Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего

Семестры

1 2 3 4
Аудиторные занятия (всего) 36        
В томчисле:          
Лекции 16        
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 20        
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 10        
В томчисле:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Подготовка промежуточной аттестации 10        
Промежуточная аттестация          
           
Вид промежуточной аттестации - экзамен 2        

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

48        
3        

Структура дисциплины (тематический план)

 

Название раздела дисциплины
1 Раздел 1. Возникновение психики как особой формы отражения мира.
2 Раздел 2. Виды и формы психической организации в животном мире.
3 Раздел 3. Качественные отличия психики животных от психики человека.

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб.зан. Семин. СРС Все­го
1 Раздел 1. Тема 1. Возникновение зоопсихологии. Подходы к пониманию психики животных. Тема 2. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы. Тема 3.Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. Тема 4. Возникновение психики. Функции психики.   6       8     4 18
2 Раздел 2. Тема 5. Природа и формы инстинктивного поведения. Тема 6. Навыки и формы обучения у животных. Тема 7. Интеллектуальное решение задач животными.   6       6   3 15
3 Раздел 3. Тема 8. Общественные формы поведения животных. Тема 9. Условия возникновения сознания человека.          4       6   3 13
    16     20 10 46

 

 

Содержание учебной дисциплины

Лекционный курс

Тематические разделы курса:

Раздел 1. Возникновение психики как особой формы отражения мира.

Тема 1. Возникновение зоопсихологии. Подходы к пониманию психики животных.

Изменение предмета психологии в начале 20 века: от сознания к поведению. Бихевиоризм и экспериментальная зоопсихология. Антропоморфизм и механицизм в зоопсихологии. Проблема психичности животных в христианской культуре. Зоопсихология как выражение генетического подхода к пониманию психики.

 

Тема 2. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы.

Антропопсихизм и теория рефлексов Декарта. Панпсихизм Спинозы. Биопсихизм, зоопсихизм, нейропсихизм. Виды тропизмов (гео-, хемо-, фото- и др.). Теория тропизмов Ж.Леба.

 

Тема 3. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

Отражение как общее свойство материального мира. Отражение в живой и неживой природе. Механическое и функциональное отражение. Отражение как условие организации активности и строения растений.

 

Тема 4. Возникновение психики. Функции психики.

Различные подходы к пониманию механизмов возникновения психики. Ситуации, где психика не нужна, и ситуации, где она необходима (П.Я.Гальперин). Психический образ как “запасное поле” действия. Психика как ориентировочная деятельность животных и человека.

 

Раздел 2. Виды и формы психической организации в животном мире.

Тема 5. Природа и формы инстинктивного поведения.

Механистические теории инстинкта. Этологические исследования и теории инстинкта (К.Лоренц, Н.Тинберген). Исследование инстинкта насекомых (Ж.А.Фабр). Инстинкты у высших животных. Инстинкт как тип жизни (П.Я.Гальперин). Проблема инстинктов у человека.

 

Тема 6. Навыки и формы обучения у животных.

 

Проблема механизмов научения животных. Виды и методы научения у животных. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера. Трактовка научения в бихевиоризме. Импритинг как форма фиксации опыта.

 

Тема 7. Интеллектуальное решение задач животными.

 

Опыты В.Келера. Трактовка логики научения в теории гештальтпсихологии (К. Коффка). Ограниченность интеллекта животных. Исследования И.П.Павлова, Н.Ю.Войтониса, Н.Н.Ладыгиной-Котс и др. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (П. Я. Гальперин).

 

 

Раздел 3. Качественные отличия психики животных от психики человека.

Тема 8. Общественные формы поведения животных.

Принципы распределения и регуляции действий в сообществах насекомых. Коллективные формы поведения высших животных. Отличие жизни в стае от форм социальной организации деятельности человека. Коллективная жизнь высших животных (Н.А.Тих). Отличие функции лидера в человеческом обществе от функции вожака у животных.

 

Тема 9. Условия возникновения сознания человека.

Гео-биосферная детерминация антропогенеза. Распределение деятельности как основа психических изменений. Природа сознания. Принципиальное отличие деятельности и психики человека от организации поведения животного (речь и звук, мышление, мотив и целеполагание). Учение о высших психических функциях. Формирование мышления и эмоциональной регуляции целеполагания.

 

Образовательные технологии

Лекции: проблемная, лекция-дискуссия.

Аналитическое задание позволяет отрабатывать аналитические процедуры, выявлять подходы к анализу материала, представленного в лекции непосредственно на занятиях.

Критерии оценки: полнота анализа, стиль изложения, уместное употребление терминов.

Дискуссия - позволяет активизировать познавательную деятельность студентов,  позволяет им стать субъектами межличностных отношений в коллективе.

Критерии оценки: понимание обсуждаемой проблемы, раскрытие проблемы с точки зрения определённой роли, уместное использование терминов, знание литературы по проблеме, навыки участия в дискуссии.

 

Система текущего и промежуточного контроля

Текущий контроль успеваемости студентов проводится в форме: аналитических заданий, дискуссий, реферата и контрольной работы.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта с оценкой. Для получения зачёта необходимо получить минимум 60 баллов из 100. Студенты, не набравшие необходимый минимум баллов, обязательно делают доклад-презентацию и сдают зачёт по контрольным вопросам.

 

Вопросы к аттестации по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология»

Вопросы к первой контрольной работе

1. Антропоморфный и механистический подходы в зоопсихологии.

2. Этологические теории инстинкта.

3. Возникновение зоопсихологии как экспериментальной науки.

4. Принципиальные отличия организации социальной жизни человека от жизни в обществах животных.

5. Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.

6. Условия возникновения сознания человека в антропогенезе.

7. Отражение как феномен живой и неживой природы.

8. Л.С.Выготский о натуральных и опосредованных психических процессах. Роль знака как психического орудия.

9. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

10. Коллективные формы поведения животных. Исследование “общественной жизни” обезьян.

11. Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна и где она необходима.

12. Принципиальное отличие онтогенеза человека от онтогенеза животного.

Вопросы ко второй контрольной работе

1. Ориентировочные функции психики (по П.Я. Гальперину).

2. Принципиальная ограниченность животных в решении интеллектуальных задач (по В.Келеру).

3. Психический образ как “запасное поле” для отрабатывания и коррекции действия животного.

4. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера.

5. Природа и формы инстинктивного поведения животных.

6. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (по П.Я.Гальперину).

7. Механистические теории инстинкта. Инстинкт как цепь рефлексов.

8. Роль мифологического мышления в организации социального действия и формировании произвольного поведения.

9. Этологические методы исследования инстинктивного поведения животных.

10. Различные подходы к проблеме возникновения психики у животных. Антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм.

11. Инстинкт как “тип жизни”. П.Я. Гальперин: роли “специфической чувствительности” в механизме инстинктивного действия. Проблема инстинктов у человека.

12. Навыки и формы научения у животных.

13. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера по формированию навыков у животных. Кривая научения.

14. Объяснение логики научения у животных в теории гештальтпсихологии. Опыты К.Коффки.

 

Контрольные вопросы по курсу

 

1. Антропоморфный и механистический подходы в зоопсихологии.

2. Возникновение зоопсихологии как экспериментальной науки.

3. 3.Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.

4. 4.Отражение как феномен живой и неживой природы.

5. 5.Отличие организации отражения в живой и неживой природе.

6. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

7. Возникновение психики. Ситуации, где пихика не нужна и где она необходима.

8. Ориентировочные функции психики (по П.Я. Гальперину).

9. Классификация уровней психического развития животных (по Ф. Бойтендайку и К. Бюллеру).

10. Психический образ как “запасное поле” для обрабатывания и коррекции действия животного.

11. Природа и формы инстинктивного поведения животных.

12. Механистические теории инстинкта. Инстинкт как цепь рефлексов.

13. Основные характеристики инстинктивного поведения.

14. Этологические теории инстинкта.

15. Этологические методы исследования инстинктивного поведения животных.

16. Импритинг как феномен научения у животных.

17. Инстинкт как “тип жизни”. П.Я. Гальперин: роли “специфической чувствительности” в механизме инстинктивного действия.

18. Проблема инстинктов у человека.

19. Навыки и формы научения у животных.

20. Механистическая трактовка научения у животных.

21. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера по формированию навыков у животных. Кривая научения.

22. Различные подходы к проблеме возникновения психики у животных. Антропопсихизм (Р.Декарт о рефлекторной схеме действия), панпсихизм, биопсихизм.

23. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера.

24. Объяснение логики научения у животных в теории гештальтпсихологии. Опыты К.Коффки.

25. Принципиальная ограниченность животных в решении интеллектуальных задач (по В.Келеру).

26. 26.Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (по П.Я.Гальперину).

27. Коллективные формы поведения животных.

28. Исследование “общественной жизни” обезьян (Я.Дембовский, Н.А.Тих, Н.Ю.Войтонис, Н.Н.Ладыгина-Котс).

29. Принципиальные отличия организации социальной жизни человека от жизни в обществах животных.

30. Условия возникновения сознания человека в антропогенезе.

31. Отличия принципов управления группой животным-вожаком от организации совместной жизни в племени у примитивных народов.

32. Л.С.Выготский о натуральных и опосредованных психических процессах. Роль знака как психического орудия.

33. Роль мифологического мышления в организации социального действия и формировании произвольного поведения.

34. Принципиальное отличие онтогенеза человека от онтогенеза животного.

Темы рефератов по курсу «Зоо- и сравнительная психология»

1. Антропоморфный и механистический подходы в зоопсихологии.

2. Этологические теории инстинкта.

3. Возникновение зоопсихологии как экспериментальной науки.

4. Принципиальные отличия организации социальной жизни человека от жизни в обществах животных.

5. Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.

6. Условия возникновения сознания человека в антропогенезе.

7. Отражение как феномен живой и неживой природы.

8. Л.С.Выготский о натуральных и опосредованных психических процессах. Роль знака как психического орудия.

9. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

10. Коллективные формы поведения животных. Исследование “общественной жизни” обезьян.

11. Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна и где она необходима.

12. Принципиальное отличие онтогенеза человека от онтогенеза животного.       

13. Ориентировочные функции психики (по П.Я. Гальперину).

14. Принципиальная ограниченность животных в решении интеллектуальных задач (по В.Келеру).

15. Психический образ как “запасное поле” для отрабатывания и коррекции действия животного.

16. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера.

17. Природа и формы инстинктивного поведения животных.

18. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (по П.Я.Гальперину).

19. Механистические теории инстинкта. Инстинкт как цепь рефлексов.

20. Роль мифологического мышления в организации социального действия и формировании произвольного поведения.

21. Этологические методы исследования инстинктивного поведения животных.

22. Различные подходы к проблеме возникновения психики у животных. Антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм.

23. Инстинкт как “тип жизни”. П.Я. Гальперин: роли “специфической чувствительности” в механизме инстинктивного действия. Проблема инстинктов у человека.

24. Навыки и формы научения у животных.

25. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера по формированию навыков у животных. Кривая научения.

26. Объяснение логики научения у животных в теории гештальтпсихологии. Опыты К.Коффки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: