ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
По направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Химия», 020400 «Биология», 031300 «Журналистика»,
Филология, 035700 «Лингвистика» 080100 «Экономика и управление», 201000 «Биотехнические системы и технологии»,
Теология», 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент»
Квалификация – бакалавр
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Кострома
2011
Пояснительная записка
1. Цель дисциплины: овладение систематизированными знаниями об истории России и мира с древнейших времён до наших дней;
- формирование у студентов способности понимать важнейшие характеристики российского исторического процесса;
- развивать умение ориентироваться в концепциях объясняющих единство и многообразие исторического процесса;
- раскрывать органическую взаимосвязь отечественной и мировой истории, выявляя при этом общее и особенное в российской и западноевропейской истории.
Задачи:
- показать место и значение истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;
- раскрыть современную историографическую ситуацию, как в отечественной, так и мировой исторической науке;
- выявить узловые проблемы, по которым ведутся сегодня споры и дискуссии; - проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России и мире за последние годы;
- связать содержание проблем с конкретными персоналиями, чьё влияние на ход истории было особенно значимым; - с позиций сегодняшнего дня раскрывать вопросы ментальности, национального характера, эволюцию нравственных ценностей, образа жизни и быта социума.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «История» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б 1)
Для освоения дисциплины «История» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в процессе изучения предмета «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.
1) Знать: особенности российского и мирового исторического процесса, его важнейшие этапы, причинно-следственные связи событий, взаимосвязь и логику исторических явлений и процессов.
2) Уметь: использовать полученные знания и умения для критического восприятия общественных процессов и ситуаций с исторической точки зрения.
Определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять ее.
3) Владеть информацией об основных историографических подходах в оценке дискуссионных вопросов российской и мировой истории.
4) Формируемые компетенции:
Владение культурой мышления: способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способность к социальной адаптации (ОК-6);
умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
использование основных положению и методов, социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, умение анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего |
Общая трудоемкость в зачетных единицах | 5 |
Общая трудоемкость в часах | 180 |
Аудиторные занятия в часах | 90 |
Лекции | 36 |
Практические занятия | 54 |
Самостоятельная работа в часах | 90 |
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) | I семестр – зачет II семестр – экзамен Итого: 1 з.е. |
Тематический план
№ | Название Раздела, темы | Всего з.e. / час | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы текущего контроля | |
Лекции | Практиче-ие | |||||
1 | Введение. Методология и теория исторической науки, ее роль и задачи в современных условиях. | 4 | 2 | 2 | 2 | поверка записей в тетради |
2 | Этапы становления и развития древневосточных и античных обществ. | 6 | 2 | 4 | 2 | тестирование |
3 | Формирование европейского средневекового общества и Древняя Русь (нач. I тыс. н.э. – XIII в.) | 10 | 2 | 4 | 4 | составление таблицы на сравнение |
4 | Проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе. Особенности формирования и развития единого Российского государства (XIV – XVI вв.) | 10 | 4 | 4 | 4 | доклады |
5 | Становление и развитие индустриального общества на Западе. Царизм и проблема модернизации России | 14 | 4 | 6 | 6 | контрольная работа |
6 | Основные тенденции всемирной истории в начале XX века. От России к СССР: эпоха воин и революционных потрясений. Влияние на развитие Запада. | 14 | 6 | 6 | 4 | дискуссия |
7 | Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы, Америки и СССР в 20 – 30 -е гг. XX в. | 4 | 4 | 6 | круглый стол | |
8 | Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны, ее итоги, уроки, значение. Решающий вклад СССР в победу над фашистской Германией. | 8 | 2 | 6 | 6 | конференция |
9 | Страны Востока в новое и новейшее время. | 4 | самостоятельная работа | |||
10 | Россия и мир в послевоенный период: противостояние двух систем, социально-экономическое и политическое развитие. | 10 | 4 | 6 | 4 | составление таблицы на сравнение |
11 | СССР в 1985-1991 гг.: от политики модернизации системы к смене модели общественного развития | 6 | 2 | 4 | 4 | конференция |
12 | Радикально-либеральный варинт реформирования российского общества в 90- е гг. ХХ в. Итоги и уроки. | 6 | 2 | 4 | 4 | диспут |
13 | Россия в XXI веке: основные тенденции социально-экономического и политического развития. Особенности современной системы международных отношений и геополитическое позиционирование России. | 6 | 2 | 4 | 4 | круглый стол |
ИТОГО | 5/180 | 36 | 54 | 54 | 36 - экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. Введение. Методология и теория исторической науки, ее роль и задачи в современных условиях. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Россия в мировом историческом процессе. Постановка проблемы. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки. Соотношение цивилизационного и других подходов к анализу исторического процесса (мифологического, теологического, формационного и т.д.) Принцип дополнительности в историческом познании.
ТЕМА 2. Этапы становления и развития древневосточных и античного обществ.
Основные типологические черты древневосточных обществ: Египта (ХХХ1-1V вв. до н. э.), Месопотамии (ХХVШ-VI вв. до н.э.), Ирана (VI-IV вв до н.э.), Индии (ХХШ до н.э. – V в. н.э.),Китая (Х в.до н.э.-Ш в. н.э.)
Роль природно-климатического фактора в формировании древневосточных государств. Формы хозяйственной деятельности. Ирригационное земледелие. Ремесло, торговля.
Тип государственного устройства. Особенности восточной деспотии. Положение царя. Его экономическая и социальная опора. Обожествление царской власти. Государственный аппарат. Бюрократия. Роль жречества.
Отношения собственности.
Проблема социальной стратификации древневосточных обществ. Иерархичность восточных обществ. Роль сельской общины, ее влияние на темпы и направления социально-экономического развития.
Государство и общество на Древнем Востоке. Древневосточное право.
Люди Древнего Востока: быт, нравы, религиозные представления.
Основные этапы становления и развития античного общества. Географические и геополитические факторы формирования греческого мира.
Роль мореплавания в жизни античного общества. Греческая колонизация. Образование Великой Греции.
Полис – главный структурный элемент античного общества. Типы и эволюция полиса. Становление и расцвет афинской демократии (V в. до н.э.) (Солон, Клисфен, Эфиальт, Перикл). Греческое право.
Тип античной экономики. Отличительные черты античных форм собственности. Сочетание и взаимосвязь индивидуальной и коллективной собственности. Возникновение «классического рабства». Общая характеристика материального производства. Соотношение товарности и натуральности.
Система полисных ценностей и ее эволюция. Идеал человека. Древнегреческая мифология. Рождение первосистемы абстрактных наук.
Держава Александра Македонского, эллинистические монархии как проявление синтеза восточных и античных элементов в экономике, политике, культуре.
Римская мировая держава в период республики (Ш-II в. до н.э.), монархии (принципат I-Ш в. н.э.), (доминат IV- VII в. н.э): общее и особенное.
Социальная структура римского общества. Братья Гракхи и попытка реформирования римского общества. Классовые и социальные противоречия: источники и формы их выражения.
Гражданские основы рисского общества. Формирование системы публичного и частного права. Цицерон. Римские граждане, италийцы, провинциалы.
Религия древних римлян и классического Рима
Этические воззрения римлян. Система воспитания. Развитие философских и исторических знаний. Своеобразие римской художественной культуры.
Римская империя в Ш-V вв. Кризис рабовладельческих отношений. Натурализация экономики. Обособление деревни от города. Развитие латифундий. Колонат.
ТЕМА 3. Формирование европейского средневекового общества и Древняя Русь (нач. I тыс. н.э. – XIII в.)
Феодализм: проблема определения сущности.
Раннее средневековье в Западной Европе (VI-IХ вв.) Синтезный путь развития феодальных отношений. Появление новых видов собственности. Социальная стратификация раннесредневекового общества. Появление института рыцарского войска. Источники пополнения и формирования социальной элиты. Образование класса зависимого крестьянства.
Причины образования крупных раннесредневековых государств. Возвышение и распад Франкской империи. Судьбы варварских королевств.
Завершение формирования нового типа социальных связей в Западной Европе. Сеньоры и вассалы, вассально-ленные отношения. Рыцарство. Формы крестьянской зависимости. Крестьянское хозяйство и община.
Сеньория. Ее структура и хозяйственная деятельность.
Уровень технологии сельскохозяйственного производства.
Превращение городов в центры ремесла и торговли. Социальная структура. Коммунальное движение.
Средневековый сельский и городской быт.
Раздробленность в Европе к концу Х1 в. Поместье-государство. Рост городов. Город и сеньор. Положение королевской власти, особенности ее функционирования.
Роль католической церкви в жизни средневекового европейского общества.
Византия в средние века.
Раздел Римской империи: рождение Византии. Особенности географического положения и территориальной структуры. Этнический состав.
Государственное устройство Византии. Могущество императорской власти и ее сакрализация.
Социально-экономическое развитие. Особенности «синтезной» феодализации, ее незавершенность. Становление условного частного землевладения. Византийская деревня: категории крестьянства. Роль общины. Город; государственное управление ремеслом и торговлей.
Положение православной церкви в византийском обществе, ее политическая и экономическая подчиненность государству. Особенности восточного христианства. Разделение западной и восточной церквей.
Причины падения Византии. Наследие Византии в истории Европы и Руси.современном обществе.
Страны Востока в средние века.
Варианты общественной трансформации восточного общества на рубеже древности и средневековья. Судьба древних цивилизаций. Миграции кочевых народов Центральной Азии (IV-Х вв.), тюркских народов (IV – ХШ вв.)
Рождение ислама. Объединение Аравии. Арабские завоевания (VI-ХI вв.) Халифат. Европейские владения арабов, Кордовский халифат. Восприятие исламского мира в Европе.
Социальные и политические особенности организации общества и государства в Китае, Японии, Османской империи и Индии в ХV – ХVII вв. Право, особенности законодательства. Религиозное право.
Своеобразие развития феодальных отношений. Специфика поземельных отношений. Торговля.
Особенности социальной структуры общества на Востоке. Система каст.
Образ жизни в восточных средневековых государствах. Восточный менталитет. Основные религии в странах Востока: Ислам. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство. Их влияние на духовную жизнь, миропонимание и тип социального поведения человека.
Древнейшие народы на территории России и сопредельных районов (Северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия). Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье. Великое переселение народов и его последствия.
Проблема этногенеза славян. Восточные славяне в древности. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IХ вв. Языческая система ценностей.
Социально-экономические и политические изменения в недрах восточнославянского общества на рубеже VIII – IХ вв. Торговля и торговые пути – их роль в становлении государства. Причины появления государственной, княжеской власти и ее функции. Борьба Севера и Юга: объединение 2-х главных политических центров восточных славян – Новгорода и Киева. Современная трактовка «норманского вопроса».
Особенности общественно-политического устройства Киевского государства и его типизация. Князь и княжеское управление. Внутренняя и внешняя политика киевских князей. «Русская Правда» – древнерусский свод законов.Община и ее роль в жизни общества. Народное собрание – вече. Города в системе социально-политических отношений.Зарождение раннефеодальных отношений и их своеобразие. Формирование крупной земельной собственности. Основные категории свободного и зависимого населения, их права. Проблема рабства на Руси. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета.Причины и значение принятия Киевской Русью восточного христианства. Особенности русского православия: догматы и культ. Проблема политико-культурного влияния Византии на развитие Руси. Роль церкви в политической жизни древнерусского государства.
Характер взаимодействия древнерусского государства с западными, восточными и степными цивилизациями.
Упадок Киевской Руси.
Древнерусское государство в оценке современных историков.
Эволюция восточнославянской государственности в ХI-XII вв. Причины и предпосылки политического распада Руси. Формирование различных социокультурных моделей развития общества и государства. Крупнейшие политические центры. Новгородская феодальная республика. Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальская земля. Социально-экономические, этнические и политические последствия славянской колонизации Северо-Востока Руси. Роль природно-географического фактора в формировании великорусской народности. Тенденция «самодержавства». Изменение роли Владимиро-Суздальского княжества на Руси.
Костромская земля в период раздробленности. Василий Ярославич – первый князь Костромского княжества (1246), великий князь Владимирский (1271/72-1276/77). Кострома – стольный град, политический центр Северо-Восточной Руси.
Раздробленность на Руси и в Западной Европе: экономические и социальные структуры – общее и особенное.
Монгольское нашествие на Русь. Образование Золотой Орды. Социально-политические изменения в Русских землях в период монгольского ига. Социокультурные аспекты взаимоотношений русского общества и монголо-татарского социума. Дискуссия по проблеме в российской исторической науке ХIХ-ХХ вв. Последствия геополитического отделения восточной Руси от Западной Европы.
Католическая экспансия в западную и северо-западную Русь. Александр Невский. Великое княжество Литовское и русские княжества.
ТЕМА 4. Проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе. Особенности формирования и развития единого Российского государства (XIV – XVI вв.)
Трансформация средневекового общественного устройства в ХIV-ХV вв. Усиление роли государства в жизни средневекового общества в Западной Европе. Начало процесса преобразования вассально-ленных связей в гражданско-государственные. Появление специальных институтов государственной власти, суда и управления на местах.
Христианство как основа культурной и духовной жизни средневековой Европы. Католичество - институты и иерархия. Функции церкви в средине века. Религиозные искания. Ереси. Инквизиция.Военно-политическая и религиозная экспансия как средство расширения христианского мира.
Человек средневековья: повседневная жизнь, ментальность. Ценностные ориентации. Повседневная жизнь. Личность в системе социальных отношений; семья, община, цех, приход и т.д. Народная и сословная мораль..
Возрождение. Гуманизм и гуманисты. Проблема освоения античного культурного наследия в средневековой культуре.
Специфика формирования единого русского государства в контексте складывания основ национальных государств в западной Европе: соотношение политических и социально-экономических предпосылок. Роль внешнеполитического фактора в складывании Московского государства.
Основные предпосылки преодоления раздробленности. Тверское и Московское княжество в борьбе за гегемонию в Северо-Восточной Руси. Причины возвышения Москвы. Иван Калита: оценки его политики в современной историографии. Перемещение церковного центра в Москву. Роль православной церкви в объединительном процессе и формировании великорусского национального сознания. С.Радонежский.
Д.Донской и начало открытой борьбы с Ордой. Куликовская битва.
Феодальная война II-й четв. ХV в. и ее итоги. Борьба Галичских князей за великокняжеский престол в Москве (1433-1450 гг.). «Собирание» русских земель при Иване III и Василии III. Свержение золотоордынского ига. Борьба с Литвой.
Начало формирования самодержавия как специфической формы политического режима. Создание централизованного аппарата управления. Тип подданства в холопской форме. Система землевладения. Складывание сословной системы организации общества. Боярство и дворянство. Вызревание крепостнической тенденции. Судебник 1497 г. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Царствование Ивана Грозного. (ХVI в.): поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Избранная рада и ее реформы. Земские соборы. Особенности сословного представительства в Западной Европе и России. Опричная политика Ивана IV и ее последствия. Споры об опричнине в отечественной историографии.
Западная политика Ивана IV. Ливонская война. Экспансия Московского государства на Востоке. Влияние расширения геополитического пространства на формирование национального характера, принципы государственной организации, формирование этнически и социально неоднородного общества.
Роль церкви в истории Руси в период средневековья. Отношение государства и церкви в Западной Европе, Византии и на Руси. Религиозная и общественная мысль на Руси в ХIV-ХVI вв. Возникновение ереси (ересь стригольников, новгородско-московская ересь). Богословские споры: иосифляне и нестяжатели. Русское духовенство и идеология «самодержавства»: формула «Москва – Третий Рим».
Смутное время в России (конец ХVI-нач. ХVII в): содержание понятия, причины, сущность, этапы. Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий I. Василий III как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванчества. Роль иноземного вмешательства. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции и ее результаты. Проблема исторического выбора между Западом и Востоком в период Смуты: возможные альтернативы развития и поиск нетрадиционных форм политической власти. Итоги Смутного времени, его оценка в трудах ведущих историков в до- и послереволюционный период.
Земский собор 1613 г. и утверждение новой династии.
Романовы и Костромской край.