Современные авторы указывают стадии воспроизведения

  1. неосознанное восхищение – человек еще не понял почему, но П. ему уже нравятся. Это доинтеллектуальные стадии. Роман Ингарден назвал ее предварительная эстетическая эмоция. Она внезапна, динамична. Основывается на чувствах. Он называет это влюбленностью. Эта стадия предшествует настоящему эстетическому наслаждению.
  2. Эстетическое наслаждение наступает позже и это уже результат. Хотя с этим согласны далеко не все авторы. Например, Роланд Барт говорил, что эффект наслаждения наступает сразу.

Этапы процесса восприятия произведения изо искусства (ПИС).

С одной стороны это целостный процесс, но в нем можно выделить несколько этапов. Причем вн-разн.этапы, в зависимости от видения автора. Например, в рамках теории, коммуникации процесс восприятия может быть – на 3 фазы (эт.) (14)

Предкоммуникативный – предполагает установки художественные

Коммуникативный – само восприятие

Посткоммуникативный – представлен оценкой П.

Ингарден в рамках структуралистического подхода предлагает 4 ступени, 4 слоя, которые человек приходит воспринимая П:

  1. Знаки – первое, что видит человек
  2. семантические единицы – т.е.. что означают знаки
  3. предметное содержательное изображение – когда мы это значение вписывается в определенный круг
  4. формирование эстетически-ценностного образа, т.е. П. мы видим уже целиком.

Михаил Бахтин:

  1. восприятие (физическ.зн (цвет, форма). Здесь играет роль психофизиологические особенности человека.
  2. узнавание знака
  3. понимание значения знака в контексте
  4. диалогическое понимание: формирование оценка (либо спорим и легативно оцениваем это П., либо соглашается и признаем,? оно произв на него впечатление 

Большинство авторов согласны с тем, что первый этап восприятия ПИС это поверхностное восприятие фактуры изо-я (линий, цвета и т.д.)

Й этап – это опознание этого визуального ряда – сравнение знака и его денотата??

Этап – наделение визуального ряда содержанием и смыслом, что дает возможности провести визуальные ассоциации.

Этап – установление определенных отношений, между ПИС (автором) и субъектом восприятия (зрителем на этой ступени зритель становится интерпретатором, т.к. он индивидуально понял визуальный ряд и может дать развернутое объяснение с оценкой этого П.

Очень яркий пример подобного анализа изо-ного объекта дает немецким философом Мартин Хайдеггер в своей работе “Исток художественного творения, где он анализирует картину” Ван Гога.

Он описывает как человек воспринимает это П. (со стороны обычного зрителя)

Пример интерпретации, которой он дает становится самостоятельным ПИС. Это очень редкий пример, когда интерпретация последовательно развивается.

Интересные варианты интерции произведений можно найти у самих художников, хотя они нередко пропускают какие-либо ступени, считая их и так понятным. Например – Кандинский – (интерпретирует от свои же работы: абстрактные, бестелесные) – от визуального ряда уже идет диалог, оценка. Иск тяпр-ет?? Свою картину “С белой каймой”. В его интерпретации отсутствует содержательная часть.

Чаще всего обычный зритель ограничивается 1 и 2 этап.

Для интерпретации П.необходимо уметь описывать и анализировать ПИС, но этого недостаточно нужно иметь навык раскрытия содержательной стороны. Одно из значений интерпретации это установление диалога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: