МестнаявластьисамоуправлениевРеспубликеБеларусь

 

Основные принципы системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в Конституции и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 года.

В соответствии со ст. 1 данного закона местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, – граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное самоуправление осуществляется в следующих формах:

· через местные Советы депутатов;

· через органы территориального общественного самоуправления;

· через местные собрания;

· местные референдумы;

· инициативы граждан по принятию решений Советов;

· участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели;

· иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц. В Республике Беларусь по территориальному признаку устанавливается три уровня местных Советов:

· первичный, к которому относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы;

· базовый, включающий городские (городов областного подчинения) и районные Советы;

· областной, состоящий из областных Советов. Минский городской Совет наделен правами базового и областного Советов.

Местные Советы депутатов являются представительными органами государственной власти на соответствующих административно-территориальных единицах. К исключительной компетенции местных Советов относятся:

1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

2) установление местных налогов и сборов;

3) определение порядка управления коммунальной собственностью;

4) назначение местных референдумов.

В структуру местной власти помимо местных Советов входят также органы местного управления, представляющие собой исполнительную и распорядительную власть на местах.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

Система органов местного управления состоит также из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации районов в городах.

Специфику белорусской модели местного управления составляет президентская вертикаль, представленная исполкомами и местными администрациями, руководители которых назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом и утверждаются соответствующими местными Советами депутатов.

 

СудебнаявластьвРеспубликеБеларусь.

 

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

· личные права и свободы;

· социально-экономические и политические права граждан;

· конституционный строй Республики Беларусь;

· государственные и общественные интересы;

· права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

· Конституционного Суда;

· Системы судов общей юрисдикции.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О конституционном судопроизводстве»;Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия нормативных правовых актов статьям Конституции.

Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации.

Система судов общей юрисдикции состоит из:

· Верховного Суда Республики Беларусь;

· областных (Минского городского) судов;

· экономических судов областей (города Минска);

· районных (городских) судов.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. Он состоит из Председателя суда, Первого заместителя и заместителей Председателя и судей.

Верховный Суд Республики Беларусь:

· Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

· Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

· Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.

· Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.

· Осуществляет иные полномочия.

Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: