V.Обеспечение проектной деятельности

Трудятся, не уставая, маленькие детки.

Кисточкой взмахнув, как волшебной палочкой,

Создают шедевры «маленькие эльфы».

Наш кружок волшебный многому научит:

Станет великаном даже крошка гном,

А зимой поляна расцветет ковром.

Все под силу «эльфам» в садике родном.

                                            Разработала: Лагуткина Елена Вячеславовна,   педагог дополнительного образования

 МБДОУ «Детский сад № 7 «Радуга»

Г. Абдулино

Г.

ПРОЕКТ

(Обучение изобразительному искусству детей 4-5 лет с использованием игровой мотивации)

 

I.Тип проекта

 По доминирующей в проекте деятельности: конструктивный, творческий, игровой.

 По содержанию: творческий, психолого-педагогический.

 По характеру участия: участник от зарождения идеи до получения результата

 По числу участников проекта: дети, посещающие кружок по изодеятельности  (7  человек).

 По времени проведения: продолжительный (в течение учебного года).

 По характеру контактов: в рамках ДОУ.

 

II.Актуальность проблемы:

В результате проведения специального психолого-педагогического исследования (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон) было установлено, что интерес к рисованию практически у всех детей 4-5 лет возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым и включенной в контекст игровой технологии. В основу данной игровой технологии положен следующий принцип: методы и приемы, которые будут использоваться при обучении детей 4-5 лет рисованию, должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры для детей данного возраста. Сюжетно-ролевая игра для детей 4-5 лет характеризуется принятием роли и ролевым поведением, следовательно, игровые методы и приемы должны строиться на ролевом поведении ребенка.

При проведении работы с детьми с использованием данной технологии необходимо:

· отбирать яркие, выразительные и привлекательные образы, хорошо знакомые детям этого возраста и способствующие развитию у них внутреннего сопереживания героям и желания принять на себя их роль;

· побуждать детей к принятию роли и обеспечить их действия содержанием, которое способствовало бы вхождению в роль;

· используя ролевое поведение, побуждать детей к созданию изображения.

Например, педагог обращается к детям: «Давайте с вами поиграем. Я – мама-зайчиха. Живу со своими зайчатами в маленьком домике на опушке леса. Каждое утро кормлю своих малышей вкусным завтраком. А когда они убегают играть на полянку, на своем огороде выращиваю вкусные овощи для них. А вы хотите поиграть со мной в эту игру? Кем бы вы хотели быть?» вероятнее всего, что дети примут на себя роли зайчат.

Далее воспитателю необходимо провести работу по вхождению в роли. Он может предложить детям:

· сбегать на огород и полакомиться овощами;

· поиграть на полянке в жмурки или салочки;

· вместе с мамой-зайчихой прогуляться по лесу.

Затем педагог, используя ролевое поведение, побуждает детей к созданию изображения и ставит перед ними вначале игровую, а затем учебную задачу. Например, воспитатель в роли мамы-зайчихи предлагает детям в роли зайчат заняться заготовкой фруктов. Перед каждым ребенком вначале ставится игровая задача – собрать корзину яблок. Затем на ее основе ставится учебная задача – научиться рисовать яблоки в корзине. Решение учебной задачи осуществляется воспитателем в соответствии с традиционной методикой обучения детей 4-5 лет рисованию, которая разрабатывалась известными учеными (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и др.). Она заключается в следующем:

- предложить детям рассмотреть натуральную морковь и даже попробовать ее;

- провести с детьми обследование формы моркови с помощью движений руки, сопровождая это обследование речью («прямо», «закругление» и т.д.);

- определить и назвать цвет моркови (оранжевая);

- предложить детям «нарисовать» морковь на листе бумаги пальчиком, а затем сухой или смоченной водой кисточкой и прокомментировать свои действия речью.

Если педагог видит, что большинство детей испытывают затруднения, он может продемонстрировать вариативные приемы рисования моркови на большом листе бумаги.

По ходу занятия воспитатель может руководить деятельностью ребенка в игровой форме, обращаясь к нему как к зайчонку, и, если нужно, побуждает его к совершенствованию формы, цвета и т.п. По окончании рисования воспитатель оценивает усилия каждого ребенка только положительно, независимо от полученного результата.

Таким образом, объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, педагоги, работающие с детьми 4-5 лет, приобретают возможность сделать осмысленным и интересным процесс рисования.

Согласно данному подходу к обучению (а он предполагает сохранение и поддержание собственной активности ребенка, рождающей оригинальность образов), необходимо показать детям в доступной форме средства выразительности, которые используют профессиональные художники. Демонстрация дошкольникам вариативных средств выразительности при изображении того или иного предмета или представителя растительного или животного мира будет способствовать обогащению художественного опыта детей и исключит возникновение штампов. Так, например, в процессе подготовки к занятию по рисованию рыб можно можно показать детям 5-6 вариантов с изображением рыб, разных по форме (длинные, круглые), по окраске (яркие, пестрые, одноцветные). Наблюдения показали, что целесообразный подбор иллюстративного материала способствует тому, что в рисунках детей нет штампов: каждый ребенок по-своему изобразил плавающих в аквариуме рыбок.

Эффективным оказался также игровой прием по превращению овалов и веретенообразных форм в рыбок. Вначале педагог заинтересовывает детей возможностью оказаться в роли волшебников и предлагает им для проведения процедуры превращения нарисовать много больших и маленьких овалов по всей поверхности листа бумаги. Для рисования овалов детям могут быть предложены на выбор и показаны следующие приемы: слитным безостановочным движением кисти и двумя полудугами. Сосредоточившись на изображении формы, дети добиваются лучшего результата в ее передаче и свободно располагают овальные формы по всей поверхности листа бумаги. Если детям предложить не «волшебство» с овалами, а рисование рыбок, то груз ответственности давит на ребенка, и чаще всего он ограничивается рисованием одной или двух рыбок. Если же педагог начинает с игрового приема, связанного с волшебством, то процесс рисования рыбок происходит постепенно: вначале дети рисуют овалы, а затем превращают их в рыбок, выделяя голову, пририсовывая хвост и плавники и т.п. При таком подходе, во-первых, происходит распределение внимания детей: вначале они имеют возможность сосредоточиться на изображении простой формы, а затем с увлечением превращать овалы в рыбок. Во-вторых, общеизвестно, что дети пятого года жизни склонны к проявлению неуверенности к себе, застенчивости, а игровая мотивация снимает напряжение и полностью исключает волнение ребенка по поводу того, что вдруг при рисовании рыбки у него что-то не получится. Когда дети легко, без напряжения получат полноценный продукт своей деятельности в виде нарисованных в аквариуме рыбок, плывущих в разных направлениях и выразительных по форме и цвету, то на втором занятии уже можно поставить конкретную учебную задачу – нарисовать рыбок. Наблюдения показали, что дети легко справляются с поставленной задачей, опираясь на полученный ими опыт на основе игровой мотивации.

Предлагаемой технологией можно воспользоваться не только при рисовании рыбок, но и цветов, цыплят, зайчат и других представителей природы и окружающей действительности. При этом «оживлять» дети могут круги, квадраты, прямоугольники и т.п. кроме того, после четырех лет детям при изображении животных уже доступна передача движений в самой простой форме. Заметить и понять характерные особенности передачи движений животных детям поможет рассматривание иллюстраций и картинок, сопровождающееся словесными объяснениями педагога. Занятия по сюжетному рисованию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

 

 

III.Цель проекта: обоснование эффективности использования методикиобучения детей 4-6 лет изобразительному искусству  с использованием игровой мотивации в педагогической практике для развития изобразительных навыков и творческих способностей, гармонизации эмоционального состояния и обогащения культурного опыта детей дошкольного возраста; стимулирование развития коммуникативной функции речи, расширение активного и пассивного словаря детей и ознакомление с окружающим миром.

 

 IV. Задачи проектной деятельности:

· Теоретически обосновать методику обучения детей 4-6 лет рисованию с использованием игровой мотивации как технологию обучения рисованию, развития тактильно-кинестетических ощущений, коммуникативных умений, развития мелкой моторики и познания мира в целом.

· Проследить динамику формирования изобразительных и конструктивных навыков и развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников, в обучении которых применяется метод сюжетного рисования с игровой мотивацией.

· Разработать перспективное планирование по методике обучения детей 4-6 лет рисованию с использованием игровой мотивации для всех возрастных групп.

· Прибрести знания и умения, обогатить дидактический и игровой материал, способствующий общему эстетическому развитию детей, повышению эффективности общения.

·  Творческая самореализация.

 

V.Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

1.ЯнушкоЕ.А. Рисование с детьми раннего возраста.- М.: Мозаика-Синтез», 2009.

2. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. М.: «ТЦ Сфера», 2004.

3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет. Пособие для воспитателей и специалистов по изобразительной деятельности, работающих по программе «Из детства в отрочество». М., 1998.

4. Бондс Л. Магия цвета (цветотерапия на каждый день). СПб., 1997.

5. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Для детей среднего возраста. М., Просвещение, 1998.

6. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия. М.: «ТЦ Сфера», 2006.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

 

Материально-техническое

Наглядный материал: картины, картинки, иллюстрации, эскизы, предметы и объекты для рисования, игрушки и др.

Материал: цветные карандаши, краска гуашь, листы бумаги, восковые мелки, палитры, широкие и узкие кисти, готовые формы (подносы, чаши, вазы), баночки для колеров и др.

Диагностико-дидактическое:

Серия сюжетных занятий, разработанных для детей 4-5 лет.

Инструкции к упражнениям, стихи, сказки, загадки по каждой теме.

Диагностические методики исследования изобразительных навыков, эмоциональной сферы и оценки волевых возможностей дошкольника.

Диагностическое исследование межличностных отношений ребенка.

 

VI.Предполагаемый результат

Сформированные навыки рисования краской и карандашами; интерес к освоению нового изобразительного материала.

Сформированные коммуникативные навыки общения, эмоционально-волевая сфера.        

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Получение первого опыта рефлексии (самооценки).

Творческое самовыражение воспитанников.

VII.Предмет экспериментального исследования: педагогические условия, необходимые для эффективного использования методики обучения детей 4-6 лет изобразительному искусству с использованием игровой мотивации в педагогической практике, а также  для развития коррекционно-развивающих навыков и эмоционально-волевой сферы у воспитанников.

VIII. Гипотеза проекта: если реализовать многогранные возможности обучения детей 4-6 лет изобразительному искусству с использованием игровой мотивации, то приобретается возможность сделать осмысленным и интересным процесс рисования, происходит овладение специальными приемами смешивания красок (получение светлых, темных и новых цветов и оттенков), развивается моторика рук и, как следствие, коррекция речи и развитие эмоционально-волевой сферы детей.

IX.Методы проекта: наблюдение; совместные игры; мониторинговые процедуры; обучающие, проективные игры; познавательные игровые занятия; игры-сказки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: