Вопрос 19. Образование и наука в 50-70-е годы 20 века

 

Благодаря явным успехам послевоенной медицины к середине 60-х годов, СССР удалось практически ликвидировать своё отставание в продолжительности жизни, которая вплоть до Второй мировой войны оставалась в СССР значительно ниже уровня западных стран.

В СССР, начиная с 1960-х годов, в ОИЯИ были получены 104, 105, 106, 107, 108 элементы таблицы Менделеева. Здесь же были синтезированы впервые сверхтяжелые элементы с атомными номерами со 112 по 117 и самый тяжелый на сегодня 118-й элемент.

Советское языкознание было представлено множеством школ и направлений, однако официально позиционировалось как опирающееся на единую марксистско-ленинскую методологию. Для многих советских лингвистов был характерен социологизм, материалистическое понимание явлений языка и общения, а также историзм в подходе к языку. В 1920—1940-е годы в советском языкознании доминировала псевдонаучная теория Н. Я. Марра (1864—1934), который утверждал, что язык является инструментом классового господства и что структура языка определяется экономической структурой общества.

В 1934 году советский физик П. Л. Капица впервые в мире создал гелиевый ожижитель.

В 1937 году в СССР был создан первый в Европе циклотрон.

В 1938 году П. Л. Капица открыл явление сверхтекучести гелия. В 1978 году «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур» ему была присуждена Нобелевская премия по физике.

В 1941 году советский физик-теоретик Л. Д. Ландау дал объяснение явлению сверхтекучести.

В 1956 году в СССР был изобретён и построен токамак (Тороидальная камера с магнитными катушками).

 

Вопрос 20. Литература и искусство в 50-70 годы 20 века.

 

Единство исторического процесса: рост благосостояния, утверждение демократии. Особое время со своими ориентирами: эпоха революционная, везде стремительные изменения, менялись люди и государство, мода и музыка.

Идеология отразилась в литературе: кинематограф и литература неореализма в Италии, новый кинематограф во Франции, движение сердитых молодых людей в Англии, многие художники сами по себе. Идеи контестации мало отражают правду. Важно негативное и позитивное: исходила из идеи личности (была фундаментом классического реализма), сохраняет верность классическому реализму. Многие писатели экспериментируют с формой, но в основном форма традиционная.

Присутствует элемент сатирического обличения форм западного общества. Широкие рамки, в них многое возможно.

Третья волна эмиграции (конец 60-х - 70-е годы) представляет собой прямое продолжение советской «оттепельной» литературы 60-х. Таланты были и в метрополии и в эмиграции. Количественно они преобладали в метрополии, но крупнейший поэт И. Бродский и крупнейший прозаик А. Солженицын были высланы из СССР.Эмигранты второй и третьей волны внесли в литературу зарубежья свой опыт. Так, роман Сергея Максимова «Денис Бушуев» (1949) и сборник его рассказов «Тайга» (1952) намного опередили «лагерную прозу» А. Солженицына и В. Шаламова. Эмигранты знали вторую мировую войну, но не Великую Отечественную. Они первыми показали противоречия военного времени (Л. Ржевский, В. Юрасов, отчасти Б. Ширяев), однако тема Великой Отечественной как тема героики и высокой нравственной чистоты - достояние главным образом советских писателей. Показательно, что Солженицын, участник Отечественной войны, игнорирует столь важную тему как таковую, вне связи с лагерной: это событие способствовало общенациональному, общенародному единению, а Солженицына интересуют истоки и проявления страшного раскола нации, ставшего самой большой исторической трагедией XX века. Избирательность подхода очевидна, ведь трагедия второй мировой войны и сама по себе грандиозна.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: