В Республике Беларусь должность Президента была введена в период принятия Конституции 15 марта 1994 года и проведения в июле того же года первых президентских выборов. До того времени в Беларуси должности президента не существовало. До принятия Конституции Беларусь оставалась формально парламентской республикой, хотя Верховный Совет как высший законодательный и представительный орган не выполнял всей полноты своих властных полномочий.
Президент Республики Беларусь как Глава государства выполняет важнейшие функции и задачи, обладает широкими полномочиями в системе органов государственной власти.
Основные функции Президента Республики Беларусь:
· Гарантийная. Президент является гарантом: Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 79); реализации основных направлений внутренней и внешней политики (ч. 2 ст. 79).Содержание гарантийной функции раскрывается в ч. 2 ст. 79 Конституции, согласно которой Президент:
- принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;
|
|
- обеспечивает политическую и экономическую стабильность;
- осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Гарантийная функция Президента наделяет его особыми полномочиями. Для защиты Конституции Президент может предпринимать любые действия.
· Арбитражно-интегративная функция Президента вытекает из его особого положения «над тремя ветвями власти». Президент стоит над системой разделения властей и выступает в роли арбитра, что позволяет ему предотвращать и разрешать возможные конфликты между ветвями власти. Президент олицетворяет единство всего белорусского народа, является посредником между обществом и государством.
Роль арбитра между ветвями власти позволяет Президенту:
- потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения в случае неприятия ими согласительного текста законопроекта;
- вынести решение вопроса на республиканский референдум;
- регулировать деятельность политических партий и общественных объединений;
- в случае разногласия между законодательной и исполнительной властью Президент вправе отправить в отставку Правительство или распустить Палату представителей.
· Контрольная функция Президента Республики Беларусь заключается:
- в отношении исполнительной власти — в подотчетности Правительства Президенту; непосредственном подчинении Главе государства ряда министерств и ведомств; вправе отменять акты Правительства, решения местных исполнительных и распорядительных органов; в назначении Премьер-министра и руководителей республиканских органов государственного управления в порядке, предусмотренном Конституцией и законодательством;
|
|
- в отношении законодательной власти — в постановке перед Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического и грубого нарушения Конституции палатами Парламента; приостановке действия решений местных Советов; в усложненном праве отлагательного вето при подписании законов, принятых Парламентом (для преодоления президентского «вето» необходимо повторное одобрение закона 2/3 от полного состава обеих палат Парламента);
- в отношении судебной власти – в назначении на должность Председателей и судей Верховного Суда, Председателя и 6 судей Конституционного Суда, а также освобождении их от должности в порядке, предусмотренном Конституцией и законами. Практика назначения на должность представителей высших судебных инстанций является характерной для президентских и смешанных президентско-парламентских республик.
· функция Президента Республики Беларусь выражается в праве:
- законодательной инициативы, в том числе и по вопросам изменения и дополнения Конституции путем внесения законопроектов в Парламент либо вынесение их на республиканский референдум;
- обратиться в Конституционный Суд с запросом о соответствии нормативных актов действующей Конституции;
- подписания законов, принятых Парламентом;
- издания декретов, указов и распоряжений.Помимо декретов Президент издает и другие правовые акты, в том числе указы и распоряжения.
· кадровые полномочия. Президент назначает Председателя и 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателей и членов Правления Национального банка, Председателя Комитета государственного контроля, Государственного секретаря Совета Безопасности, высшее командование вооруженных сил, а также освобождает вышеуказанных лиц от должности в порядке, предусмотренном Конституцией и законодательством.
Как Глава государства Президент Республики Беларусь является Главнокомандующим Вооруженными силами Республики Беларусь, решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь и о его прекращении; осуществляет помилование осужденных; устанавливает государственные праздники, награждает государственными наградами и присваивает классные чины и звания; ведет переговоры и подписывает международные договоры; назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь, а также принимает верительные грамоты дипломатических представителей иностранных государств.
Ряд полномочий Главы государства связаны с введением чрезвычайного и военного положения, приостановлением забастовки (но не более чем на трехмесячный срок).
Таким образом, обладая широкими полномочиями и находясь «над тремя ветвями власти», Президент Республики Беларусь обеспечивает эффективное взаимодействие законодательной и исполнительной власти, является залогом стабильности государственной власти и устойчивости белорусской политической системы.