Вопрос 33. Гуманизм как личностно-ориентированная система взглядов

Вопрос 31. Содержание воспитания

  Содержание воспитания - система знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Оно направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум.

Основные направления содержания воспитания:

Умственное воспитание система знаний основ наук, создание научного мировоззрения (системы взглядов человека на природу, общество, труд, познание). Содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей.

Нравственное воспитание – нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, производственные отношения. Труд - ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, неотъемлемый компонент общего образования, физического и эстетического воспитания.

Профориентация - ознакомление с основными принципами всех производств, развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество требует физически крепкого молодого поколения способного переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Способствует выработке качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание – задачи - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и др. членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

 Гражданское воспитание  любовь к своему отечеству, преданность, готовность служить родине. Осуществляется в процессе включения учащихся в активный творческий труд на благо Родины, формировании бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа.

Вопрос 32. Самовоспитание и перевоспитание личности.

Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Компоненты самовоспитания: самопознание, самоанализ, самооценка, самоотчет и самоконтроль.

Приемы самовоспитания: самоприказ, самоободрение, самовнушение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание.

Стимул самовоспитания – правильное воспитание, которое включает не только воспитательную деятельность воспитателя, но и собственные усилия воспитанника.

Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на серьезном анализе собственных индивидуальных возможностей. Чем выше степень осознанности, тем более значимо самовоспитание для саморазвития личности.

Перевоспитание – вид воспитания, цель которого устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности. Этот процесс нелегкий, длительный, требующий много сил и терпения. Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому что приходится ломать сложившиеся взгляды, привычки, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних, непривычные для воспитуемых. Преступные наклонности, аморальное поведение и привычки приобретаются человеком в результате отрицательного влияния среды, неправильного воспитания, неблагоприятных условий жизни. Таких воспитуемых называют "трудными" или "педагогически запущенными". Перевоспитание может дать положительные результаты в случае, если у человека появляется потребность в самоисправлении, он начинает осознавать необходимость в изменении образа жизни, привычек, поведения. Для перевоспитания важно расположить личность к себе; выявить причины, способствующие возникновению проблем; создать систему целевых ориентаций, которые бы определили ближние (игра, поездка, подарок), средние (включение в работу кружка, секции, участие в походе, поездка в лагерь и др.) и дальние перспективы (жизненное и профессиональное самоопределение).

Необходимо изменить обстановку, в которой живет или учится воспитанник (перевести в другой коллектив, включить в новую деятельность, отвлекающую его от прежних интересов). Воздействовать на личность воспитанника, на его сознание, чувства, волю с целью наступления перелома в его поведении и др. Важным условием, обеспечивающим эффективность процесса перевоспитания, является преодоление у воспитуемых негативного отношения к требованиям воспитателей. Для перевоспитания используют как традиционные методы воспитания, так и метод взрыва – "мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления" (А. С. Макаренко). Этот метод помогает воспитаннику остро почувствовать и пережить невозможность дальнейшего отрицательного поведения, заставляет его изменить отношение к своему поведению и к окружающим, вызывает потребность начать жить по-новому.

Вопрос 33. Гуманизм как личностно-ориентированная система взглядов

В современном образовании и воспитании реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизм – означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности. Гуманизм оформился как система ценностных ориентаций, в центре которых находится признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм сегодня – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Первичным по отношению к понятию «гуманизм» является понятие «гуманность», в котором отражается одна из важнейших черт личности, заключающаяся в готовности и стремлении помогать другим людям, уважать их, проявлять заботу, сочувствие, без которых невозможно существование человечества. Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность её нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

На современном этапе развития общества он приобретает значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации его потенциала, достижение гармонии в социально-экономической и духовной сферах жизни. Акцент – на гармоническое развитие личности, её интеллектуальный, эстетический, нравственный потенциалы.

Конечная цель – чтобы каждый человек смог стать полноценным субъектом деятельности в обществе, был свободным, самодостаточным, ответственным за происходящее в его жизни, смог самореализоваться, быть способным к творчеству. В настоящее время, гуманизм – важнейший социально-педагогический принцип! Он отражает современные тенденции системы образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow