Цель, принципы и задачи психолого-педагогического консультирования.
Психолого-педагогического консультирование – это область практической психологии и педагогики, в которой посредством различных процедур решаются проблемы психически здорового человека, связанные с такими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование личности, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске решения проблемной ситуации.
Психолого-педагогическое консультирование – это непосредственная работа с людьми черезособым образом построенную беседу.
Главная цель этой работы – оказание помощи в решении большого спектра психологический проблем, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера.
В психолого-педагогическом консультировании на сегодняшний день существует множество направлений, каждое из которых определяет свои собственные цели и задачи в работе с клиентом, основывая их на своих теоретических постулатах.
|
|
Выделаются следующие теоретические направления в изучении личности:
- психоаналитическое, цели которого:
- перевод в сознание того материала, который посредством различных защитный механизмов был вытеснен в область бессознательного;
- воспроизведение раннего детского опыта и анализ вытесненных конфликтов и переживаний;
- р еконструкция базисной личности;
- алд лерианское, выдвигающие следующие цели:
- определение и трансформация жизненных целей клиента;
- формирование социально значимых целей;
- коррекция мотивационной сферы, устранение болезненного чувства неполноценности и чувства превосходства через формирование у клиента чувства равенства с окружающими людьми;
- бихевиоральное (терапия поведения), ставящее такие цели, как:
- исправление неадекватного поведения;
- формирование эффективных паттернов через научение;
- рационально-эмоциональная терапия А.Эллиса, выдвигающая следующие цели:
- нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, и формирование рационального и более толерантного подхода;
- обучение клиента применению научного метода в решении повседневных жизненных проблем поведенческого и эмоционального характера;
- клиент-центрированная терапия К.Роджерса, имеющая следующие цели:
- создание в пространстве консультирования такого благоприятного климата, в котором клиент будет способен на исследование себя, совей личности, а также тех проблем и внутренних конфликтов, которые препятствуют его личностному росту;
- развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта;
- развитие таких позитивных качеств личности клиента, способствующих его личностному росту, как чувство уверенности в себе и спонтанность;
- экзистенциальная терапия ставит следующие цели консультирования:
- помощь в осознании клиентом своих возможностей и своей свободы;
- изучение и устранение тех личностных факторов, которые могут стать помехой для клиентаи использованию им своей свободы;
- выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящее в его жизни события и на его жизнь в целом.
|
|
Основными задачами психолого-педагогического консультирования являются:
· индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к социальному работнику семейного профиля с целью позитивного решения сложных жизненных проблем, приобретения психолого-педагогических знаний или разрешения жизненно сложных ситуаций;
· выявление семей с повышенной напряженностью межличностных отношений и проведение с ними консультационной работы;
· оказание помощи родителям (супругам) в выявлении их психогенных отклонений, других причин дезорганизованного поведения и выборе адекватной нормы действий в воспитательной ситуации;
· обучение обращающихся в консультацию методам контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния;
· разработка системы показателей оценки эффективности психолого-педагогической помощи семье;
· предупреждение вторичных психологических осложнений у лиц с симптомами соматических или нервно-психических заболеваний;
· работа среди молодых и особенно переселившихся семей по проблемам адаптации к новому месту жительства и др.
Основные принципы консультативной работы.
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязанной) активности консультанта, так и примитивному, но великодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочностъ - один из самых труднореализуемых принципов.
Безоценочностъ не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам.
Ориентация на нормы и ценности клиента
В процессе консультирования психологу важно определиться, что значит то или иное событие не для него (консультанта), а для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, действовать не может. Мастерство консультанта в этом случае - подарить человеку возможность говорить о себе правду.
Запрет давать советы
Это широко известный и пропагандируемый принцип. Все это так, но все же во-первых, человек часто приходит именно за советом, он готов «сдать» свою свободу в обмен на четкую инструкцию правильных действий; во-вторых, весьма распространенной является ситуация, когда психолог (например, школьный, детский практический психолог) даётсоветы иногда называя их рекомендациями, и т. п.
Человек вправе выслушать совет и поступить по-своему.
некоторые жизненные понятия (любовь, внимание, счастье и др.) в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования. Поэтому, даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял».
Совет должен быть востребованным, своевременным (что толку после драки махать кулаками или давать совет «под руку») и уместным.
Мастерство и искусство психолога-консультанта состоит в том, чтобы дать правильным образом верный совет нужному лицу и в нужное время.
Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность
Человек имеет право на анонимность обращения и неразглашение его сокровенных мыслей. Уважение к личности человека следует соблюдать беспрекословно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профессии и пр.
|
|