Возникновение и развитие родо-племенной организации

Родоплеменная организация общества характеризуется следующими особенностями:

- "первобытная экономика" носит присваивающий характер, т.е. человек брал от природы те предметы которые существовали в готовом виде (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);

- производство и потребление было коллективным;

- технологический уровень общественного производства был низок и обеспечивал самые насущные потребности рода;

- отсутствие избыточного продукта;

- частной собственности в современном понимании не существует.

Род отличался внутренним единством, социальные различия проводились по двум основаниям: пол и возраст, этим определялась функциональная роль членов общества.

Половые отношения носили полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя - матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду.

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

С точки зрения социальной власти и управления род характеризуется следующими признаками:

- совпадением власти с населением, т.к. вопросы жизнедеятельности родовой организации решались на общем собрании всех взрослых членов;

- повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода. Данная должность была сменяема и осуществлялась без отрыва от производственной деятельности;

- отсутствует специальный профессиональный аппарат управления, т.к. не было потребностей, и отсутствовала материальная основа;

- власть опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких специальных органов для этого не было.

Ни одно общество не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные связи.

Социальные нормы первобытного общества имели следующие особенности:

- их появление обусловлено потребностями выживания и существования рода. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной;

- реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

- существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

- обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

- имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

- выступали в виде мононорм, в которых находили выражение одновременно религиозные, нравственные и иные представления людей того времени;

- обеспечивались мерами общественного воздействия.

Таким образом, именно в период родоплеменной организации зарождаются предпосылки, которые привели к возникновению государства и права. 1.2 Факторы разложения родоплеменной организации общества и образование государства

Многие современные ученые связывают процесс возникновения государства с неолитической революцией, под которой понимается переход от присваивающей к производящей экономике, что повлекло совершенно новые формы хозяйствования и изменения социальной организации первобытного сообщества.

Неолитическая революция повлекла за собой три крупных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесел и появление купечества), а это, в свою очередь, привело к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Объединенный труд родовой общины утрачивает свое значение, становится экономически выгодным использовать чужой труд. Материальные блага постепенно сосредотачиваются в отдельных семьях. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Из наиболее богатых семей формируется родоплеменная знать, использующая свою власть, ставшую со временем наследственной, не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников.

Таким образом, государственная организация приходит на смену родоплеменной организации в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе.

Государство - основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, - указывал Ленин, - это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы"1.

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

- антропологические факторы. Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

- психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития. Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия - Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, - географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами. родоплеменной государство общество

Также необходимо отметить, что процесс возникновения государства был обусловлен объективными факторами и носил длительный характер. Между первобытнообщинным строем и государством существовал переходный этап, когда сочетались элементы самоуправляющейся родоплеменной организации и государства. Кроме того, возникновение государства у разных народов имело свои особенности, в силу чего в литературе выделяют типичные и особенные (уникальные) формы возникновения государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: