ТЕМА 4. Проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе. Особенности формирования и развития единого Российского государства (XIV – XVI вв.)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    «ИСТОРИЯ»

 

По направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Химия», 020400 «Биология», 031300 «Журналистика»,

Филология, 035700 «Лингвистика» 080100 «Экономика и управление», 201000 «Биотехнические системы и технологии»,

Теология», 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент»

Квалификация – бакалавр

 

 

Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

 

 

                                                     Кострома

                                                         2011

Пояснительная записка

 

1. Цель дисциплины: овладение систематизированными знаниями об истории России и мира с древнейших времён до наших дней;                                                                             

- формирование у студентов способности понимать важнейшие характеристики российского исторического процесса;

- развивать умение ориентироваться в концепциях объясняющих единство и многообразие исторического процесса;

- раскрывать органическую взаимосвязь отечественной и мировой истории, выявляя при этом общее и особенное в российской и западноевропейской истории.                                                                                                                                  

Задачи:                                                                                                                                                                                                                  

- показать место и значение истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;                                                                                                                                                                                                                  

- раскрыть современную историографическую ситуацию, как в отечественной, так и мировой исторической науке;                                                                                                                                                                                                                                  

- выявить узловые проблемы, по которым ведутся сегодня споры и дискуссии;                                                                                                                                                                           - проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России и мире за последние годы;                                                                                                                                                                                                 

- связать содержание проблем с конкретными персоналиями, чьё влияние на ход истории было особенно значимым;                                                                                                                                                                                                                      - с позиций сегодняшнего дня раскрывать вопросы ментальности, национального характера, эволюцию нравственных ценностей, образа жизни и быта социума. 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

    Дисциплина «История» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б 1)

    Для освоения дисциплины «История» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в процессе изучения предмета «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

    1) Знать: особенности российского и мирового исторического процесса, его важнейшие этапы, причинно-следственные связи событий, взаимосвязь и логику исторических явлений и процессов.

    2) Уметь: использовать полученные знания и умения для критического восприятия общественных процессов и ситуаций с исторической точки зрения.

    Определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять ее.

    3) Владеть информацией об основных историографических подходах в оценке дискуссионных вопросов российской и мировой истории.

    4) Формируемые компетенции:

    Владение культурой мышления: способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

    готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

    способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

    стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способность к социальной адаптации (ОК-6);

    умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

    осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

    использование основных положению и методов, социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, умение анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).

        

Структура и содержание дисциплины (модуля)

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах 5
Общая трудоемкость в часах 180
Аудиторные занятия в часах 90
Лекции 36
Практические занятия 54
Самостоятельная работа в часах 90
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) I семестр – зачет II семестр – экзамен Итого: 1 з.е.

Тематический план

Название

Раздела, темы

Всего з.e. / час

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Формы текущего контроля

Лекции Практиче-ие
1 Введение. Методология и теория исторической науки, ее роль и задачи в современных условиях.   4   2   2   2 поверка записей в тетради
2 Этапы становления и развития древневосточных и античных обществ.   6   2   4   2 тестирование
3 Формирование европейского средневекового общества и Древняя Русь (нач. I тыс. н.э. – XIII в.)   10   2   4   4 составление таблицы на сравнение
4 Проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе. Особенности формирования и развития единого Российского государства (XIV – XVI вв.)   10   4   4   4 доклады
5 Становление и развитие индустриального общества на Западе. Царизм и проблема модернизации России   14   4   6   6 контрольная работа
6 Основные тенденции всемирной истории в начале XX века. От России к СССР: эпоха воин и революционных потрясений. Влияние на развитие Запада. 14 6 6 4 дискуссия
7 Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы, Америки и СССР в 20 – 30 -е гг. XX в.   4 4 6 круглый стол
8 Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны, ее итоги, уроки, значение. Решающий вклад СССР в победу над фашистской Германией. 8 2 6 6 конференция
9 Страны Востока в новое и новейшее время.       4 самостоятельная работа
10 Россия и мир в послевоенный период: противостояние двух систем, социально-экономическое и политическое развитие.   10   4   6   4 составление таблицы на сравнение
11 СССР в 1985-1991 гг.: от политики модернизации системы к смене модели общественного развития   6   2   4   4 конференция  
12 Радикально-либеральный варинт реформирования российского общества в 90- е гг. ХХ в. Итоги и уроки.   6   2   4   4 диспут
13 Россия в XXI веке: основные тенденции социально-экономического и политического развития. Особенности современной системы международных отношений и геополитическое позиционирование России.   6     2   4   4 круглый стол
  ИТОГО 5/180 36 54 54 36 - экзамен

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

ТЕМА 1. Введение. Методология и теория исторической науки, ее роль и задачи в современных условиях. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Россия в мировом историческом процессе. Постановка проблемы. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки. Соотношение цивилизационного и других подходов к анализу исторического процесса (мифологического, теологического, формационного и т.д.) Принцип дополнительности в историческом познании.

    ТЕМА 2. Этапы становления и развития древневосточных и античного обществ.

Основные типологические черты древневосточных обществ: Египта (ХХХ1-1V вв. до н. э.), Месопотамии (ХХVШ-VI вв. до н.э.), Ирана (VI-IV вв до н.э.), Индии (ХХШ до н.э. – V в. н.э.),Китая (Х в.до н.э.-Ш в. н.э.)

Роль природно-климатического фактора в формировании древневосточных государств. Формы хозяйственной деятельности. Ирригационное земледелие. Ремесло, торговля.

Тип государственного устройства. Особенности восточной деспотии. Положение царя. Его экономическая и социальная опора. Обожествление царской власти. Государственный аппарат. Бюрократия. Роль жречества.

Отношения собственности.

Проблема социальной стратификации древневосточных обществ. Иерархичность восточных обществ. Роль сельской общины, ее влияние на темпы и направления социально-экономического развития.      

Государство и общество на Древнем Востоке. Древневосточное право.

Люди Древнего Востока: быт, нравы, религиозные представления.

Основные этапы становления и развития античного общества. Географические и геополитические факторы формирования греческого мира.

Роль мореплавания в жизни античного общества. Греческая колонизация. Образование Великой Греции.

Полис – главный структурный элемент античного общества. Типы и эволюция полиса. Становление и расцвет афинской демократии (V в. до н.э.) (Солон, Клисфен, Эфиальт, Перикл). Греческое право.

Тип античной экономики. Отличительные черты античных форм собственности. Сочетание и взаимосвязь индивидуальной и коллективной собственности. Возникновение «классического рабства». Общая характеристика материального производства. Соотношение товарности и натуральности.

Система полисных ценностей и ее эволюция. Идеал человека. Древнегреческая мифология. Рождение первосистемы абстрактных наук.

Держава Александра Македонского, эллинистические монархии как проявление синтеза восточных и античных элементов в экономике, политике, культуре.

Римская мировая держава в период республики (Ш-II в. до н.э.), монархии (принципат I-Ш в. н.э.), (доминат IV- VII в. н.э): общее и особенное.

Социальная структура римского общества. Братья Гракхи и попытка реформирования римского общества. Классовые и социальные противоречия: источники и формы их выражения.

Гражданские основы рисского общества. Формирование системы публичного и частного права. Цицерон. Римские граждане, италийцы, провинциалы.

Религия древних римлян и классического Рима

Этические воззрения римлян. Система воспитания. Развитие философских и исторических знаний. Своеобразие римской художественной культуры.

Римская империя в Ш-V вв. Кризис рабовладельческих отношений. Натурализация экономики. Обособление деревни от города. Развитие латифундий. Колонат.

ТЕМА 3. Формирование европейского средневекового общества и Древняя Русь (нач. I тыс. н.э. – XIII в.)

Феодализм: проблема определения сущности.

Раннее средневековье в Западной Европе (VI-IХ вв.) Синтезный путь развития феодальных отношений. Появление новых видов собственности. Социальная стратификация раннесредневекового общества. Появление института рыцарского войска. Источники пополнения и формирования социальной элиты. Образование класса зависимого крестьянства.

Причины образования крупных раннесредневековых государств. Возвышение и распад Франкской империи. Судьбы варварских королевств.

Завершение формирования нового типа социальных связей в Западной Европе. Сеньоры и вассалы, вассально-ленные отношения. Рыцарство. Формы крестьянской зависимости. Крестьянское хозяйство и община.

Сеньория. Ее структура и хозяйственная деятельность.

Уровень технологии сельскохозяйственного производства.

 Превращение городов в центры ремесла и торговли. Социальная структура. Коммунальное движение.

Средневековый сельский и городской быт.

    Раздробленность в Европе к концу Х1 в. Поместье-государство. Рост городов. Город и сеньор. Положение королевской власти, особенности ее функционирования.

Роль католической церкви в жизни средневекового европейского общества.

Византия в средние века.

Раздел Римской империи: рождение Византии. Особенности географического положения и территориальной структуры. Этнический состав.

Государственное устройство Византии. Могущество императорской власти и ее сакрализация.

Социально-экономическое развитие. Особенности «синтезной» феодализации, ее незавершенность. Становление условного частного землевладения. Византийская деревня: категории крестьянства. Роль общины. Город; государственное управление ремеслом и торговлей.

Положение православной церкви в византийском обществе, ее политическая и экономическая подчиненность государству. Особенности восточного христианства. Разделение западной и восточной церквей.

Причины падения Византии. Наследие Византии в истории Европы и Руси.современном обществе.

Страны Востока в средние века.

    Варианты общественной трансформации восточного общества на рубеже древности и средневековья. Судьба древних цивилизаций. Миграции кочевых народов Центральной Азии (IV-Х вв.), тюркских народов (IV – ХШ вв.)

Рождение ислама. Объединение Аравии. Арабские завоевания (VI-ХI вв.) Халифат. Европейские владения арабов, Кордовский халифат. Восприятие исламского мира в Европе.

Социальные и политические особенности организации общества и государства в Китае, Японии, Османской империи и Индии в ХV – ХVII вв. Право, особенности законодательства. Религиозное право.

Своеобразие развития феодальных отношений. Специфика поземельных отношений. Торговля.

Особенности социальной структуры общества на Востоке. Система каст.

Образ жизни в восточных средневековых государствах. Восточный менталитет. Основные религии в странах Востока: Ислам. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство. Их влияние на духовную жизнь, миропонимание и тип социального поведения человека.

    Древнейшие народы на территории России и сопредельных районов (Северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия). Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье. Великое переселение народов и его последствия.

   Проблема этногенеза славян. Восточные славяне в древности. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IХ вв. Языческая система ценностей.

Социально-экономические и политические изменения в недрах восточнославянского общества на рубеже VIII – IХ вв. Торговля и торговые пути – их роль в становлении государства. Причины появления государственной, княжеской власти и ее функции. Борьба Севера и Юга: объединение 2-х главных политических центров восточных славян – Новгорода и Киева. Современная трактовка «норманского вопроса».

    Особенности общественно-политического устройства Киевского государства и его типизация. Князь и княжеское управление. Внутренняя и внешняя политика киевских князей. «Русская Правда» – древнерусский свод законов.Община и ее роль в жизни общества. Народное собрание – вече. Города в системе социально-политических отношений.Зарождение раннефеодальных отношений и их своеобразие. Формирование крупной земельной собственности. Основные категории свободного и зависимого населения, их права. Проблема рабства на Руси. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета.Причины и значение принятия Киевской Русью восточного христианства. Особенности русского православия: догматы и культ. Проблема политико-культурного влияния Византии на развитие Руси. Роль церкви в политической жизни древнерусского государства.

    Характер взаимодействия древнерусского государства с западными, восточными и степными цивилизациями.

    Упадок Киевской Руси.

    Древнерусское государство в оценке современных историков.

    Эволюция восточнославянской государственности в ХI-XII вв. Причины и предпосылки политического распада Руси. Формирование различных социокультурных моделей развития общества и государства. Крупнейшие политические центры. Новгородская феодальная республика. Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальская земля. Социально-экономические, этнические и политические последствия славянской колонизации Северо-Востока Руси. Роль природно-географического фактора в формировании великорусской народности. Тенденция «самодержавства». Изменение роли Владимиро-Суздальского княжества на Руси.

   Костромская земля в период раздробленности. Василий Ярославич – первый князь Костромского княжества (1246), великий князь Владимирский (1271/72-1276/77). Кострома – стольный град, политический центр Северо-Восточной Руси.

  Раздробленность на Руси и в Западной Европе: экономические и социальные структуры – общее и особенное.

    Монгольское нашествие на Русь. Образование Золотой Орды. Социально-политические изменения в Русских землях в период монгольского ига. Социокультурные аспекты взаимоотношений русского общества и монголо-татарского социума. Дискуссия по проблеме в российской исторической науке ХIХ-ХХ вв. Последствия геополитического отделения восточной Руси от Западной Европы.

 Католическая экспансия в западную и северо-западную Русь. Александр Невский. Великое княжество Литовское и русские княжества.

ТЕМА 4. Проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе. Особенности формирования и развития единого Российского государства (XIV – XVI вв.)

         Трансформация средневекового общественного устройства в ХIV-ХV вв. Усиление роли государства в жизни средневекового общества в Западной Европе. Начало процесса преобразования вассально-ленных связей в гражданско-государственные. Появление специальных институтов государственной власти, суда и управления на местах.

Христианство как основа культурной и духовной жизни средневековой Европы. Католичество - институты и иерархия. Функции церкви в средине века. Религиозные искания. Ереси. Инквизиция.Военно-политическая и религиозная экспансия как средство расширения христианского мира.

Человек средневековья: повседневная жизнь, ментальность.  Ценностные ориентации. Повседневная жизнь. Личность в системе социальных отношений; семья, община, цех, приход и т.д. Народная и сословная мораль..

Возрождение. Гуманизм и гуманисты. Проблема освоения античного культурного наследия в средневековой культуре.

    Специфика формирования единого русского государства в контексте складывания основ национальных государств в западной Европе: соотношение политических и социально-экономических предпосылок. Роль внешнеполитического фактора в складывании Московского государства.

   Основные предпосылки преодоления раздробленности. Тверское и Московское княжество в борьбе за гегемонию в Северо-Восточной Руси. Причины возвышения Москвы. Иван Калита: оценки его политики в современной историографии. Перемещение церковного центра в Москву. Роль православной церкви в объединительном процессе и формировании великорусского национального сознания. С.Радонежский.

    Д.Донской и начало открытой борьбы с Ордой. Куликовская битва.

    Феодальная война II-й четв. ХV в. и ее итоги. Борьба Галичских князей за великокняжеский престол в Москве (1433-1450 гг.). «Собирание» русских земель при Иване III и Василии III. Свержение золотоордынского ига. Борьба с Литвой.

     Начало формирования самодержавия как специфической формы политического режима. Создание централизованного аппарата управления. Тип подданства в холопской форме. Система землевладения. Складывание сословной системы организации общества. Боярство и дворянство. Вызревание крепостнической тенденции. Судебник 1497 г. Дискуссии о генезисе самодержавия.

    Царствование Ивана Грозного. (ХVI в.): поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Избранная рада и ее реформы. Земские соборы. Особенности сословного представительства в Западной Европе и России. Опричная политика Ивана IV и ее последствия. Споры об опричнине в отечественной историографии.

   Западная политика Ивана IV. Ливонская война. Экспансия Московского государства на Востоке. Влияние расширения геополитического пространства на формирование национального характера, принципы государственной организации, формирование этнически и социально неоднородного общества.

   Роль церкви в истории Руси в период средневековья. Отношение государства и церкви в Западной Европе, Византии и на Руси. Религиозная и общественная мысль на Руси в ХIV-ХVI вв. Возникновение ереси (ересь стригольников, новгородско-московская ересь). Богословские споры: иосифляне и нестяжатели. Русское духовенство и идеология «самодержавства»: формула «Москва – Третий Рим».

    Смутное время в России (конец ХVI-нач. ХVII в): содержание понятия, причины, сущность, этапы. Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий I. Василий III как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванчества. Роль иноземного вмешательства. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции и ее результаты. Проблема исторического выбора между Западом и Востоком в период Смуты: возможные альтернативы развития и поиск нетрадиционных форм политической власти. Итоги Смутного времени, его оценка в трудах ведущих историков в до- и послереволюционный период.

  Земский собор 1613 г. и утверждение новой династии.

  Романовы и Костромской край.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: