Особенности детей со сложными дефектами развития

Сложный дефект – это сочетание двух биологических дефектов, которые первичны по своей природе (слепоглухонемые, умственная отсталость + ДЦП, нарушение зрения + первичное биологическое нарушение речи).

Методы диагностики нарушений:

- наблюдение эксперимент: формирующий и констатирующий, тестирование, беседа, опрос, метод анализа продуктов деятельности, проективные методы диагностики, библиографический метод.

Реабилитация - комплекс мер по восстановлению трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными возможностями в результате перенесённых заболеваний.

Абилитация - комплекс мер по восстановлению трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными возможностями в результате врожденных заболеваний.

Адаптация – приспособление человека к условиям внешней среды.

Реадаптация - возвращение временно утраченной приспособленности к определенным условиям деятельности.

Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных функция путем исп-я сохранных или перестройки частично нарушенных функций (обходной путь)

Виды компенсаций (Адлер):

- успешная (совпадение стремления с соц.интересами)

- сверхкомпенсация (одностороннее приспособление, чрезмер.развитие какой-либо 1 черты)

- уход в болезнь (оправдание своих неудач)

Коррекция – мероприятие, направлен. на исправление недостатков в психологии или поведении с помощью спец.средств псих.воздействия.

Диагностика – сфера деятельности психолога, связан. с практич.постановкой псих.диагноза (в основе психометрика)

Специальная педагогика – это область педагогики, предметной областью которой явл-ся ч-к, развивающаяся личность с нарушением соматической, психической, двигательной, интеллектуальной или поведенческой сфере, которые ограничивают или затрудняют возможности социализации и интеграции общ-ва, трудоспособность и жизнедеятельность.

Объект – это специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный педагогический феномен.

Субъект – ч-к с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет – это теория и практика специального образования.

Разделы специальной педагогики

1. Логопедия (нарушение речи) Тифлопедагогика (нарушение зрения) Сурдопедагогика (нарушение слуха) Тифлосурдопедагогика (сложный дефект)

2. Олигофренопедагогика Лечебная педагогика Коррекционная педагогика

Основные принципы специальной педагогики как науки

1. Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.

2. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

3. Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.

4. Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.

5. Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.

6. Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

Специальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками, их проявлениями и влияние на жизненный путь ч-ка.

Предмет – закономерности развития и проявления психики различных групп людей с проблемами в развитии.

Объект – лица с проблемами в развитии и отношение к ним в общ-ве на разных этапах его развития.

Разделы специальной психологии

1. Логопсихология Сурдопсихология  Тифлопсихология Олигофренопсихология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: