Корпоративные и правовые нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, устанавливаемые различными организациями в их актах и охраняемые мерами социального воздействия; это особая разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, складывающиеся между членами, участниками организаций (общественных организаций, фондов, акционерных обществ, компаний и др.).

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения:

- выражают волю участников (членов) общественных объединений;

- цели, задачи и функции данных структур;

- компетенцию их подразделений;

- перечень прав и обязанностей членов;

- порядок вступления в данную организацию и выход из нее;

- гарантии соблюдения установленных предписаний и т.п.

Корпоративные нормы похожи на нормы права тем, что:

1) закрепляются, так же как и юридические нормы, в письменных актах — документах (например, в уставах, положениях, решениях), принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах;

2) имеют обязательный для членов организации характер;

3) требуют внешнего контроля за осуществлением;

4) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих предписаний;

5) представляют собой систему норм, т.е. упорядоченную совокупность правил поведения.

Вместе с тем между правовыми и корпоративными нормами существуют и следующие различия:

1) если нормы права принимаются государством, то корпоративные нормы — соответствующими структурами;

2) если нормы права обеспечиваются мерами государственного воздействия, то корпоративные — силой общественного мнения данной организации;

3) если нормы права общеобязательны, то корпоративные нормы обязательны только для членов соответствующих организаций;

4) если нормы права призваны регулировать широкий круг общественных отношений, то корпоративные нормы — только внутриорганизационные.

Правовые нормы – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определенность подразумевает закрепление нормы в официальном документе.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

 

1) Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

2) Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

3) Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.

4) Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности.

5) Микросистемность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу.

Структура нормы права:

Гипотеза (если...) — это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма права. Гипотеза не только содержит желаемое государством правило поведения субъектов права, но и описывает эти обстоятельства, придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

1) Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

2) Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические

1) Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.

2) Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то...) — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения, либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

1) Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.

2) Описательная диспозиция содержит признаки правомерного, либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.

3) Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления, законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.

4) Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт, либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на:

1) абсолютно определённые — категорическое значение санкции;

2) относительно определённые — орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы);

3) альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Правовые и корпоративные нормы могут взаимодействовать между собой в сфере установления правоспособности различных организаций (например, профсоюзных), при оценке правомерности принятых ими решений.

Корпоративные нормы общественных организаций могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами. При этом они приобретают значение нормативного правового акта. Все негосударственные организации могут принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют они эту функцию в различных формах и в разном объеме. В основном лишь профсоюзам (согласно Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») предоставлено право принимать нормативные правовые акты в пределах своего ведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: