Лабораторное занятие № 9

 

ТОРМОЖЕНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ

Основные понятия: центральное торможение, периферическое торможение, гиперполяризационное торможение, деполяризационное торможение.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. История изучения торможения. Открытие центрального торможения. Опыт Сеченова.

2. Понятие о периферическом торможении. Опыт Гольца и его объяснение.

3. Электрофизиологические механизмы торможения: деполяризационного и гиперполяризационного.

4. Виды гиперполяризационного торможения:

а) постсинаптическое ТПСП;

б) торможение вслед за возбуждением.

5. Виды деполяризационного торможения:

а) пресинаптическое;

б) пессимальное.

6. Понятие о координации рефлекторной деятельности. Значение торможения в осуществлении координации рефлексов.

7. Принципы, лежащие в основе координации рефлекторной деятельности: конвергенция, иррадиация, общего конечного пути, обратной связи, доминанты.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Лабораторная работа №25

 Сопряженное торможение

Цель:

· научиться вызывать в лабораторных условиях и объяснять механизм сопряженного торможения.

Оборудование и материалы: препаровальный набор, штатив с зажимом и пробкой, электрометроном, динамик, зажим Пеана, 0,3%-ый раствор серной кислоты, стакан с водой, лягушка.

Ход работы:

1. Приготовить спинномозговую лягушку и подвесить ее на штативе как описано в работе №21;

2. Запустить в ход электрометроном, установив на нем частоту 60 ударов в минуту.

3. После того как пройдет шок у лягушки, погрузить кончики пальцев правой задней лапок в стакан с 0,3%-ым раствором серной кислоты. Подсчитать число ударов электрометронома от момента погружения лапки в кислоту до появления ответной реакции на раздражения (сгибательного рефлекса), определив таким образом время рефлекса в секундах;

4. Прекратить действие химического раздражителя на кожу лапки путем  опускания спинномозговой лягушки в стакан с водой;

5. Результат записать в таблицу № 10;

6. Повторить определение времени рефлекса с 0,3%-ым раствором серной кислоты два-три раза через каждые 2-3 минуты. Рассчитать среднее время рефлекса. Результаты внести в таблицу № 10;

 

Таблица №10. Время рефлекса в разных условиях опыта.

Условия опыта

Время рефлекса при повторных определениях, с

Среднее время рефлекса, с
  1 2 3  
Без зажима Пеана        
Слабое механическое раздражение        
Сильное механическое раздражение        

 

7. Сдавить левую заднюю лапку лягушки зажимом Пеана на первый замок (слабое механическое раздражение);

8. Повторить пункты работы 3-6;

9. Сдавить левую заднюю лапку лягушки зажимом Пеана на второй замок (сильное механическое раздражение);

10. Повторить пункты работы 3-6;

Вывод:

· отметить зависимость между условиями опыта и временем рефлекса;

· объяснить механизм наблюдаемых явлений.

 

Лабораторная работа №26

 Влияние наркоза на рефлексы спинного мозга

Цель:

· выявить характер влияния эфира на рефлексы спинного мозга.

Оборудование и материалы: пинцет, эфир для наркоза, стеклянный колпак, вата, секундомер лягушка.

Ход работы:

1. Вызвать рефлексы спинного мозга у лягушки: перевернуть лягушку на спину, ущипнуть лапку пинцетом. Описать наблюдаемые явления;

2. Посадить лягушку под стеклянный колпак;

3. Положить под стеклянный колпак вату, смоченную эфиром;

4. Наблюдать за поведением лягушки через каждые 20-30 с: приподнять немного колпак и перевернуть лягушку на спину, ущипнуть лапку пинцетом. Описать наблюдаемые явления.Отметить и записать время наступления торможения рефлексов спинного мозга;

Вывод:

· сравнить и объяснить тонус и позу лягушки до наркоза и после него.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: