В ИС как в семиотической системе есть набор упорядоченных комбинирующихся знаков

1.11.11

Единицу системы ПИС так и не удалось пойти и прийти к одному выводу: “У каждого художника система своя собственная” – говорил Беньямин. В отличии от других систем, пр.язык, есть определенное единство. Якобсон говорит, что каждый художник создает свою систему и пользуется своими собственными средствами и создали свою семиотику. Некоторые исследования говорят, что нельзя говорить об общей С.

Ряд авторов: Умберто Эко, Беньямин считают, что за условную единицу символический язык можно взять фигуру. Это могут быть локальные цвета (цветовые пятна), линии, отдельные элементы образов (это зависит от стиля самого художника). В сочетании эти фигуры составляют целостное изображение, а по отдельности они должны ничего не значить.

Изображение образует текст. К чему применимо понятие семантики. Оно отражает связь знаков с объектами действительности. Для этого текста свойственна синтактика (отношение знаков друг к другу) и прагматика (отношение знака и интерпретатора).

Луи Арагон (поэт, создатель новой фр. Поэзии писал стихи в виде фигурок) – сравнивает синтаксис в языке и синтаксис в изо ис – сильней, чем в литературе.

Прагматическая сторона (отношение Знака? И интер.пр-ра/ находятся в очень сильной зависимости от социальных факторов (их много; личность интерпретатора.

Синтаксические и семантические измерения в разных П. господствуют друг над другом. Любимый объект (для анализа с этой точки зрения является абстрактная живопись). Абсолютно синтаксич. ИС-абстракционизм, беспредметная живопись. А ИС, который имеет семантическое значение – реализм. Сюрреализм можно отнести также к семантике, так как элементы создается по отношению к действительности.

       Удач. Гармоничное сочетание семантика? И синтаксис можно считать искусство импрессионизма.

       ИС 20 века характеризуется усилением синтаксической стороны ИС-ва. Это стало своего рода принципом модернистской живописи.

       Феномен восприятия ПИС изучается не протяжение много времени. До 20 века нельзя сказать, что все аспекты художественного восприятия были открыты. Авторы стараются отойти от психологизма – современные авторы – восприятие психическое и восприятие художественное – это вещи разные. Художественное восприятие – особенное; современных связывают эту категорию с категорией художественного творчества. Это две стороны одной медали. Эти процессы не могут идти симметрично – в ИС возникают многозначность смыслов и интерпретаций, часто они далеки от замысла – это скользкий пункт всех теорий, которые опираются на психологию (они воспринимают зрителя просто как зеркало).

Есть возможность не только интерпретировать произведения своих современников, но и возможность по-разному видеть ИС прошлый эпох.

8.11.11

Еще Кант (и др. Авт.) отмечал, что один из главных качеств эстетического восприятия это незаинтересованность. Современные авторы эту мысль развивают и придают некоторые особенности. Например: опосредованность эстетического восприятия с содержанием изображения, в отличие от реальных предметов, которые воспринимаются сами по себе, т.е. безотносительно к их несущему содержанию.

Ролаанд Барт объясняет специфику восприятия изо ИС так: сначала мы должны воспринять саму картину как предмет, а затем то, что она изображает. Также многие авторы в качестве такой двойственности отмечают о соединении 2хмерного и 3хмерного (плоскостность и глубинность).

Внимание этому уделяли многие авторы: 1 из авторов, которые по-новому трактует эту проблему в 20 веке – Арнхейм: считал, что в ИС современного (20 в.) – эта оппозиция ликвидирована (2х мерности и 3хмерности), т.к. большинство современных художников не стремится создать иллюзию.

Философы очень сложно объясняют это, используют сложные термины (пр.: нетождественное тождество).

Многие современные авторы используют для объяснения особенностей эстетического восприятия теорию информации (пр.: ПИС может трактоваться как симуляция информации). Симуляция информации – это обман, но это не однозначно, ч.ПИС с точки зрения теории инф. Бесполезны. Особенность ПИС в том, что оно в себе содержит кроме непосредственной информации скрытые содержательные элементы.

Восприятие изо ПИС носит активный и сознательный характер. Уровень активности и сознательности зависит от многих факторов:

  1. фактор объекта (формула Айзека: э=м/с (уровень восприятия и активности зависит от сложности П: чем сложнее П, тем выше активность)
  2. фактор субъекта – подготовленность человека к восприятию ИС (уровень образования в ИС, прошлый опыт), наклонности??характера и т.д.)
  3. фактор цели – задание, добровольно, с друзьями и т.д. – активность меняется в зависимости от цели

Фактор постоянный, 2,3 – меняется

Цель эстетического восприятия - это переживание или эстетическое наслаждение.

В 20 веке эту тему многие обсуждают, в частности, Ортега-и-Гассет – он разводит эти 2 понятия (переживание и наслаждение).

15.11.11

Представители герменевтики важной вещью считают фон эстетического восприятия, т.е. у человека, который воспринимает ПИС уже есть какой-то опыт, субъект предпочтения. Гадамер приходит к выводу, что чисто эстетическое восприятие невозможно. На восприятие ИС оказывает влияние социальные факторы – Гадамер и Ортега считают, что если эти ф-ры не учитывать, то нельзя объяснить восприятие зрителем ПИС.

Психологи по-своему интепретируют этот процесс: Лев Выгодский говорит, что восприятие и нас?? ПИС вещи разные – эстетич.восприятие – это созерцание, а наслаждение – это сопереживние. Эти 2 пункта соединяются в катарсис. Катарсисом он считает процесс преодоление содержания формой.

Лотман: рассматривает этот вопрос в физиологическом аспекте. Катарсис это переключение сознания с правополушарного на левополушарное. Правое отвечает за восприятие содержание/семиотическое – мы рассматриваем форму и видим игру знаков.

Современные авторы поставили нейролингвистические эксперименты и отметили, что отчасти это имеет значение.

Лотман отмечает, что правое полушарие является частью человеческого опыта (связано с жизненной реальностью), и если человек воспринимает ПИС, который у него уме? б/о в реальности – переключение не происходит и не вызывает никакого эффекта. А когда игра, то восприятие сменяется переживанием.

Эстетическое восприятие складывается из соединения знаковости и значимости – Мукартовский. В каждом аспекте восприятие ИС есть 2 момента: во 1х наше воспроизведение направлено на восприятие знакового характера, с др. Стороны – мы переживаем. ПИС как факт действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: