Что позволило Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества?

Герои каких произведений русской классики попадают в чуждый для них мир и в чем их можно сопоставить с Печориным?

 

Многие герои произведений отечественной классики попадают в чуждый для них мир. В чем же их можно сравнить с Печориным?

Так, с Печориным можно сопоставить и главного героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Чацкий отторгает зло и лицемерие, которые царят в доме Фамусова. Беда героя в том, что его жизненное кредо не совпадает с тем, что ценится в обществе, объявившем Александра Чацкого сумасшедшим. И все потому, что он единственный среди всех осмелился восстать против общепризнанных понятий и представлений поколения «отцов». Общество не принимает передового человека, так как боится, что «крамольные идеи» Чацкого нарушат его спокойствие.

Таким образом, как Чацкому неуютно в фамусовском обществе, наполненном подхалимами и лжецами, так и Печорину чужды нравы и обычаи «водяного общества». Как Чацкий, так и Печорин не только герои, но и жертвы своего времени: их не устраивает та действительность, в которой они живут. Несмотря на свои способности, они не могут найти для себя место в жизни, мучаются от одиночества и непонимания.

Вот и «светский лев» Онегин, главный герой романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, приезжает из Петербурга в деревню, где царят другие правила и устои. Как же столичный человек ведет себя в такой чужой для него среде? Он попытается заняться делом:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Однако отсутствие навыка трудиться («труд упорный ему был тошен») не дает никаких результатов. Вот в этом и можно сравнить этих двух героев.

Если юному Печорину было интересно любое дело, ему было любопытно все вокруг, то ленивому и томному Онегину была чужда такая пытливость к его окружению. Если Печорин “бешено гоняется за жизнью” и новыми впечатлениями, ничего не получая взамен, то Онегин, человек нелюбопытный, избегает новых знакомств. Вспомним, как соседи начали наносить визиты к нему, а он, не думая о том, что оскорбляет людей, заслышав «их домашни дроги», исчезал из дома. И все потому, что персонаж не считался с нравами и обычаями чуждого для него мира.

Могу сделать вывод, что герои русской классики, попадая в необычную для них обстановку, ведут себя, как правило, не так, как принято в обществе, в которое их забросила судьба.

 

 

Почему в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?

 

В комедии А.С.Грибоедова много второстепенных героев, цель введения которых - составить полное представление об исторической эпохе, дополнить представление читателя о нравах фамусовского общества, полнее раскрыть образы главных персонажей.

Так, ярким представителем офицера времен аракчеевщины является Скалозуб, в образе которого автор обличает военный карьеризм. Этот человек думает лишь о своем повышении по службе: «Мне только бы досталось в генералы!». Мечтая о высоком чине, Скалозуб не заботится о своем духовном развитии: он грубиян и невежда, чья речь бедна и невыразительна. Скалозуб - ярый противник просвещения. Его Бог - карьера, и не случайно он осуждает своего брата, который предпочел ей образование:

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

Однако Скалозуб является желанным гостем в доме Фамусова, так как Павел Афанасьевич считает его самым подходящим женихом для Софьи: ведь он «и золотой мешок, и метит в генералы!»

Следующими, кого можно отнести к второстепенным героям, являются супруги Тугоуховские с шестью дочерьми, которые разъезжают по балам в поисках женихов. Князь воплощает в себе образ постаревшего Фамусова, а княгиня - само олицетворение язвительности и высокомерия. Как и все гости Фамусова, Тугоуховские не видят пользы в просвещении, считая, что науки несут угрозу обществу. Услышав о сумасшествии Чацкого, они быстро подхватывают эту сплетню и пытаются убедить в этом гостей дома. Все Тугоуховские – своеобразная карикатура на представителей фамусовского общества.

Своеобразно решен в пьесе и образ Репетилова, человека глупого, нелепого, безалаберного, не имеющего своих убеждений. Он яркая пародия на Чацкого, подчеркивающая достоинства главного героя. Образом Репетилова осуждаются люди, искажающие и опошляющие передовые убеждения. Репетилов пытается увлечь Чацкого «свободомыслием» и обрисовывает ему «тайные собрания в Английском клубе», где говорят о «Бейроне» и о «матерьях важных». Герой не имеет своего собственного мнения, он только может подхватывать тему и повторять пересуды со значительным видом, о чем и говорит его фамилия, образованная от французского слова «повторять». Репетилов, по его собственному определению, – «пустомеля». Он стремится быть передовым человеком в глазах окружающих, но все, о чем он говорит, не является его убеждением; он ничего не понимает в тех вопросах, которые волновали настоящих передовых людей того времени. Такие, как Репетилов, «шумят, и только».

В гости к Фамусову приезжает и семья Горичей. Горич- старый приятель Чацкого, с которым они когда-то служили вместе. Он добрый, порядочный человек, не питающий иллюзии по поводу нравов светского общества. Это единственный герой, который засомневается, услышав о безумии Чацкого. Однако Горич слишком мягок и покорен своей жене. «Муж-мальчик, муж - слуга»- именно таким он предстает в пьесе, говоря о нравах фамусовского общества. Не случайно и Софья мечтает о таком же супруге, выбирая робкого Молчалина. Видимо, подобные мужья были в ту пору в моде.

Следовательно, образы второстепенных героев помогают драматургу создать полную картину русской жизни того времени и раскрыть сущность характеров главных персонажей.


 


Что позволило Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества?

 

Спустя полвека после создания А.С.Грибоедовым комедии «Горе от ума» в очерке «Господа Молчалины» М.Е.Салтыков-Щедрин называет Молчалина одной из самых страшных фигур русского общество. Что позволило отечественному классику дать такую характеристику герою Грибоедова?

 

В очерке Салтыкова-Щедрина Молчалин предстает перед нами уже человеком, достигшим «степеней известных». По моему мнению, писатель подобным образом отзывается о Молчалине, потому что такие, как он, никогда не остановятся на достигнутом. Так, если предел мечтаний Фамусова - выдать удачно Софью замуж, Скалозуба - только бы получить чин генерала, то Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он, безвестный и безродный мещанин, стал уже секретарем московского «туза», получил чин асессора, три награды и стал возлюбленным дочери своего хозяина. Остановится ли герой на этом? Конечно, нет! Если на момент свершения действия Молчалин не дает отпора Чацкому, снося все насмешки того, то лет через пять он уже не стерпит подобного. Молчалин страшен именно своей безнравственностью: герой готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство и силу. Он не высказывает своего мнения, говоря: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Но ведь это и опасно! Молчаливый человек гораздо страшнее того, кто высказывает свое мнение открыто. С одной стороны, Молчалин - тихий, молчаливый, безропотный человек. Но, с другой стороны, это хитрый, изворотливый и услужливый приспособленец. А подлость героя?! Как можно воспользоваться наивностью Софьи, говоря громкие слова любви, и при этом ухаживать за Лизой!

По всем своим качествам Молчалин принадлежит фамусовскому обществу: он также служит «лицам», а не делу; уверен в незыблемости общественного строя России; лицемерен по отношению к окружающим. Как мы видим, брошенные Чацким слова: «Молчалины блаженствуют на свете»,- оказываются пророчеством.

Таким образом, Салтыков-Щедрин назвал героя Грибоедова одной из самых страшных фигур русского общества по той причине, что «Молчалины» опасны своей молчаливостью, изворотливостью и «ненасытностью», готовностью идти к своей цели, несмотря на любые преграды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: