Организационно-функциональная схема



Обследование организационно-функциональной структуры

Все руководство может быть разделено на четыре глобальных направления: стратегическое, тактическое, оперативное и обеспечивающее.

К стратегическому руководству относятся функции непосредственно директора, учёного совета и руководителей секторов. Они формируют общую стратегию развития предприятия, ставят подписи под договорами, заключают контракты и т. п.

К тактическому руководству относятся руководители отделов. Они ставят задачи нижестоящим исполнителям в рамках принятой стратегии.

К оперативному руководству относятся руководители лабораторий. Они отвечают за принятие решений для реализации тактических задач, установленных начальниками отделов.

Следует отметить, что, во-первых, по причине не очень большого числа высококвалифицированного персонала, работающего на предприятии, а во-вторых, из-за особенностей научной деятельности, членами учёного совета в большинстве своём являются руководители отделов и некоторых лабораторий. Более того, на заседания учёного совета могут приглашать (даже на постоянной основе) и некоторых конечных сотрудников. То есть, несмотря на то, что решаются задачи разных уровней в рамках заседаний совета и в рамках обычной деятельности руководителей, данная схема является оптимальной. Такой вывод можно сделать на основании того, что при такой форме организации решения стратегического характера доводятся напрямую до руководителей тактического звена и исполнителей, в отличие от классической штабной (например, армейской) структуры, где решения проходят последовательно сверху вниз и разбиваются на малые задачи. Здесь же руководители тактического звена и некоторые исполнители имеют представление обо всём стратегическом планировании и способны адекватно оценивать свои решения в рамках общей концепции.

К обеспечивающему руководству относятся руководители отделов, обеспечивающих работу других отделов. Сами отделы подчиняются напрямую директору, минуя руководителей секторов, а их функции, в основном, сводятся к обеспечению подготовки сотрудников к работе. Примеры таково руководства – отдел кадров (учёт сотрудников), отдел безопасности (организация режима работы, обеспечение пропускной системы), научно-организационный отдел (сопровождение заявок, патентов от всех других отделов), отдел радиационной безопасности и техники безопасности (РБиТБ, обучение сотрудников работе с радиационно-опасными материалами, инструктажи и тренировки по общей технике безопасности).

Цели автоматизации

Несмотря на то, что обследование и организационной и функциональной структур предприятия показывает хорошую эффективность принятой модели управления, создания системы необходимо. В первую очередь это вызвано найденными недостатками организационной структуры. Сама структура представляется умеренно оптимальной, но необходимо решить проблему взаимодействия лабораторий различных отделов и секторов. Затем система нужна уже непосредственно для обеспечения эффективной работы самих исследовательских подразделений (поддержка НИОКР). И последним пунктом системы будет обеспечение поддержки планирования и проведения экспериментов.

По сути, цель основного компонента системы – обеспечение централизованного документооборота. При едином централизованном хранилище с разделёнными правами доступа и системами уведомлений эффективность межлабораторного взаимодействия возрастёт. Во-первых, применение электронного документооборота вместо бумажного повысит эффективность взаимодействия. Во-вторых, в виду введения централизованной системы с подсистемой уведомлений, снизится время отклика конечных получателей документов. Увеличение эффективности обработки документов от системы никак не зависит, её цель – создать условия для оборота документов и оперативного доступа к ним нужных лиц.

Следующий компонент системы – подсистема поддержки НИОКР, должна представлять собой некий аналог электронной библиотеки. В какой-то мере это можно представить как документооборот, но менее требовательный к ресурсам конечных устройств и каналов связи. В дальнейшем возможна интеграция с другими системами поддержки и сопровождения НИОКР.

И последний компонент – обеспечение поддержки планирования и проведения экспериментов. Здесь должны быть две части: первая часть аналогично документообороту. Заявки на проведение экспериментов должны централизованно храниться, иметь высокую скорость доступа, возможность поиска и поступать к лицам, ответственным за проведение экспериментов с заданными критериями оперативности. Вторая часть – журнал проведения эксперимента. Также должна быть предусмотрена возможность поиска, а результаты должны храниться в распределённой сети с возможностью доступа с различных устройств. Естественно, что должно быть установлено прямое соответствие между заявкой на проведение эксперимента и его результатами. Программное и аппаратное обеспечение самого эксперимента мы не рассматриваем, так как каждый эксперимент в данной области уникален, и создать единые интерфейсы обработки подготовительных материалов и результатов практически невозможно. А формы заявок, бланков, лабораторных журналов – стандартизированы и должны быть переведены в электронный вид. Многокритериальный поиск должен предусматривать возможность проведения однотипных экспериментов на различных установках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: