double arrow

Процесспринятиярешения:характеристикаосновныхэтапов.


 

Являясь одним из важнейших этапов политического процесса, принятие решений проходит ряд последовательных действий, каждое из которых выражает определенные фазы, составляющие механизм при­нятия и реализации политических решений:

1. Анализ проблемной ситуации. Исходным пунктом здесь будет получение сигнала о неудовлетворительных общественных потребностях, возникших проблемах, требующих разрешения. Огромное значение в данном случае принадлежит сбору информации. Завершается анализ проблемной ситуации постановкой проблемы и разъяснением ее с учетом других стоящих перед обществом проблем.

2. Формулирование решения. Здесь происходит уточнение, оценка решения, оформление его в определенную нормативно-правовую форму (закон, указ и т. д.). Обычно это происходит в форме открытого обсуждения и голосования в представительных органах власти. Однако возможно и всенародное обсуждение (референдум, опросы общественного мнения, плебисцит и т. п.).

3. Принятие решения. В практической деятельности властных струк­тур чаще всего оно сводится к голосованию по принципу большинства. При всенародном обсуждении представительные органы власти лишь утверждают его результаты, В случае неутверждения необходимо будет повторить предшествующую стадию.




4. Реализация решения. В современных условиях для этой фазы все большее значение приобретает формирование одобряющего общественного мнения, без чего любое решение остается всего лишь элементом дискуссии, а не решением. Для успешного претворения в жизнь уже принятых решений необходимо выполнение ряда условий, Политическое руководство должно последовательно добиваться выполнения принятых решений, обладать способностью мобилизовать необходимые средства и ресурсы при реализации решений и обеспечить поддержку тех групп общества, которые могут содействовать исполнению принятых решений и парализовать те действия, которые не позволяют провести принятое решение.

5. Контроль за исполнением решения может осуществляться как со стороны властных структур, так и со стороны общества (государственный и народный контроль). Осуществление контроля позволяет оценить правильность решения, выяснить результаты его реализации и определить новые возникающие проблемы.

Рассматривая механизм принятия решений, всегда следует помнить о том, что в классово-дифференцированном обществе никогда не было (и быть не может) классово нейтральных (так называемых надклассовых) политико-управленческих решений, процедур их принятия, форм выражения и каналов реализации. Именно поэтому принятие политических решений выступает формой реализации интересов экономически и политически господствующей общественной группы.



Существуют различные способы принятия политических решений, их практической реализации. К самым распространенным относятся:

1. Насилие как наиболее эффективное средство обеспечения приня­тия решения в максимально короткие сроки. Оно может осуществ­ляться посредством принуждения, давления, угрозы наказания, при­теснения, репрессий и т. д. Применение насилия имеет два существенных момента: игнорирование интересов определенной (обычно значительной) части населения и внутреннюю неустойчивость системы в силу несогласования интересов людей.

2. Система многоступенчатых выборов – наиболее распространенный способ принятия решений для современных демократических политических систем. Однако здесь имеется возможность манипуляций со стороны определенных общественныхгрупп.

3. Консенсусный способ принятия политических решений получает все большее и большее распространение. Без давления, принуждения, при полном согласовании интересов всех или хотя бы большинства социальных групп происходит принятие решений, которые устраивают большинство. Данный способ наилучшим образом обеспечивает стабильность политическойсистемы.







Сейчас читают про: