Различные товары на рынке отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цен, появление товаров заменителей, изменение доходов населения и т.д.
Эластичность – это чувствительность реакции одного фактора, в результате воздействия на него другого фактора.
Эластичность спроса – степень реакции спроса на изменение какого-либо фактора.
Рассмотрим более подробно наиболее часто встречающиеся показатели эластичности:
· прямую эластичность спроса по цене,
· эластичность спроса по доходу,
· перекрестную эластичность спроса,
· эластичность предложения по цене.
Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.
E=ΔQ/ΔP
Факторы эластичности спроса:
· наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
· временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);
· доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);
· степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
· разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
· важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).
Факторы неэластичности спроса:
· Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те моделил, которые хорошо себя зарекомендовали);
· Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)
· Потребитель имеет значительную экономию от использования конетного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)
· Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)
· Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.
Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.
Перекрестная эластичность спроса – изменения спроса на данный товар при изменении цены на другой товар.
E=Q/P
Точечная эластичность - точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменению цен, доходов и т.д. Точечная эластичность применяется при малых приращениях (обычно до 5%) или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса.
Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.
E=ΔS/ΔP
Факторы определяющие эластичность предложения:
· период времени (для мгновенного периода предложение неэластично; для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене; для долгосрочного периода предложение эластично);
· специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);
· возможности хранения изготовленной продукции;
· максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.
Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.
Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.
Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.






