Е.Ю. Чеботарева
Методические рекомендации
По исследованию межкультурной коммуникации
Учебное пособие
Москва
Российский университет дружбы народов
2009
СОДЕРЖАНИЕ
III. организация, выполнение и представление результатов научного исследования …………………. | 49 | |
3.1. Общие положения……………………………… | 49 | |
3.2. Этапы научного исследования……………….. | 50 | |
3.3. Выбор темы……………………………………... | 54 | |
3.4. Программа исследования…………………….. | 58 | |
3.5. Библиографический поиск……………………. | 65 | |
3.6. Работа над литературными источниками… | 68 | |
3.7. Подбор и освоение методик эмпирического исследования …………………………………. | 72 | |
3.8. Сбор и обработка эмпирических данных…… | 73 | |
3.9. Статистический анализ эмпирических данных…………………………………………… | 77 | |
3.10. Описание и интерпретация полученных результатов……………………………………….. | 81 | |
3.11. Представление результатов исследования... | 82 | |
3.12. Составление практических рекомендаций... | 83 | |
3.13. Оформление работы………………………….. | 83 | |
3.14. Презентация (защита) научной работы…… | 85 |
|
|
III. организация, выполнение
и представление результатов научного исследования
3.1. Общие положения
Научно – исследовательская работа студентов - наиболее творческая и наиболее самостоятельная составляющая учебного процесса в вузе.Но для успешного ее выполнения необходимо знать основные принципы выполнения научной работы. Это поможет Вам избежать многих ошибок, сделает результаты ваших исследований более достоверными и надежными.
Чаще всего студенты выполняют научные исследования в рамках курсовых и дипломных (выпускных квалификационных работ (ВКР)).
Требования, предъявляемые к процессу выполнения, содержанию, оформлению и защите данных работ определяются «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» и «Положением о курсовых и выпускных квалификационных работах студентов» определенной кафедры, факультета или вуза.
Цель курсовой работы – сформировать у студента навыки научно-исследовательской работы, повысить уровень его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, обеспечить более глубокое усвоение учебной дисциплины, развить умение и интерес к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.
Курсовая работа представляет собой форму поэтапной подготовки дипломной работы и выполняется студентами невыпускных курсов в соответствии с учебным планом.
Основная задача студента при написании курсовой или дипломной работы – показать в сжатой и логичной форме:
|
|
· актуальность проводимого исследования и обоснованность постановки проблемы исследования;
· правильность выбранного подхода к решению проблемы, адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез;
§ достоверность первичных данных, логическую и статистическую истинность, корректность интерпретации полученных результатов и выводов;
§ перспективы проделанной работы с точки зрения возможного пересмотра или проверки известных данных или теорий на основе вновь полученных результатов
Дипломная работа представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки. В исследовании должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная прикладная работа. Работа не может иметь чисто обзорный или компилятивный характер.
Такая работа должна содержать обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор опубликованной по теме литературы, обоснование выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ и обсуждение, выводы, список использованной литературы и оглавление. Она должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, ее оформление должно соответствовать определенным требованиям:
Этапы научного исследования
Чаще всего курсовые работы рассматриваются как этапы подготовки дипломной работы, и в дальнейшем, возможно, магистерской диссертации и т.д. Поэтому уже на первом курсе Вам вместе с научным руководителем следует составить долгосрочный (до диплома) и краткосрочный (на первую курсовую) план индивидуальной научной работы. Этот план нужен для того, что сделать вашу работу более организованной, целенаправленной и осмысленной. Он поможет Вам осознать весь объем предстоящей работы и оптимально распределить свои силы и время.
Процесс подготовки научной работы включает в себя несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых завершается определенным результатом:
Этап исследования | Результат |
выбор темы | обоснование выбора темы; утвержденная кафедрой на основании Вашего заявления, завизированного научным руководителем, тема работы. |
составление программы исследования | программа исследования с указанием актуальности и значимости темы, предварительной формулировки объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методов исследования; эмпирической базы (испытуемых), методик и процедур исследования. |
библиографический поиск | список источников, которые Вы планируете использовать |
обзор состояния изучаемого вопроса и теоретическое обоснование эмпирического исследования | черновик теоретической части работы (литературного обзора) |
подбор и освоение методик эмпирического исследования | окончательный план исследования, стимульный материал, бланки ответов. |
сбор и обработка эмпирических данных | таблица первичных данных |
представление обратной связи испытуемым | письменная характеристика проявлений изучаемого явления по каждому испытуемому или собеседование с испытуемыми о результатах исследования. Практические рекомендации для испытуемых. |
статистический анализ эмпирических данных | таблицы результатов статистического анализа |
описание и интерпретация полученных результатов | Текст описания таблиц с самостоятельным анализом |
изложение результатов теоретического и эмпирического исследования | Структурированный текст, статьи, выступления на конференциях |
составление практических рекомендаций | Текст практических рекомендаций |
оформление работы | Оформленная в соответствии с требованиями работа |
предоставление работы научному руководителю / рецензенту | исправление работы с учетом сделанных замечаний. Окончательный вариант работы |
написание автореферата (для магистерских и кандидатских диссертаций) | автореферат |
подготовка к презентации работы во время защиты. | Текст выступления, электронная презентация или наглядность |
|
|
Порядок следования указанных этапов не жесткий. Некоторые из этапов могут осуществляться параллельно, результаты одного из этапов могут приводить к пониманию того, что необходимо что-то корректировать на предыдущем. Каждый студент может выбрать свою стратегию достижения конечного результата, в зависимости от индивидуальных особенностей, возможностей, специфики темы и планируемого эмпирического исследования.
В зависимости от выбранной стратегии будут различаться и задачи для каждой курсовой работы. Например, можно выделить в изучаемой проблеме отдельные аспекты и каждому из них посвятить отдельную курсовую работу, объединив их в обобщенном виде в дипломе. Или можно в первых курсовых в основном подготовить теоретическую часть будущего диплома, а последующие посвятить обоснованию процедур и методов эмпирического исследования и анализу полученных результатов. В любом случае, планируя каждую курсовую, помните, что она является частью вашей работы над дипломом.
Конечно, можно выбрать и еще одну стратегию – полностью доверить планирование Вашей работы научному руководителю. Но обычно тот, кто не отвечает за постановку задач, неохотно берет на себя ответственность и за их решение. Кроме того, неопределенность и непонимание перспектив часто сопровождаются ростом тревожности и снижают удовлетворенность от выполняемой работы. И помните, что выпускную квалификационную работу защищать и получать за нее оценку предстоит Вам, а не Вашему научному руководителю.
|
|
Хотя для первой курсовой не требуется наличия эмпирической части, очень желательно провести пилотажное исследование на небольшой выборке для того, чтобы понять, как работают выбранные методики, легко ли Вам находить испытуемых и взаимодействовать с ними, правильно ли спланирована эмпирическая часть исследования и т.п.
Выбор темы
Выбор темы для научного исследования - сложный и ответственный момент. От него во многом зависит успех всей последующей работы. Конечно, при выборе темы студент должен исходить из своих научных и (или) практических интересов и наклонностей. Но в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать. Поэтому нужно учитывать и ряд других факторов.