Предмет: Механическое оборудование
Знаки и надписи на вагонах
По центру вагона герб России или символика РЖД
Код дороги приписки 061
062 код приволжской РЖД
Пятизначный заводской номер вагона 25171
По 1-й цифре можно определить тип вагона
0- мягкий СВ 16 или 18 мест
1- купированный 36 мест
2- плацкартный 54 места
3- межобластной с креслами самолётного типа
4- Почтовый
5- Багажный
6- Вагон-ресторан
7- Спец. Вагон
Надписи на боковой стене
Тара вагона, табличка с количеством мест
ТОРЦЕВАЯ СТЕНА
Место приписки вагона ДОП-2 или ЛВЧД-15
Плановые виды ремонта:
ТО-1 проводится после каждого рейса
ТО-2 проводится перед летними и зимними перевозками
ТО-3 (единая техническая ревизия) проводиться 1 раз в пол года или по пробегу 150 000 км
ДР деповской ремонт 1 раз в 2 года или по пробегу 300 000км
КР капитальный ремонт
В/А-1080 высота автосцепки
На торцевой стене располагается лестница для подъёма на крышу. Должна быть закрыта на ключ и опломбирована.
Колёсная пара (КП)
КП является важнейшим элементом вагона она направляет его движение по рельсовому пути, жёстко воспринимает все удары от неровности пути и жестко влияет на путь.
КП- состоит из 2-х цельнокатаных колёс насажанных на ось
1-Ступица 2-обод 3-поверхнасть катания 4-гребень 5- диск
Ось состоит из шейки, под ступичнай части и средней части. Существует 2 типа осей РУ-1 и РУ-2
3. Неисправности колёсных пар
Расстояние между внутренними гранями КП 1440 мм допускаются отклонения при скоростях движения свыше 120 км/ч +3 -1 до 120 км/ч +3 -3
Ползун – это плоское место на поверхности катания колеса, образовывающийся вследствие заклинивания КП и ее юза по рельсу без проворачивания. Допускается глубиной до 1 мм.
От 1 до 2 мм разрешается довести такой вагон до ближайшего ПТО где может быть произведена замена КП со скоростью не более 100 км/ч
От 2 до 6 мм не более 15 км/ч
От 6 до 12 мм не более 10 км/ч
Свыше 12 мм не более 10 км/ч с исключением вращения КП (закручиваются в ручной тормоз, подкладываются башмаки)
Навар – возникает при кратковременном юзе, допускается высотой 0.5 мм, при обнаружении в пути следования, действия такие же как и при ползуне.
Прокат- естественный износ поверхности катания колеса возникающий при ее взаимодействии с головкой рельсов и тормозными колодками.
Прокат бывает равномерным и не равномерным.
Равномерный прокат допускается при скоростях движения свыше 120км/ч не более 5 мм до 120 км/ч не более 8мм, редукторная КП не более 4 мм. В поездах следующих до пункта оборота свыше 5000 км не более 6 мм.
Неравномерный прокат- холостая КП не более 2 мм, редукторная не более 1 мм.
Выщербина – выкрошивание метала с поверхности катания колеса
Допускается глубиной не более 10 мм, длинной не более 25 мм расслоение идущее в глубь метала не допускается. Выщерблины глубиной до 1мм не зависимо от их длинны не бракуются.
Толщина гребня скорость свыше 120 км/ч 28-33 до 120км/ч 25-33.
Наружный откол обода колеса бракуется если в здоровой части поверхности катания остается менее 120 мм.
Буксовый узел
Буксовый узел- важнейший элемент вагона, соединяющий колесную пару с рамой тележки
Конструкция:
1. корпус букса с лабиринтной частью
2. лабиринтное кольцо
3. передний подшипник
4. задний подшипник
5. упорное кольцо (в зависимости от типа оси: ось РУ-1 гайка М-110 со стопорной планкой; РУ-1Ш шайба на 3-х 4-х болтах.
6. крепительная крышка
7. смотровая крышка (закладывается смазка Буксол, ЛЗ-ЦНИИ)
СКНБ
СКНБ - Система контроля нагрева букс
ЛНП- начальник поезда
ПЭМ- поездной электромеханик
Система с плавкой вставкой
В потолок букса вворачивается датчик (латунный корпус, внутри которого 2 провода соединенных между собой плавкой вставкой, с t плавления 83-92 градуса).
Система находится под постоянным напряжением. В случае нагрева буксового узла, плавка вставка расплавляется, система обесточивается, в щите управления срабатывает катушка, которая подает напряжение на звуковую сигнализацию. Звучит постоянный звуковой и горит постоянный световой сигналы. Данная система не совершенна она не различает неисправности цепи управления от нагрева буксового узла. В обоих случаях подается постоянный звуковой и световой сигналы.
Пазисторная система
Вместо плавки вставки установлен полупроводник, который при нагреве буксового узла становится сопротивлением, данная система при нагреве подает постоянный звуковой и световой сигналы, при неисправностях в цепи управления прерывистый звуковой и световой сигналы.
Действия проводника при срабатывании СКНБ
Постоянный звуковой и световой сигналы
1. остановить поезд стоп-краном
2. оградить состав
3. убедиться, что сигнал продублирован
4. по цепочке вызвать ЛНП и ПЭМа
5. произвести ощупывание всех буксовых узлов (ощупывание производится в месте установки датчика)
В случае обнаружения неисправного буксового узла, порядок следования вагона следующий:
Скорость не более 5 км/ч, один из проводников с сигналами идет рядом с неисправным буксовым узлом, второй проводник находится
Прерывестый звуковой и световой сигналы
1 Вызвать ЛНП и ПЭМа
Запрещается выезжать в рейс с неисправным СКНБ. За дежурную смену, проводник обязан проверить работоспособность СКНБ не менее 3-х раз (на щите находится кнопка)
За самовольное отключение СКНБ в пути следования- увольнение с предприятия
Тележки
Тележки являются основной частью вагона, обеспечивают плавность хода, направляет движение вагона по рельсовому пути.
КВЗ-ЦНИИ-1 - базовая тележка
Конструкция:
1. Рама- состоящая из продольных и поперечных балок. На раме имеются 8 шпинтонов для крепления буксовых узлов, крепление для гидрогасителя и направляющего поводка. По раме проходит трубопровод СКНБ.
2. Надресорная балка- на ней имеется шкворень, с помощью которого тележка крепится к вагону; подпятник, 2 горизонтальных скользуна, 6 вертикальных скользунов; крепление для гидрогасителя и направляющего поводка.
3. Центральное люлечное подвешивание- состоит из поддона; 2-х серёг; 2-х тяг; 2-х предохранительных болтов, которые в случаи обрыва серьги или тяги не дают упасть поддону на рельсы. Гашение колебаний происходит за счет гидравлического гасителя колебаний.
4. Направляющий поводок- удерживает надрессорную балку от перемещения относительно рамы. Служит для урегулирования зазоров вертикальных скользунов.
5. Над буксовые рессорные подвешивания – состоят из двух двухрядных пружин. Гашение колебаний происходит за счет возникающего между сухарями и стаканами.
КВЗ-ЦНИИ-2
4 гидрогасителя по 2 с каждой стороны
КВЗ-ЦНИИ-М (модернизированная)
Тяги укорочены, серьги удлинены, нет предохранительных болтов, вместо них на поддоне крюк, а на раме скоба.
Основные причины заклинивания КП
1. Неправильное управление тормозами
2. Неисправности приборов торможения.
3. Неисправности тормозной рычажной передачи.
4. Не до конца опущенный ручной тормоз
5. В зимнее время обледенение
Действия проводника при заклинивании КП
1. Остановить поезд стоп-краном
2. Оградить состав
3. Убедиться, что сигнал продублирован
4. Вызвать ЛНП и ПЭМа
Автосцепное оборудование