double arrow

Подготовка психологов и программа обучения гешталь-терапевтов


Программа состоит из нескольких блоков:

Первая ступень

– 1 год – «Основы гештальт-терапии» –
знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе. Ведущий программы Арсений Володько

Вторая ступень – 3 года – «Теория и практика гештальт-терапии» –
профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией.



Вторая ступень

«Теория и практика гештальт-терапии» — профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией (см. «Сертификационные требования»). Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией. Специализация завершается выпускным мероприятием, которое курирует один из ведущих тренеров МГИ. Специализации и спецкурсы проводятся параллельно основной базовой программе, а также могут быть пройдены после ее завершения.

После выполнения сертификационных требований (см. «Сертификационные требования») участник программы представляет зачетную книжку и все материалы (описание случаев с рецензией, подтверждение часов личной терапии, супервизии, интенсивов, сопровождаемые рекомендацией руководителя программы в учебную часть и записывается на открытую сертификацию.




После рассмотрения комиссией материалов и демонстрации студентом работы на открытой сертификации, признанной соответствующей профессиональному уровню, ему выдается сертификат МГИ об успешном завершении программы подготовки в области гештальт-подхода с присвоением квалификации гештальт-терапевта.

Для признания выпускника программы терапевтом со стороны профессионального сообщества необходима процедура его аккредитации на определенный срок (3 года), по истечении которого снова встает вопрос о подтверждении статуса терапевта.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТОВ
Учебные стандарты приведены в соответствие со стандартами ЕАGТ (Европейской Ассоциацией Гештальт Терапии)

Основные темы:
1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле — организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление).
2. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта.
3. Творческие методы в гештальт-терапии. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры.
4. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.
5. Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии.
6. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.
7. Кризис и травма.
8. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.
9. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.
10. Принципы и приложения этики.





Программа включает 20 сессий — 14 тематических, 2 терапевтических и 4 супервизорских.

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

1. Теоретическая подготовка — 700-810 часов (1+2 ступень), в том числе,
— 14 тематических сессий — 420 часов
— специализация или спецкурс по выбору — 120-180 часов
(при отсутствии специализаций в отдельных регионах они могут быть заменены авторскими тематическими семинарами)
— лекционные курсы при отсутствии их в базовом образовании ( психиатрия для психологов и педагогов, теории личности и психологические теории развития для врачей) — 60 часов
— теоретическая подготовка на интенсивах (часы лекций и занятий в учебных группах по уровням) −100-150 часов.
2. Личная терапия — 340 часов, включает минимум 100 часов индивидуальной терапии (рекомендовано не менее 50 часов работы с одним терапевтом, возможно, с двумя, но неодновременно, учитываются также часы терапии на интенсивах), 120 часов групповых терапевтических сессий, включенных в программу, процесс-группы на интенсивах — 20 часов, малые терапевтические группы параллельно программе — 100 часов.
3. Супервизия — 150 часов, в том числе 120 часов групповой супервизии, включенные в программу и 30 часов индивидуальной супервизии (супервизия на интенсивах, регулярная заочная динамическая супервизия работы с реальными клиентами при подготовке случаев (рекомендуется обращаться за супервизией 1 раз в 4-5 встреч с клиентом), индивидуальная очная супервизия в малых группах на 3-4 годах обучения — с приглашенным внешним супервизором).
4. Практикум включает 400 часов, в том числе: (А) 200 часов работы в малых группах — «тройках». Из них 50 часов — практикум на 1-2 году обучения и 150 часов под супервизией на 3-4 годах обучения. «Тройка» встречается каждые 1-2 недели и приглашает супервизора на каждую пятую встречу. (Б) 200 часов консультативной и терапевтической работы с клиентами, семьями, группами, организациями, а также использования гештальт-подхода в практике своей профессиональной деятельности на протяжении обучения на второй ступени, ее краткое описание.
5. Написание письменной работы по клиническому и теоретическому применению гештальт-терапии в своей профессиональной практике — описание 3-х случаев продолжительной работы, один из них при регулярной заочной супервизии.
6. Наличие диплома о высшем образовании в области психологии или смежных специальностей.
7. Участие минимум в трех интенсивах, в позиции клиента и в позиции терапевта. Клиентский интенсив (один) может быть заменен шатлом. Участие как минимум в двух конференциях в области гештальт-подхода, не менее 50 часов знакомства с теорией и практикой гештальта в рамках лекций, мастерских, участия в круглых столах и т. д.
8. Рекомендация руководителя программы
9. Демонстрация работы на сертификационной сессии, завершающей программу в присутствии приглашенного независимого супервизора.

Общее количество часов:

1) 700-810 часов теории и методологии
2) 340 часов личной терапии
3) 150 часов супервизии
4) 400 часов практикума
5) 50 часов конференционных
Всего: 1540 — 1650 часов.

 

47.Ценности гештальт-подхода и философия тренера. 

Дж. Зинкер (2000) выделяет четыре класса ценностей, отличающих гештальт-подход от других подходов. Это родовые, содержательные, процес­суальные и системные ценности.К родовым ценностям относятся знаменитое «здесь и сейчас», Содержательные ценности акцентированы на осмыслении терапевтом и тренером того, что человек делает в своей жизни и как он это делает, то есть на смысловом содержании. Процес­суальные ценности — это желание фокусироваться и постоян­ное фокусирование на том, что происходит. Системные ценности гештальт-подхода базиру­ются на его внимании к теории систем и теории поля, создаю­щих рамку для терапии, Рассмотрим кардинальные ценности гештальт-подхода в при­ложении к деятельности гештальт-терапевта и гештальт-тренера. а) Сбалансированность отношений. Сбалансированный ритм существования индивида позво­ляет ему удерживаться в отношениях с другими, не изолиру­ясь и не теряя себя при этом. Для эффективной работы геш­тальт-терапевта это означает свободу быть с клиентом и по­нимать его, а также свободу оставаться отдельным, осозна­ющим свою личную реакцию (чувства, мысли и состояние) б) Ценность изменения и развития. Основой изменений личнос­ти и ее поведения в гештальт-подходе является восстановле­ние естественной self-регуляции. г) Ценность формы. В гештальт-теории существует понятие хорошей формы, относящееся к качеству процесса формирования и разрушения гештальтов и рассматриваемое Зинкером как эстетический процесс. Когда клиент или гештальт-терапевт, находящийся в стадии становления, научается справляться со сложностями жизни и проблемами в обучении, он становится способным испытать чувство целостнос­ти, завершенности и гармонии. Незавершенные гештальты (неразрешенные проблемы) имеют под собой основу в виде незавершенных дел (ситуаций) и не могут приносить эстетического удовольствия. Гештальт-терапия рассматривает «проблемы» как прерывание естественного процесса само­регуляции, который и обеспечивает наличие «хорошей фор­мы» по отношению к качеству жизни и процессу обучения. Таким образом, ценности гештальт-подхода представляют собой методологическую базу для интервенций терапевта и преподавательской деятельности гештальт-тренера. Комбина­ция личных, свойственных только этому терапевту или тренеру ценностей (как-жить-в-этом-мире) с ценностями гештальт-подхода создает уникальную философию, окрашивающую индивидуальный стиль каждого терапевта или тренера. 49 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУПЕРВИЗИИ В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ: Супервизия в гештальт-терапии основана на тех же концепциях, принципах и ценностях, что и сама гештальт-терапия – это феноменологический подход и теория поля, диалогичность, теория контакта, принцип ответственности, осознавание и значение процесса «здесь и сейчас». В этом смысле инструменты, используемые супервизором гештальт-терапевта, аналогичны инструментам, которые использует сам гештальт-терапевт. Супервизия - процесс, исследующий границу контакта между терапевтом и клиентом и нацеленный на то, чтобы сделать терапевта более креативным и как можно более живым в терапевтической сессии. Замечательно, если уровень гибкости супервизора оказывается выше, чем уровень гибкости терапевта, если супервизор не только более опытный терапевт, но и мудрее за пределами терапии. Его опыт должен быть богаче и в специальных навыках консультирования, в преподавании, в фасилитации А)Диалогическая основа супервизии в гештальт-терапии Принципиальным отличием супервизии в гештальт-терапии являются диалогичность отношений между участниками этого процесса. Как и в гештальт-терапии, в супервизии гештальт-терапевтов диалог является базовым состоянием, -осознавание в диалоге Основой для супервизорского процесса становится диалог о том, как терапевт в терапевтическом процессе утрачивает способность к соприкосновению с самим собой и тем самым с другим человеком — своим клиентом.

Источник: http://ref911.ru/show_id=29900.html

48.Супервизия как форма профессионального развития в гештальт-терпии

Супервизия - это процесс, в котором психотерапевт может обсудить и отрефлексировать свою работу с клиентами, с целью улучшения своей практики и профессионального развития. Супервизия - это процесс во времени, который занимает центральное место в подготовке гештальт-терапевтов.


По нормам E.A.G.T. (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии) гештальт-терапевт во время обучения должен проходить супервизию как минимум после каждых 4-х сессий с клиентом и супервизия должна длиться как минимум один год с одним и тем же супервизором. Общее время супервизии не менее 150 часов. Залогом дальнейшего развития специалиста (психолога или психотерапевта) является регулярное прохождение супервизии на протяжении всего периода профессиональной деятельности.


Исходя из этапов обучения гештальт-терапевтов в базовой программе и соответствующих им задач развития, можно выделить некоторые стадии процесса очной супервизии в обучающих программах. Стадии эти условны, они никогда не существуют в чистом виде, и нет какого-то явного процесса перехода из одной стадии в другую. Эти уровни никогда не существуют по отдельности, даже у одного и того же терапевта они могут присутствовать одновременно. Однако их выделение полезно для ориентации в процессе супервизии и выделения основной супервизорской задачи в том или ином случае.


1. Стадия овладения профессиональным языком и основными навыками психотерапии и гештальт-терапии.


2. Стадия осознавания связи между личной историей терапевта и терапевтическими интервенциями, расширение терапевтического репертуара.


3. Стадия осознавания процесса терапии, терапевтических отношений, приобретение навыков процессуальной работы.









































Сейчас читают про: