Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на объем спроса. Эффект замещения и эффект дохода

Спрос – платежеспособная потребность в том или ином товаре.

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребитель может и хочет купить данный товар.

Основные виды спроса:

· Индивидуальный;

· Рыночный (совокупность индивидуальных спросов);

· Отрицательный (негативный спрос на тот или иной товар);

· Отсутствие спроса;

· Скрытый спрос (при наличии множества товаров, покупатель не может купить его по каким-либо причинам);

· Падающий;

· Нерегулярный спрос (спрос носит сезонный характер);

· Полноценный спрос;

· Чрезмерный спрос;

· Нерациональный спрос (спрос на товары и услуги, которые приносят вред здоровью человека).

Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях, по низким ценам удается продать больше товара, чем по высоким.

График 2

Из данного графика видно, что кривая спроса имеет нисходящий вид. На основании данной кривой, можно сформулировать закон спроса, который выражает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на данный товар.

Данный вид кривой спроса объясняется действием двух известных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется спрос на товары при падении цен на них. Снижение цены товара вызывает у потребителя возможность купить больше товара или на высвобожденные деньги может купить дополнительное количество других товаров. Таким образом, при снижении цен объем спроса растет.

Эффект замещения показывает, что потребитель может заменить один, более дорогой, товар другим – идентичным, но более дешёвым.

Случаи, когда не действует закон спроса:

· Эффект Гиффена (при росте цен на «низшие» товары, которые занимают значительный удельный вес потребления населения, спрос на них не падает, а растёт);

· Эффект Веблена (ситуация, когда покупатели воспринимают снижение цены товара как сигнал о снижении его качества или престижности, а повышение цены, наоборот, делает товар более привлекательным);

· Наличие в обществе инфляционных ожиданий (возникновение спроса при появлении новостей о росте цен на товары);

· Приобретение редких товаров, которые являются средством вложения капитала;

· Переключение спроса на более качественный и дорогостоящий товар.

Факторы, влияющие на объем спроса:

· Изменение цен на товары-заменители;

· Изменение цен на дополняющий товар;

· Доходы покупателей;

· Мода;

· Реклама;

· Сезонные изменения;

· Ожидания покупателей.

Закон и кривая предложения. Факторы, влияющие на объем предложения.

Предложение – это количество товара, которое продавец желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по определенной цене в течение определенного периода времени.

График 3

Из данного графика видно, что кривая предложения имеет восходящий вид. На основании кривой предложения можно сформулировать закон предложения, который выражает прямо пропорциональную зависимость между ценой и предложением данного товара.

Факторы, влияющие на объем предложения:

· Изменение цен на факторы производства (ведет к снижению или увеличению предложения);

· Технический прогресс (ведет к увеличению предложения);

· Сезонные изменения (ведет к увеличению предложения);

· Налоги (ведет к снижению предложения);

· Дотации и субсидии (ведет к увеличению предложения);

· Увеличение спроса на другие товары (ведет к снижению предложения);

· Ожидания производителей (ведет к снижению предложения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: