Требования к занятиям по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР

1.При планировании работы необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий. 2.Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение.3.На занятиях по обучению грамоте необходимо использовать специальные упражнения по профилактике дислексии и диграфии.4.            Детям с ТНР для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства 5. На занятиях по обучению грамоте необходимо предлагать детям упраж. и задания для подготовки руки к процессу письма.6.В занятия по обучению грамоте следует включать использование сказочных персонажей. 7 На занятиях по обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи..

 

38.Основные задачи подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР. Цель занятий по подготовке к обучению грамоте детей дошкольников с ТНР – развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания, а также развитие умственных способностей дошк. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения. Основные направления подготовки к обучению грамоте детей с ТНР являются: развитие фонематического слуха; формир. ориентировки в языковой системе; уточнение и закрепление правильного произношения звуков; формиров. интереса к учебной деятельности; расширение словарного запаса; отработка навыков словоизменения и словообразования; развитие связной речи; формир. умения осуществлять и координировать движения пальцев рук в процессе письма. В процессе подготовки к обучению грамоте дети учатся: различать гласные и согласные звуки; делить предложение на слова, слова на слоги, слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять позицию и последовательность звуков в слове.

39.Методы и приемы формирования умений звуко-буквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР. Под звуковым анализом понимается: определение порядка слогов в слове; установление различной роли звука; выделение основных качественных характеристик звука» «звуковой синтез» - это процесс объединения звуков в слог или слово.Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок научиться сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Деятельность по развитию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.Работы над развитием фонематического восприятия делается упор на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Вся система упражнений, предлагается в следующей последовательности: звук, выделение звука из слога, из слова, а затем уже членение слова на слоги, предложения на слова. На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности – дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность. Вторая ступень – это анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, он. В это время дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова (кот, мак). Третья ступень – выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). Э, Й не выделяются. После указанных упражнений дети овладевают четвертой ступенью подготовки – анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети выделяют звук из слов типа: суп.Затем дети овладевают полным анализом двухсложных слов.Все упражнения на выделение звуков из слова провод. в игровой и учебной форме, которые чередуются.

40.Особенности графомоторных навыковдетей дошкольного возраста с ТНР и их учет в процессе подготовки к письму. Детям с ОНР присуще отставание в развитии двиг. сферы. У значит. части детей двиг. недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неувер. в выполнении точно дозиров. движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Данный факт обусловливается сложностью патогенеза речевых расстройств, являющихся механизмом общего недоразвития речи.Графомоторные навыки детей с ТНР отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации; наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение руки во времяграфомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики.Для овладения письмом как графомоторным навыком необходим достаточный уровень развития двиг. навыков.наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появл. в недостаточной координации пальцев, кисти руки.Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая. В стдошк. возрасте развитию мелкой моторики будут способствовать пальцевые игры. Организуя различные виды деятел., применяя тренир.упраж-я, достиг.хороших результатов в развитии графо - моторных навыков у детей с ОНР.

41.Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по 4 основным направлениям: 1. Подготовка руки к письму. 2. Аналитико-синтетическая деятельность. 3. Подготовка к технике письма. 4. Формирование элементарных графиче­ских умений. Каждое направление имеет свои задачи и образовательное содержание. 1. Подготовка руки к письму. 1.1. Развивать функциональную возможность кисти и мелкую моторику пальцев рук.1.2. Сформировать правильный захват орудия письма.1.3. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. 2. Аналитико-синтетическая деятельность. 2.1. Анализ и синтез графических, услов­ных изображений предметов. 2.2. Анализ образа букв. 2.3. Синтез образа букв. 2.4. Дифференциация образа букв. 3. Подготовка к технике письма. 3.1. Развивать пространственную ориентировку.3.2. Развивать чувство ритма.3.3. Познакомить с разлиновкой и на­учить ориентироваться в ней.

3.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и за­крепить его в практических упражнениях игрового характера. 4. Формирование элементарных графических умений. 4.1. Упраж. в осознанном печатании элементов букв (в учебной разлиновке и без нее).4.2.Проводитьупраж., подготавли­вающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

42.Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения детей дошкольного возраста с ТНР. Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.Разговоры с детьми могут быть индивид. и коллективными. В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподгот. беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д.Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении, по мнению О.Я. Гойхман, является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная универсальная форма реч. общения воспит. с детьми в повседневной жизни. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы. Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно организованныебеседы с детьми (подготовленные разговоры). Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивида. разговоров больше подходят вечерние и утренние часы.В непосредственном общении дети задают много вопросов.Нужно обращать внимание на правильность построения детьми вопросов.Для формир. диалогической речи испол-ся прием словесных поручений,совместная дея-сть, подвижные игры, которые содержат диалоги,спец. орган-х речевых ситуациях.

43.Работа воспитателя по развитию монологической речи детей дошкольного возраста с ТНР в процессе проведения занятийи в повседневной жизни. Формы и приемы работы с детьми с ТНР следует адаптировать с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии. Обучение детей связной монологической речи проводится по двум направлениям:1. Обучение пересказу, т. е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста; 2. Сочинение - где дети создают различные виды творческих рассказов, сочиняют самостоятельно сказки. Обучение составл. рассказов по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т. д.С дошк. можно говорить о вещах, явлениях, включать только знакомые детям лексику и граммат. формы, формируя ежедневно, в результате чего и развивается трудная форма речи – монолог.речь. В пересказываниихудож.произведений детям помогают наводящие вопросы.

44.Задачи и содержание ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ТНР.1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; 2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; 3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, 4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух. У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

45.Принципы отбора литературных произведений для детей дошкольного возраста с ТНР. 1.Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. 2.Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык. 3.Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и речевым особенностям детей с ТНР. При отборе книг также учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт. 4.Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции. 5.Конкретные педагогические задачи. Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений: 1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

46.Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с ТНР литературных произведений и их учет в процессе ознакомления с художественной литературой. Восприятие худ. лит. рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия худож. произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние худож. литер. на личность читателя (через чувства и сознание). Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Худож. восприятие ребенка на протяжении дошк. возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошк. литер. произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда ребенок недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

47.Методика художественного чтения и рассказывания детям дошкольного возраста с ТНР. Основные методы: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. 2. Рассказывание воспитателя. 3. Инсценирование. 4. Заучивание наизусть.

Методика художественного чтения и рассказывания М. М. Кониной:1. Чтение или рассказывание одного произведения. 2. Чтение нескольких произведений, объед. единой тематикой, образов, жанра 3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: 5. Чтение как часть занятия: Этапы работы над произведением: знакомство с произведением, беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразит., повторное чтение текста с целью закрепления эмоц. впечатления и углуб. воспринятого. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа. Выразит. чтение воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия худ.слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста. В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают худ.образы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: