III.1.5.3 Искусство Греции периода поздней классики (400/390 – ок. 320 гг. до н.э.)

 

Тема 53. Архитектура Греции периода поздней классики (IV в. до н.э.)

Храм Афины Алеи в Тегее как пример храма поздней классики.

План храма Афины в Приене с окружающими его постройками. Около 335 г. до н.э.

Святилище в Эпидавре: (План, реконструкция). Толос в Эпидавре (360–320 гг. до н.э.). Коринфская капитель (на примере толоса в Эпидавре). Театр в Эпидавре (арх. Поликлет Младший). Основные элементы: театрон, орхестра, скена с проскением. План и вертикальный разрез театра в Эпидавре.

Филиппейон в Олимпии. План и разрез Филиппейона в Олимпии.

Македонская гробница в Дионе (Конец IV в. до н.э.).

Руины Галикарнасского мавзолея. Реконструкция фасада Мавзолея в Галикарнасе. (Около 350 г. до н.э.).

План и реконструкция дворца в Вергине (Вторая половина IV в. до н.э.).

Храм Афины Афайи на о-ве Эгина,

Театр Диониса в Афинах. План Реконструкция

Храм Артемиды в Эфесе. План, реконструкция.

Галикарнасский мавзолей.

«Львиная гробница» в Книде.

Памятник Лисикрата.

Храмы в Малой Азии (Приена, Эфес).

 

Тема 54. Скульптура, терракота и металлопластика Греции периода поздней классики.

Терракотовая скульптурная группа из Коринфа с изображением Афродиты и Эроса. Около 360 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Портрет Сократа. Римская копия с греческого оригинала, выполненного около 370 г. до н.э. Мрамор. Музеи Ватикана (Музей Пио-Клементино).

Портрет Платона. Римская копия с греческого бронзового оригинала, выполненного около 345 г. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание.

Бронзовая голова боксёра из Олимпии. Ряд исследователей полагает, что эта статуя является работой скульптора Силаниона. Около 330 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Надгробная стела молодой матери из Пирея. Середина IV в. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Статуэтка военноначальника. Возможно, происходит из Додоны. Вторая половина IV в. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Статуи юноши из Антикиферы. Работа пелопонесского мастера. Около 340 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Творчество Скопаса.

Т.н. «Арес Людовизи». Римская копия с греческого оригинала, приписываемого Скопасу. Около 320 г. До н.э. Рим, Национальный музей.

Скопас (?). Менада. Римская копия с греческого оригинала.

Голова Гигейи из храма Афины Алеи в Тегее. Приписывается Скопасу. Около 360 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Голова воина с фронтона храма Афины Алеи в Теге. Афины, Национальный Археологический музей.

Голова раненного воина с фронтона храма Афины Алеи в Теге. Афины, Национальный Археологический музей.

Колоссальная статуя Мавсола из Галикарнасского мавзолея. Около 350 г. до н.э. Лондон, Британский музей.

Статуя молодой женщины из скульптурной композиции Галикарнасского мавзолея. Лондон, Британский музей.

Амазономахия. Рельеф с Галикарнасского мавзолея, приписываемый Скопасу. Лондон, Британский музей. (Общие планы и детали – подробно!).

Надгробие Аристонавта. Афины, Национальный археологический музей.

Надгробная стела Алкиаса из Коринфа. Вторая половина IV в. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Скопас (?). Надгробие юноши в р. Илиссос. Третья четверть IV в. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Творчество Праксителя.

Гермес с младенцем Дионисом. Около 330 г. до н.э. Мрамор, выс. 2, 15 м. Олимпия, Музей / Мюнхен, Государственное античное собрание.

Афродита Книдская. Разные варианты римских копий с греческого оригинала работы Праксителя.

Бронзовая статуя т.н. «Марафонского мальчика». IV в. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Творчество Лисиппа.

Гермес из Аталанты. Копия II в. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Апоксиомен. Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала, выполненного около 320 г. до н.э. Выс. 2,05 м. Рим, Ватиканские музеи (Пио-Клементино).

Геракл Фарнезе. Первоначально отлит в бронзе по восковой модели, разработанной Лисиппом. Римская мраморная копия III в. до н.э. с несохранившегося греческого оригинала IV в. до н.э. Неаполь, Археологический музей.

Круг Лисиппа. Статуя Агия. Греческий оригинал, выполненный около 338 г. до н.э. Дельфы, Музей.

Лисипп. Геракл и Немейский лев. Римская копия I в. или II в. до н.э. с греческого оригинала. СПб., Государственный Эрмитаж

Т.н. Герма Азара – Голова Александра Македонского. Римская копия II–I вв. до н.э., сделанная в Аттике, с бронзового оригинала работы Лисиппа. Найдена в Тиволи. Париж, Лувр.

Творчество Праксителя.

Отдыхающий сатир. Античная копия с греческого оригинала или работа круга Праксителя. Рим, Ватиканские музеи (Пио-Клементино).

Аполлон Сауроктон.

Отдыхающий сатир. Римская копия 81–96 гг. н.э. с греческого оригинала. Происходит из Дворца на Палантине. Париж, Лувр.

Леохар.

Ганимед, похищаемый орлом. Данная скульптурная группа приписывалась Леохару. Рим, Ватиканские музеи.

Диана Версальская. Римская копия I в. или II в. до н.э. с греческого оргигинала, приписываемого Леохару. Париж, Лувр.

Аполлон Бельведерский. Рим. Музеи Ватикана.

Портрет Александра Македонского (т.н. «Александр Шварценберга»). Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала, выполненного около 330 г. до н.э. Выс. 35,3 см. Мюнхен. Государственное античное собрание и Глиптотека.

Скульптурный фриз со сценой кентавромахии из храма Аполлона в Бассах. Лондон, Британский музей. (Детали, крупные планы).

Акротерий из храма Асклепия в Эпидавре. Вторая половина IV в. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Кефисодот. Эйрена и Плутос. Римская копия с греческого оригинала Кефисодота, выполненного около 370 г. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание.

Гермес Психостом. Деталь колонны храма Артемиды в Эфесе. 325–300 гг. до н.э. Лондон, Британский музей.

Танатос. Деталь колонны храма Артемиды в Эфесе. 325–300 гг. до н.э.

Надгробные стелы.

Надгробная стела молодой женщины. Около 370 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Надгробная стела Фрасиса и Эвандрии из Афин. Около 350–340 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи (Пергамон музеум).

Надгробная стела из Афин Мрамор, выс. 1,25 м. Около 340–330 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи (Пергамон музеум).

Надгробный монумент со сценой укрощения лошади из Колона. Первая половина III в. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

 

Тема 55. Живопись и вазопись Греции периода поздней классики.

Живопись.

(Общие планы и детали – подробно и в цвете!)

Росписи художника Кодзамакиса Казанлыкской гробницы (расположена на территории совр. Болгарии) фракийского правителя Ройгоса (кон. IV - нач. III вв. до н.э.).

Росписи в гробнице Филиппа II в Вергине. Вергина, Археологический музей.

Вазопись.

Т.н. «Мастер Киклопа». Деталь со сценой ослепления киклопа Полифема Одиссеем. Конец V в. до н.э. Лондон, Британский музей.

Пелика из кургана Большая Близница с изображением Геракла, сражающегося с кентавром Аттика. Около 360 г. до н.э. СПб., Государственный Эрмитаж.

Т.н. «Мастер Амазонок». Пелика с изображением амазомахии. Аттика. Середина IV в. до н.э. СПб., Государственный Эрмитаж.

Т.н. «Мастер Марсия». Аттическая пелика из Камира (Родос) с изображением сюжета о Пелее и Фетиде. Середина IV в. до н.э.

Апулийский краснофигурный кратер со сценой разрисовывания статуи Геракла. Вторая половина IV в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен музеум.

Кампанский краснофигурный кратер со сценами на тему «Ифигения в Тавриде». Слева – Артемида на фоне своего храма. В центре – Орест и Пилад. Справа – сестра Ореста Ифигения.Середина IV в. до н.э. Париж, Лувр.

Т.н. «Мастер Амикоса». Луканский сосуд с изображением воинов, юношей и женщин. Выс. 44,5 см. Конец V в. до н.э. Париж, Лувр.

Т.н. «Палермский Мастер». Фрагмент луканского скифоса с изображением Геры, Артемиды и Марсия. Выс. 17 см. Конец V в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен музеум.

Астей. Пестумский краснофигурный кратер из Сант Агата-де-Готи (Кампания). Вторая половина IV в. до н.э. Берлин, Государственные музеи.

Пифон. Пестумский краснофигурный кратер с изображением Одиссея и сирен. Середина IV в. до н.э. Берлин, Государственные музеи. Астей и Пифон самые известные представители пестумской вазописи.

Сицилийский краснофигурный кратер т. наз. группы Манфрия-Лентини из Лентини (Сицилия) с изображением в комическим ключе похождений Геракла. Вторая половина IV в. до н.э. Лентини, Музей.

Апулийское краснофигурное блюдо для рыбы. IV в. до н.э. Бохум, Ruhr-Univ.

Т.н. «Вазописец Преисподней». Сторона В апулийского краснофигурного кратера со сценой гигантомахии. 340 г. до н.э. Берлин, Государственные музеи.

Т.н. «Мастер Дария». Апулийский кратер со сценой гигантомахии. Мюнхен, Государственное Античное собрание. Апулийский кратер. 340 г. до н.э. Берлин, Государственные музеи.

Мастер Ксенофант. Сосуд с изображением охоты на вепря. 390–380 гг. до н.э. СПб., Государственный Эрмитаж.

Беотийский сосуд с изображением Одиссея, преодолевающего морскую стихию. Выс. 14,5 см. Начало IV в. до н.э. Оксфорд, Музей искусства и археологии (Музей Ашмола).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: