Цивилизационный подход

Принципы и методы исторической науки.

принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития.

принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину.

принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки.

принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов.

принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические и теоретические.

 К специальным историческим методам относятся:
конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;
сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;
ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)
хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Понятие общественно-экономической формации в учении Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории. Маркс исходит из следующей установки: если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал "общественно-экономические формации". По определению К.Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой "общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразными отличительными характеристиками".

С точки зрения формационного подхода, человечество в своем экономическом развитии пять основных стадий - формаций:

- первобытнообщинную;

- рабовладельческую;

- феодальную;

- капиталистическую;

- коммунистическая (капитализм - первая фаза коммунистической формации)








Цивилизационный подход.

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин "цивилизация" происходит от лат. слова "civil" - городской, гражданский, государственный. Первоначально термином "цивилизация" обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества.

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран.

2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

3) предполагает целостность, единство человеческой истории.

4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов, регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;

5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

 

2. Цивилизационный особенности России.

1. Природно-климатический. Россия – это северная страна с суровым климатом, где зима очень длинная, а лето – короткое

2. Географический. Российская цивилизация возникла на стыке Европы и Азии, что обусловило контакты с разными цивилизациями.

3. Религиозный. Преобладающей религией в России было православие. Отличительной чертой этой религии была и остается духовность. В нашей стране оно являлось не просто религией, а было основой жизни.

Совокупность отмеченных факторов привела к складыванию ряда особенностей российской цивилизации:

1. Многонациональность, сложившаяся благодаря особым качествам русского народа. В русском менталитете нет высокомерного отношения к другим народам.

2. Многоконфессиональность – означает, что российскую цивилизацию образуют представители различных вероисповеданий. Главной религией на Руси было православие, но верующие других конфессий не подвергались преследованию и уничтожению, как это было в Западной Европе

3. Сильное государство, поскольку только оно могло защитить народы, проживавшие на территории страны от завоевания и порабощения со стороны воинственных соседей. Именно государство в условиях многонациональности, большого количества регионов, плохо связанных между собой, могло направлять население на решение общих задач.

4. Срединное расположение между Европой и Азией обусловило формирование особой культуры, органически совмещающей характерные черты этих частей света. Поэтому в России еще в XIX в. стали популярны идеи евразийства.

3. Происхождение и расселение восточных славян. Язычество

Праславяне. Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э. Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен — название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян. Существуют две точки зрения:

1. Восточные славяне – коренное (автохтонное) население Вос­точной Европы.

Прародина славян – междуречье р. Вислы и Одры. Во II тыс. до н.э. праславяне заселили берега р. Вислы. Затем они двинулись на Днестр, Днепр, Оку, Верхнюю Волгу.Эта точка зрения наиболее верна.

Археологи выделили 3 ареала расселения протославян (праславян):

-Польша и р. При­пять – склавины;

-р. Днестр и р. Днепр – анты;

-Поморье и низовья р. Вислы – венеды.

К IX в. восточные славяне занимали территорию от Онежского и Ла­дожского озёр на севере до устьев рек Прут, Днестр на юге, от Карпат на западе до р. Ока и Волга на востоке. Здесь были рассе­лены полтора десятка племенных союзов. Летописец Не­стор называет их племенными княжениями. Племенные союзы образовы­вались путём объединения мелких племён вокруг силь­ного пле­мени. Племена состояли из родов.

Расположение племенных союзов:

-поляне – среднее течение р. Днепр (центр – Киев);

- древ­ляне (от слова «дерево») и дреговичи (от слова «дрягва» – болото) по р. Припять (центр – г. Искоростень);

- радимичи – верховья р. Днепр и р. Десна;

- северяне – по р. Десна, Сула, Сейм (центр – г. Чернигов и г. Новгород-Северский);

- волыняне, дулебы, бужане – р. Западный Буг;

- кривичи – верховья р. Западная Двина, Днепра (центр – г. Смоленск);

- полочане – в среднем течении р. Западная Двина и по её притоку – р. Полота (центр – г. Полоцк);

- иль­менские словене – на оз. Ильмень и р. Волхов (центр – Новгород);

- вятичи – по р. Ока, Москва;

- уличи – в меж­дуречье р. Юж­ный Буг и р. Днестр, на Чёрном море;

- тиверцы – между р. Днестр и р. Прут, устье Дуная;

- белые хорваты – в Карпа­тских горах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: