается огромное влияние других культур на традиционный (молдавский) национальный костюм. Практически все элементы наряда были позаимствованы у других народов. Основным компонентом стала рубашка туникообразной формы, либо с цельнокроеными рукавами. Такие рубашки обильно украшались вышивкой, а также цветочным орнаментом по груди, подолу и воротнику. Особой популярностью пользовались наряды с вышивкой счетными швами. Это мережа, крестик и гладь. Отличительными чертами молдавского наряда являются крой в талию, пояс, применение белой ткани и полотенчатообразный головной убор. До замужества женский молдавский народный костюм исключал ношение головного убора, а в праздничные дни костюм украшали бусами, серьгами и кольцами. Примечательно, что в костюме позволялось сочетание только двух-трех оттенков, а вышивка выполнялась в большинстве случаев в черном цвете.

Отдельного внимания заслуживают юбки, которые шились из чистой шерсти или хлопка с шерстяным утоком. Самой популярной моделью была юбка “catrină”, представляющая собой цельную несшитую ткань, которую оборачивали вокруг бедер. Главное при этом, чтобы одна пола ложилась на другую, после чего юбка крепилась поясом. В прохладное время года женщины носили жилетки, богато украшенные орнаментом.

История молдавского народного костюма изменилась в 19 веке, когда в моду вошли полотняные передники. Наличие такого передника и головного убора указывали на статус женщины в обществе. Описывая молдавский народный костюм, не стоит забывать о его обязательной детали – поясе. В Молдавии пояс служил показателем возраста женщины, и носили его только взрослые. Кроме шерстяных тканей в моде были шелковые пояса разноцветной окраски.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: