Процесс образования широкой сети общественных объединений и политических партий Республики Беларусь в начале 1990-х годов связан с распадом СССР и ликвидацией монополии «партии власти КПСС» на общественные процессы.
В 1991 г. Республика Беларусь приобрела государственный суверенитет и независимость. В 1994 г. начали действовать Законы «Об общественных объединениях» и «О политических партиях».
В 1999г. был принят декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению действий политических партий, профессиональных союзов, иных общественных организаций».
Влияние политических партий на политические процессы незначительно, что свидетельствует о недостаточном уровне политической культуры и развития институтов гражданского общества.
На 1 января 2017 года в Республике Беларусь зарегистрировано 15 политических партий, которые можно разделить на три группы:
1. Партии, поддерживающие политику президента Лукашенко: Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия труда и справедливости, Республиканская партия, Белорусская аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская патриотическая партия.
|
|
2. Партии, не поддерживающие политику президента Лукашенко: Белорусская партия левых «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов Беларуси), Белорусская партия «Зелёные», Объединённая гражданская партия, Партия БНФ, Консервативно-Христианская Партия – БНФ, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада),Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада».
3. Партии, находящиеся в конструктивной оппозиции Лукашенко: Либерально-демократическая партия, Социал-демократическая партия Народного Согласия.
Варианты развития партийной системы Республики Беларусь, предлагаемые политологами:
1. Формирование партийной системы с двумя – тремя доминирующими партиями.
2. Не исключается возможность создания на базе общественного объединения «Белая Русь» партий власти.
3. Сохранение многопартийности, где присутствуют различные политические идеи, взгляды на проблемы развития общества.
Группадавления:понятиеиклассификация.
Под группами давления понимаются организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.
В число таких групп входят:
· профсоюзы рабочих и служащих;
· фермерские (крестьянские) организации и союзы;
· профессиональные ассоциации предпринимателей;
· феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
|
|
· союзы ветеранов;
· илософские клубы и общества и др.
Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:
· широкого и специализированного профиля;
· представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;
· массовые и кадровые;
· частные и общественные.
Группы давления выполняют две основные функции:
· во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
· во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.
При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» –это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.
В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти.