Право оперативного управления

1. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

 

  Так что же это такое?

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, не известную развитым правопорядкам. Это вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц – не собственников, что невозможно в классическом имущественном обороте.

Участниками нормальных рыночных отношений всегда являются собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом, - граждане, включая индивидуальных предпринимателей, товарищества и общества, кооперативы и так далее.

  Сохранение в нашем имущественном обороте «предприятий» и «учреждений» – не являющихся собственниками свидетельствует о его переходном характере.

  Необходимо отметить, что государство как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащим ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот «самостоятельные» юридические лица – «Предприятия» и «Учреждения», закрепляя за ними свое имущество на некоем ограниченном вещном праве. С 60-х годов это право стало именоваться у нас «правом оперативного управления», а впоследствии в законах о собственности было разделено на более широкое по содержание «право полного хозяйственного ведения», предназначенное для производственных «предприятий», и более узкое «право оперативного управления», предназначенное для госбюджетных и аналогичных им «учреждений». 

  Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица существующие в специальных организационно-правовых формах – «предприятия» и «учреждения».

  Принимая во внимание, что «предприятия» могут создаваться лишь на базе государственной и муниципальной собственности (а к ранее созданным и сохраняющимся до 1 июля 1999 года «предприятиям», принадлежащим иным собственникам, в соответствии с п.5 ст.6 Закона о введении первой части Гражданского кодекса Российской Федерации применяются нормы об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления), следует признать, что субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие как разновидность коммерческих организаций.

  Субъектом права оперативного управления теперь могут быть как унитарные (казенные) предприятия (относящиеся к коммерческим организациям), так и учреждения (относящиеся к некоммерческим организациям).

  Учреждения могут создаваться как государственными и муниципальными образованиями, так и другими (частными) собственниками – гражданами и юридическими лицами. Они, однако, в известных рамках могут заниматься и приносящей доходы деятельностью, что влечет появление у них особого права на полученное таким образом имущество, которое также может квалифицировать как право хозяйственного ведения.

  Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и «объеме» правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

  Вместе с тем оба этих вещных права значительно сужены по сравнению со своими прототипами, закреплявшимися ранее в законах о собственности. Такой подход вызван необходимостью более строго контроля собственника.

  В условиях развития рыночных отношений и появления сильного частного сектора экономики конструкции таких ограниченных вещных прав, как и их субъектов-не собственников, обнаружили свои очевидные слабости и недостатки, скрытые прежними условиями хозяйствования.

  Один из основных недостатков состоит в значительных возможностях злоупотребления такими организациями предоставленной им собственником экономической свободой, используемой отнюдь не в интересах собственника и даже не в интересах организации, а с целью передачи имущества собственника в частный сектор на убыточных для собственника условиях. Именно поэтому право хозяйственного ведения ни по назначению, ни по содержанию уже не является «полным», близким к праву собственности.    

  Права собственника

- по отношению к унитарному предприятию:

    Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества по крайней мере правомочия владения и пользования (а в значительной мере и – правомочия распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится «распределенным» государственным или муниципальным имуществом.

  В отношении такого имущества собственник вправе создать предприятие –не собственника (включая назначение директора, утверждение устава и определение объема правоспособности); реорганизовать и ликвидировать его; осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью предприятию имущества; получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.

  Изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но разумеется с соблюдением прав и интересов его кредиторов возможно только в случае реорганизации и ликвидации.

  В отличие от ранее действовавшего Закона о собственности Гражданский кодекс не предусматривает необходимость заключения учредителем какого-либо договора со своим унитарным предприятием Детальный порядок осуществления этих прав должен, предусматриваться специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

  Вместе с тем говорить о полной самостоятельности и свободе унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника. Дело в том, что осуществление принадлежащих унитарному предприятию правомочий может быть дополнительно ограничено специальным законом или даже иными правовыми актами.

  Например из правомочия распоряжения в соответствии с п.2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации теперь прямо изъята возможность самостоятельного, без предварительного согласия собственника (в лице соответствующего комитета по управлению имуществом) распоряжения недвижимостью.

  Продажа, сдача в аренду или в залог, внесение в качестве вклада в уставный или складочный капитал обществ и товариществ и иные формы отчуждения и распоряжения недвижимым имуществом не допускаются без согласия собственника (в соответствии с Указом Президентом РФ от 14 октября 1992 года № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» полномочия арендодателя при сдаче в аренду недвижимости, закрепленной за такими предприятиями, принадлежат соответствующим комитетам по управлению имуществом, но не самим предприятием). Аналогичные ограничения уже были предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральной собственности».

 В отношении движимого имущества, то им предприятия распоряжается самостоятельно, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения.

  Таким образом ограничение права унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним государственным или муниципальным имуществом, в том числе движимым.

  Вместе с тем Гражданский кодекс не предусматривает возможности для собственника произвольно ограничивать правомочия по владению и пользованию закрепленным за унитарным предприятием имуществом, в частности изымать его без согласия такого предприятия (если речь не идет о его ликвидации или реорганизации).

- по отношению к учреждению и казенному предприятию:

  Изъятие собственником имущества учреждения или казенного предприятия возможно лишь в перечисленных ниже предусмотренных законом случаях:

1. излишнее имущество;

2. неиспользуемое имущество;

3. имущество используемое не по назначению.

Ранее действовавший Закон о собственности допускал изъятие имущества, находящееся на праве оперативного управления по усмотрению собственника.

Казенное предприятие не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться ни движимым, ни недвижимым имуществом собственника без специального согласия, если только речь не идет о производимой им (готовой) продукции. Продукцией казенное предприятие по общему правилу может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами. Т.е. никаким имуществом, кроме готовой продукции, казенное предприятие не вправе распоряжаться самостоятельно (без согласия собственника).

Собственник устанавливает также и порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с самим предприятием, что отличает его возможности от аналогичных возможностей по отношению к обычному унитарному предприятию, где он лишь вправе получить часть прибыли от своего имущества. Все вопросы правового режима имущества предприятий предусмотрены в Типовом уставе казенного завода (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 908), примерном уставе федерального государственного унитарного предприятия (распоряжение Министерства государственного имущества Российской Федерации от 16 февраля 2000 года №).

Что касается учреждения, то оно вообще лишено право распоряжения (в том числе и отчуждения) закрепленным за ним имуществом или имуществом, полученным по смете (кроме денежных средств, расходуемых им по смете в строгом соответствии с их целевым назначением). Учреждение даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

      Отличия правового режима имущества казенных предприятий и финансируемого собственником учреждения состоят не только в возможностях распоряжения, но и в базе их самостоятельной ответственности перед третьими лицами. Собственник казенного предприятия несет дополнительную (субсидиарную)ответственность по его долгам при недостатке имущества предприятия, тогда как собственник учреждения – уже при недостатке денежных средств. Следовательно казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение – лишь денежными средствами.

Сроки действия

  Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника. Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете. Важность этого момента связана с тем, что начиная с него на предприятие или учреждение переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.

  Изъятие имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, помимо воли самих предприятий и учреждений, допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников.

Вещный характер прав хозяйственного ведения и оперативного управления их действия в случае проявляется в сохранении их действия в случае смены их собственника.

14.11.2002 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ, который урегулировал статус предприятий, находящихся в государственной собственности, в правовом отношении.        

    Право хозяйственного ведения, право оперативного управления оформляется на основании распорядительного документа соответствующего органа по управлению государственным имуществом.   

         Для рассмотрения вопроса оформления права хозяйственного ведения, либо оперативного управления в орган по управлению государственным имуществом представляются следующие документы, либо надлежащим образом оформленные копии:

- учредительные документы предприятия/ учреждения;

- свидетельства о регистрации и постановке на налоговый учет предприятия/ учреждения;

- бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, заверенный налоговой инспекцией;

-  перечни недвижимого и движимого имущества в 2-х экземплярах согласно прилагаемого образца перечня.

 

В О П Р О С Ы

 

 

1. Что такое вещное право.

2. В чем сходства и отличия прав хозяйственного ведения и оперативного управления.

3. Срок действия вещного права.

4. Применимо ли к праву хозяйственного ведению право полной самостоятельности.

5. Применимы ли нормы действия права хозяйственного ведения к казенным предприятиям.

6. Применимы ли нормы действия права хозяйственного ведения к государственным учреждением.

7. Что может являться фактом подтверждения возникновения вещного права.

8. Какие функции возлагаются на балансодержателя имущества с момента возникновения права хозяйственного ведения или права оперативного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: