Социокультурные процессы

П. Сорокин отмечал, что социальные изменения в обществе связаны с макропроцессами в социокультурных системах. Социальные изменения в любой сфере происходят в определенном количественном и качественном направлении, пока не будет достигнута «точка насыщения», затем изменения идут по инерции. Исчерпав потенциал экономических, политических, моральных ценностей, система начинает обратное движение. При этом она не повторяет прежние стадии, а приобретает новое содержание и формы, но на принципах, лежащих в основе конкретных стадий.

Таким образом, происходит замена одной социокультурной системы другой, альтернативной, которая затем под влиянием новых ценностных ориентации людей, начинает движение в другом направлении до «точки насыщения», затем все повторяется. Современные социокультурные изменения становятся все более разноплановыми, они то затухают, то ускоряются, резко меняют свою направленность. Аналогичное сегодня происходит в России. В целом суть мирового социокультурного процесса — резкое повышение роли культуры в жизни современного общества.

Характерными чертами социокультурного процесса в России становятся: расширение рамок массовой культуры; коммерционализация культуры; падение престижа социокультурной деятельности; снижение общего уровня культуры на селения, в том числе и правящих кругов.

Социокультурный процесс — это всегда конфликт культурных образцов: старых и новых норм, ценностей, ориентации, деятельности и поведения. Это конфликт традиционных и зарождающихся культурных форм на уровне индивидуального или группового сознания.

В мировой социологии такой социокультурный процесс характеризуется термином «модернизация». Термин имеет оценочный аспект и предполагает, что новые культурные модели, идущие на смену старым, носят более совершенный по содержанию и форме тип культуры.

Если культурный колониализм преследует цель навязать свою культуру другим народам и, таким образом, закрепить право своего господства над ними, то культурный национализм формирует право освобождение от этой зависимости. В этом случае высшая форма национализма — политический национализм Т.е. формирование национально-культурной идентичности увязывается с необходимостью формирования национальной государственности. Тогда происходит либо отделение, выход из полинационального государства, либо автонали-зация в его рамках. Но есть более совершенная форма национальной идентичности — не политический, а культурный национализм.

Таким образом, социокультурный процесс в России очень сложен и противоречив. Не совсем ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Но уже можно выделить в нем несколько тенденций.

1. Деидеологизация культуры (очередная спекуляция), точнее, исчезновение государственной монополии на культуру:

а) в содержательном плане это привело к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры;

б) к потере контроля за качеством предлагаемой потребителю культурной продукции. –

2. Наблюдается приватизация и коммерционализация культуры. Новый российский капитал предпочитает вкладывать свои средства в «высокодоходную область» — детективно-развлекательную и эротическую индустрию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: