Тема 2 Виды маркетинга

Кафедра «Прикладной менеджмент»

 

И.А. ЮМАШЕВА

 

 

МАРКЕТИНГ И

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Методические рекомендации

 по изучению дисциплины

 

 Оренбург

 2009

УДК

ББК

Обсуждены на заседании кафедры прикладного менеджмента (Протокол № от)

 

Рекомендованы Учебно-методической комиссией факультета менеджмента (Протокол № от)

 

Утверждены Учебно-методическим советом Оренбургского государственного института менеджмента (Протокол № от)

Юмашева И.А.

Маркетинг и маркетинговые исследования: метод. реком.по изуч. дисциплины / И. А. Юмашева. – Оренбург: Оренб. гос. ин-т менеджмента, 2009. – 39 с.

 

Методические рекомендации содержат темы для изучения, практические задания, примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу по дисциплине «Маркетинг и маркетинговые исследования».

Методические рекомендации адресованы студентам очной и заочной форм, обучающимся в институте по специальности 0805008 «Информационный менеджмент»

 

УДК

ББК

 

 

 
© Юмашева И.А. © Оренбургский государственный               институт менеджмента, 2009  

 

 

Оглавление

 

Предисловие

Цель: методические рекомендации по изучению дисциплины «Маркетинг и маркетинговые исследования» содержат материалы по методике самостоятельного изучения дисциплины, подготовке к практическим занятиям и проверке знаний.

Соответствуют рабочей программе дисциплины «Маркетинг и маркетинговые исследования» и основным задачам ее освоения.

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Маркетинг и маркетинговые исследования» адресованы студентам очной и заочной форм, обучающимся в институте по специальности 080508 «Информационный менеджмент». Как итоговый контроль предусмотрен экзамен.

Дисциплина «Маркетинг и маркетинговые исследования» является обязательной в системе подготовке менеджера и связана с дисциплинами учебного плана:

в теоретико-методологическом направлении с, «Экономической теории», «Социологией», «Культурологией», «Политологией», «Психологией»;

в методологическом направлении со «Статистикой», «Информационные технологии управления» «Менеджментом», «Стратегическим менеджментом», «Бухгалтерским учетом»;

в направлении, конкретизирующем маркетинговое управление на уровне предприятия конкретной отрасли с «Экономикой предприятия», «Организацией предпринимательской деятельности».

Дисциплина «Маркетинг и маркетинговые исследования» включена в федеральный компонент блока общепрофессиональных дисциплин. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Маркетинг и маркетинговые исследования» являются учебно-методическим изданием, включают в себя рекомендации по изучению тем, обозначенных в рабочей программе дисциплины, по подготовке к практическим занятиям, практические задания для самостоятельной работы, примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.

 

 

Тема 1 Социально-экономические основы маркетинга. Задачи и возможности маркетинга

Маркетинг как наука, философия бизнеса и вид деятельности на предприятии. Состояние и перспективы развития маркетинга. Государственное регулирование маркетинговой деятельности.

Понятийный аппарат и терминология. Основные понятия маркетинга. Эволюция концепций маркетинга. Современные направления и тенденции развития маркетинга. Сферы применения маркетинга. Сущность маркетинга. Принципы маркетинга. Цели системы маркетинга. Функции маркетинга. Маркетинговая ориентация и ее типы.

Становление маркетинга в России. Состояние маркетинга на российских предприятиях. Отношение к маркетингу в современной России. Роль маркетинга в экономическом развитии страны.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание возникновение и эволюцию концепции маркетинга. Проанализировать состояние и перспективы развития маркетинга в мировом сообществе и в России, охарактеризовать  роль государственного регулирования маркетинговой деятельности.

При изучении понятийного аппарата и терминологии следует рассматривать следующие: маркетинг, нужда, потребность, обмен, сделка, спрос, предложение, рынок, сферы применения маркетинга, сущность маркетинга, принципы маркетинга, цели системы маркетинга, функции маркетинга, маркетинговая ориентация и ее типы.

Кроме того, следует обратить внимание на вопрос состояния маркетинга в современной России, где характеризуется процесс становления маркетинга в нашей стране, роль маркетинга в экономическом развитии страны, а также состояние маркетинга на российских предприятиях.

 

Основные понятия: маркетинг, нужда, потребность, обмен, сделка, спрос, предложение, рынок, сферы применения маркетинга, сущность маркетинга, принципы маркетинга, цели системы маркетинга, функции маркетинга, маркетинговая ориентация и ее типы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев. – М.: Экономика, 2006. – 425 с.

2. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учеб. пособие для вузов / Е. П. Голубков. – М.: изд-во «Финпресс», 2006. – 760 с.

3. Годин А.М. Маркетинг: учебное пособие / А. М. Годин. – М.: Дашков и К., 2005. – 728 с.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.:.Прогресс, 2005. – 360 с.

5. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник /А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2004. – 441 с.

 

 

Тема 2 Виды маркетинга

Маркетинг организации. Маркетинг отдельной личности (персональный маркетинг). Маркетинг идей. Маркетинг места. Микромаркетинг. Макромаркетинг. Территориальный маркетинг.

Массовый маркетинг. Продуктно-дифференцированный маркетинг. Целевой маркетинг. Промышленный маркетинг. Пробный маркетинг.

Конверсионный маркетинг. Стимулирующий маркетинг. Развивающий маркетинг. Ремаркетинг. Синхромаркетинг. Поддерживающий маркетинг. Демаркетинг. Противодействующий маркетинг.

Просвещенный маркетинг. Социально-этический маркетинг. Маркетинг, ориентированный на продукт. Маркетинг, ориентированный на потребителя. Воздействие Интернет-технологий на комплекс маркетинга, Интернет-маркетинг. Системы маркетинговой интеграции.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на подробную характеристику каждого вида маркетинга, сферы его применения, привести примеры реализации каждого вида в практике.

 Кроме того, необходимо проанализироватьвоздействие Интернет-технологий на комплекс маркетинга.

 

Основные понятия: маркетинг организации, персональный маркетинг, маркетинг идей, маркетинг места, микромаркетинг, макромаркетинг, территориальный маркетинг, продуктно-дифференцированный маркетинг, целевой маркетинг, промышленный маркетинг, конверсионный маркетинг, стимулирующий маркетинг, развивающий маркетинг, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий маркетинг, демаркетинг, противодействующий маркетинг.

Рекомендуемая литература:

1. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев. – М.: Экономика, 2006. – 425 с.

2. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учеб. пособие для вузов / Е. П. Голубков. – М.: изд-во «Финпресс», 2006. – 760 с.

3. Годин А.М. Маркетинг: учебное пособие / А. М. Годин. – М.: Дашков и К., 2005. – 728 с.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.:.Прогресс, 2005. – 360 с.

5. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник /А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2004. – 441 с.

 Тема 3 Комплекс маркетинга и его окружающая среда

Комплекс маркетинга: теоретический и практический. Внутренние элементы комплекса маркетинга. Элементы управляемые высшим руководством. Элементы, определяемые высшим руководством.

Маркетинговая среда организации. Внешние элементы комплекса маркетинга. Экономическая среда. Политическая система. Правовое регулирование. Социально-демографическая среда. Природно-географическая среда. Научно-техническая среда.

Микросреда маркетинга, её значение. Характеристика отдельных элементов микросреды. Конкуренты. Потребители. Поставщики. Посредники. Контактные аудитории. Анализ маркетинговой среды.

При изучении данной темы необходимо, прежде всего, дать определение понятия «комплекс маркетинга» в теоретическом и практическом аспекте. Затем следует дать характеристику внутренних элементов маркетинга, четко разграничивая элементы управляемые высшим руководством, и элементы, определяемые высшим руководством.

При изучении маркетинговой среды организации студентам следует дать понятие маркетинговой среды, дать характеристику макросреды и микросреды и их компонентов, а также проанализировать взаимодействие макрои микросреды маркетинга.

 

Основные понятия: комплекс маркетинга, внутренние элементы, комплекса маркетинга, элементы, управляемые высшим руководством, элементы, определяемые высшим руководством, маркетинговая среда организации, внешние элементы комплекса маркетинга, микросреда маркетинга.

.

Рекомендуемая литература:

1. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев. – М.: Экономика, 2006. – 425 с.

2. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учеб. пособие для вузов / Е. П. Голубков. – М.: изд-во «Финпресс», 2006. – 760 с.

3. Годин А.М. Маркетинг: учебное пособие / А. М. Годин. – М.: Дашков и К., 2005. – 728 с.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.:.Прогресс, 2005. – 360 с.

5. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник /А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2004. – 441 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: