МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
Институт психологии им. Л.С. Выготского
Кафедра педагогической психологии
Зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки - Психология - 37.03.01
Без профиля
Квалификация выпускника (бакалавр)
Форма обучения (очно-заочная)
Москва 2015
Зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа дисциплины
Составитель(и)
Док. псих. наук, профессор В.К. Шабельников
Ответственный редактор
Кан. псих. наук, доцент Т.В. Рябова
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры ……. Руководитель ОП ВО
№_____ от_________________ _____________________
|
|
(название)
_____________________
(подпись, ф.и.о.)
дата
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой (УНЦ) подпись расшифровка подписи
дата
Составитель подпись расшифровка подписи
дата
Директор Научной библиотеки подпись расшифровка подписи
дата
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Рабочая программа дисциплины
Аннотация рабочей программы;
Пояснительная записка;
Структура дисциплины (тематический план);
Содержание дисциплины;
Образовательные технологии;
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень контрольных вопросов к зачету
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;
Материально техническое обеспечение дисциплины
Планы семинарских занятий
Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Зоопсихология и сравнительная психология" подготовлен на кафедре педагогической психологии. Отличительной чертой комплекса является концентрация внимания на логике развития психики в филогенезе и сравнительном анализе психики животных и человека.
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Аннотация к дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» раскрывает логику формирования психики в эволюции. В ходе курса студенты получают представления о разных уровнях организации жизнедеятельности и форм отражения в природе. При этом психика человека и животных раскрывается как один из уровней организации отражения и как форма регуляции жизнедеятельности.
Предмет курса «Зоопсихология и сравнительная психология» - логика возникновения психики в филогенезе и специфика психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе.
Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, таких как способность и готовность к:
· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);
· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ЩК-7);
· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
· описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группа)ПК-5);
· ассистированию деятельности магистра или специалиста психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
· применению знаний по психологии как науки о психических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12);
· выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).
· преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);
· участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);
· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
· анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21).
“Зоопсихология и сравнительная психология” - базовая дисциплина профессионального цикла. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольной работы, промежуточный контроль в форме экзамена.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 ч.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные (28 ч.) занятия, семинары (44 ч.).
|
|
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины:
Цель курса состоит в формировании у специалистов представлений и понятий о логике возникновения психики в филогенезе, о специфике психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе.
В содержании курса выделяются три основных круга проблем, которые конкретизируются в следующих задачах:
1. изучить проблемы возникновения и организации психики как функциональной системы и особой формы отражения мира;
2. изучить виды и формы психической регуляции у животных, уровни психической организации в животном мире;
3. проанализировать качественные отличия психики животных от психики человека.
Если изучение второго и третьего круга проблем дает студентам конкретные представления о видах и формах психики, то изучение проблемы возникновения и общей организации психики имеет целью расширение мировоззрения студентов и развития логики их мышления.
В результате изучения дисциплины специалист должен:
Знать:
- специфику психического отражения по сравнению с другими формами отражения
в живой и неживой природе.
Уметь:
- анализировать качественные отличия психики животных от психики человека.
Владеть:
- навыком самостоятельно анализировать литературу,
Дисциплина “Зоопсихология и сравнительная психология” предназначена для студентов факультета психологии (специалистов), читается на 1 курсе в 1 семестре.