Глава I. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Предисловие

3

Глава I. Экономическая сущность налогов и основы
налогообложения

4

Глава II. Налоговая система Российской Федерации

38

Глава III. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов

59

Глава IV. Налогообложение юридических лиц

89
  4.1. Налог на прибыль организаций 89
  4.2. Налог на имущество организаций 106
  4.3. Налог на пользование природными ресурсами 114
  4.4. Налог на добавленную стоимость 123
  4.5. Акцизы 136
  4.6. Государственная пошлина 145

Глава V. Налогообложение доходов физических лиц

149
  5.1. Налог на доходы физического лица 149

Глава VI. Налоги формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды

162
  6.1. Транспортный налог 162
  6.2. Единый социальный налог 168

Глава VII. Специальные налоговые режимы

181
  7.1. Упрощенная система налогообложения 181
  7.2. Единый налог на вмененный доход 187

Глава VIII. Таможенные пошлины

195

Использованная литература

204

 




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Курс «Налоги и налогообложение» одним из важнейших при подготовке специалистов в области финансов, бухгалтерского учета и аудита, управления предприятием и налогообложения.

Выпуск данного учебного пособия преследует единственную цель систематизировать полученные студентами знания при изучении дисциплины «Налоги и налогообложение». Учебное пособие помогает ознакомиться с теоретическими и практическими аспектами налогообложения. Необходимость систематизации материала для более квалифицированного проведения учебных занятий, а также стремление приблизить процесс обучения к будущей сфере деятельности обучающихся стали основной задачей при издании данного учебного пособия.

Учебное пособие условно можно разбить на восемь глав.

Все главы содержат: теоретический материал, вопросы для самоконтроля, тесты и задачи. Материал изложен в логической последовательности исчисления налога, то есть определены его основные налоговые элементы.

Это позволит обучающимся объединить теоретические знания и практические навыки полученные во время учебного процесса, лучше усвоить законодательно-нормативные, методические и инструктивные материалы по исчислению и уплате налогов.

Тесты и задачи включенные в данное пособие способствует самостоятельной проверке знаний, а также могут быть использованы в процессе изучения курсов «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет» и «Аудит» для проверочной оценки знаний студентов. Тесты и задачи имеют разную степень сложности, что позволяет оценивать обучающегося в зависимости от глубины изучаемого предмета.

В заключении приведена краткая библиография по рассматриваемым вопросам.



Глава I. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения

 

 

ВОПРОС 1: Налогообложение: становление и развитие. Исследование А. Смитом проблем теории и практики налогообложения. Макроэкономические регуляторы при формировании доходов государства. Бюджетная концепция.

ОТВЕТ:

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — процесс установления и взимания налогов, сборов, пошлин в стране. Налогообложение охватывает: определение круга лиц, с которых взимаются эти платежи; указание предметов (объектов) обложения и их ставок; установление порядка исчисления и уплаты налоговых платежей. По шутливому выражению Ж. Б. Кольбера, «налогообложение — искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка».

Возникновение налогообложения непосредственно связано с зарождением государства. Основные этапы становления и развития налогообложения можно представить следующим образом.

Древний мир и Средние века. Существование бессистемных налоговых платежей преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений взносы в государственную казну приобретают в основном денежную форму и постоянный характер.

XVв. По мнению неаполитанского финансиста Д. Карафа, основой бюджета должны быть домены — государственное имущество, приносящее доход, а именно: земля, леса, вещные права, капиталы. По существу, началось зарождение финансовой науки.

XVIв. Появление в феодальной Европе новых видов платежей в государственный бюджет — регалий, т. е. монопольных источников доходов верховной власти. Главными были лесная, почтовая, горная, монетная, соляная регалии. Государством и городами взимаются и пошлины — сборы за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение других функций.

XVIIв. Определение роли налогов как основного источника доходной части бюджета многих государств. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. На исключительное значение налогов указывал К. Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство.

Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

XVIIIв. Исследование проблем теории и практики налогообложения. Французский ученый Ф. Кене выявил и провел связь между налогообложением и народно-хозяйственным процессом. А научные труды А. Смита оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь государств, «золотыми правилами» налогообложения стали сформулированные им принципы. Одна из ключевых идей этого основоположника теории налогообложения: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужен лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей». Исследования А. Смитом проблем теории и практики налогообложения — основа построения налоговых систем всех развитых стран.

Период после Первой мировой войны. Проведение в ряде стран научно обоснованных налоговых реформ и зарождение современной налоговой системы.

Мировой кризис 1929-1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент макроэкономической стабилизации. Наукой осознана необходимость изобретения макроэкономических регуляторов. Два главных из них были предложены Д. М. Кейнсом.

Первый регулятор — прогрессивные ставки налогообложения. Предприятие увеличивает выпуск продукции, допустим, в полтора раза, а за счет прогрессивной шкалы налоги вырастают в три раза. При такой налоговой системе рост производства сдерживается. Но, с другой стороны, при уменьшении объемов производства этот регулятор столь же радикально снижает налоговые выплаты, и предприятие в этом случае попадает в зону щадящего налогообложения. Экономика его улучшается, и это способствует быстрой стабилизации и исчезновению причины для падения объемов производства. Второй регулятор — это аналог ставки банковского кредита. Если экономика «перегрета» и нужно затормозить ее развитие, повышается ставка, становятся более дорогими банковские кредиты, а это способствует изъятию инвестиционных ресурсов в сфере производства товаров и услуг.

70-80-е гг. XXв. Создание бюджетной концепции американским экономистом А. Лаффером. В рамках этой концепции рассматривается возможность сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Суть бюджетной концепции характеризует так называемая кривая Лаффера, показывающая зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%.

Российская история во многом сходна с аналогичными общеевропейскими процессами. В развитие науки о финансах определенный вклад внесли русские ученые и финансисты: Н. И. Тургенев, И. И. Янжул, А. И. Буковецкий, П. П. Гензель, И. М. Кулишер, В. Н. Твердохлебов, И. X. Озеров и др.

Начало 90-х гг. XX в. — период возрождения и формирования налоговой системы России. Налоги заменили существовавшую систему планового распределения прибыли предприятий. Государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения.

Заканчивая ответ, отметим, что до настоящего времени еще не существует идеальных налоговых систем. Во всех странах ведутся теоретические поиски научного обоснования налоговой политики и практические поиски эффективной и справедливой методики налогообложения.

Смит Адам (1723-1790), шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политической экономии, в значительной степени ее основоположник. Получил образование в университетах Глазго и Оксфорда. А. Смит создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. Среди научных сочинений главное место занимает «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.).

Маркс Карл (1818-1883), основоположник научного коммунизма. Получил образование в Боннском и Берлинском университетах. В1867 г. издан 1-й том «Капитала», в котором подведен итог большой работы Маркса над созданием политической экономии, в том числе прибавочной стоимости. Идеи марксизма оказали социализирующее влияние на развитие финансовой науки.

Кейнс Джон Мейнард (1883-1946), английский экономист, государственный деятель. Получил экономическое и математическое образование в Итоне и Кембридже. В своем основном сочинении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнс сформулировал принципы экономической политики государства, обосновал необходимость государственного регулирования экономики в целях бесперебойного хода капиталистического воспроизводства.

 

 

ВОПРОС 2: Налоговая теория. Общие теории налогов. Частные теории налогов.

ОТВЕТ:

НАЛОГОВАЯ ТЕОРИЯ — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения и классифицируются как:

• общие теории налогов;

• частные теории налогов.

ОБЩИЕ ТЕОРИИ — учения, которые отражают назначение налогообложения в целом. Финансовая наука, отвечая нуждам средневекового государства, взялась за обоснование налогов. Тем самым было положено начало разработке общих теорий налогообложения, которые давали обоснование налога и его определение. К общим можно отнести следующие учения.

Теория обмена связана с договорными отношениями между правительственными властями и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог — мера мены за услуги). Эта теория опиралась на идеи невмешательства средневекового государства в экономику, а также непроизводительного характера государственных услуг.

Атомистическая теория (эпоха Просвещения; С. Вобан, Монтескье, Вольтер, Мирабо). В обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, собственности, как от внешних врагов, так и внутри страны. Данный общественный договор является принудительным и не всегда справедливым, но все же это некий обмен, в конечном счете, выгодный сторонам сделки.

Теория наслаждения (первая половина XIX в.; Ж. Сисмонд де Сисмонди). Под наслаждением он понимал порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов. Монтескье также определял налог как «часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием».

Теория налога как страховой премии (вторая половина XIX в.; А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак-Куллох). Налог приравнивается к платежу страховой премии. Налогоплательщик страхует свою собственность от разного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу. Поскольку издержки охраны и защиты должны распределяться по величине охраняемой собственности, по теории Тьера общество и образует как бы страховую компанию.

Классическая теория налогов (рубеж ХУ1П-Х1Х вв.; А. Смит, Д. Рикардо). Налоги представляют собой один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». Все остальные расходы (правосудие, образование, содержание общественных заведений) должны поддерживаться специальными пошлинами. В целом трактовка налога базируется на позициях теории обмена, эквивалента. При этом Д. Рикардо, придерживаясь «вещного, материального воззрения на хозяйство», исключает государственные услуги из разряда производительных услуг.

Теория жертвы (XIX - начало XX в.; Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, С. Ю. Витте, Я. Таргулов). Суть теории жертвы в следующем. Граждане при уплате государству налога приносят жертву. Люди терпят лишения, уплачивая большие суммы налогов. Государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог — это форма доходов государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества.

Теория общественных потребностей (конец XIX — начало XX в.; Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти, Э. Сакс). Согласно этой теории, государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги. Представители этой теории впервые ясно высказали «реальное, хозяйственное воззрение на государство», признали производительный характер государственных услуг.

Кейнсианская теория (первая половина XX в.; Дж. Кейнс).

Налоги — главный рычаг регулирования экономики, инструмент макроэкономической стабилизации. Два главных макроэкономических регулятора:

1) прогрессивные ставки налогообложения;

2) аналог ставки банковского кредита.

Другими словами, если экономика «перегрета» и нужно затормозить ее развитие, непропорционально повышаются ставки налогообложения, становятся более дорогими банковские кредиты; а это способствует изъятию инвестиционных ресурсов в сфере производства товаров и услуг. Налоговые изъятия тесно связаны с показателем спроса: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию спроса. Большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов. В целом идея «эффективного спроса» Дж. Кейнса позволила связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д.

Теория монетаризма (50-е гг. XX в.; М. Фридман). Наряду с иными компонентами налоги воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Теория экономики предложения (80-е гг. XX в.; М. Бернс, Г. Стайн). Налоги — один из важных факторов экономического развития и регулирования. В рыночной экономике базовым показателем выступает предложение товара. Сокращение налоговых ставок приводит к росту доходов, увеличению сбережений у населения и накоплению капитала предпринимателями, а в конечном итоге — повышению национального производства и дохода, налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, снижение налогового гнета влечет за собой бурный рост предпринимательской и инвестиционной деятельности.

ЧАСТНЫЕ ТЕОРИИ — учения, в которых исследуются отдельные налоговые проблемы в сфере налогообложения. К частным теориям налогов относятся:

теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго пыталась выявить влияние прямого и косвенного обложения на сбалансированность налоговой системы. По общему правилу прямые налоги, взимаемые с дохода или имущества гражданина, «в большей степени соразмеряются с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги» (М. Фридман). В то же время все исследователи были единодушны, указывая на регрессивный характер косвенных налогов, входящих в цену товаров. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм, как наиболее справедливых (подоходное налогообложение);

теория единого налога. Теоретически взимание единого налога более целесообразно, просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала идеалистичность такого подхода. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов, ибо при едином налоге нарушаются принципы эластичности налоговой системы, отсутствует возможность перераспределения налогового бремени по плательщикам. Кроме того, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога;

теория пропорционального налогообложения. Пропорциональным является такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы (квоты) обложения (например, но два рубля с каждой сотни рублей). По существу, это ослабление налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемой суммы). Защитниками этого способа обложения всегда являются наиболее имущие классы;

теория прогрессивного налогообложения. Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением квоты увеличивается и ставка налога (например, с сотни рублей взимается один рубль, а с двухсот — уже пять рублей и т. д.). По сути, это усиление налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что богатого гражданина необходимо обложить бульшим налогом — не только абсолютно, но и относительно.

ВОПРОС 3: Функции налогообложения: понятие, взаимосвязь. Фискальная, социальная, регулирующая и контрольная функции налога.

ОТВЕТ:

ФУНКЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - способы выражения различных свойств налогов; они показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Именно посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Налоги призваны обеспечивать:

– относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения;

– рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств;

– решение экономических, социальных и многих других общественных проблем.

С этих позиций налогообложение выполняет некие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов. Функции не существуют отдельно, все они взаимосвязаны между собой. Кратко охарактеризуем четыре важнейшие функции налогообложения.

ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ (от лат. fiscus - казна, хранилище денежных средств) — основная функция, которая обеспечивает формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства, аккумулирование в бюджете необходимых средств. «Налоги являются кровеносной системой любого правительства».

Реализация фискальной функции по своей сути заключается в достижении определенного компромисса между тяжестью налогообложения и доходами государственного бюджета. Эту мысль Ш. Монтескье выразил следующим образом: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у поданных забирают, и той, которую им оставляют». В настоящее время показатель налогового бремени в России равен 30-35% валового внутреннего продукта (ВВП).

С помощью фискальной функции осуществляется дальнейшее распределение средств бюджета для реализации государственных программ, а также перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.

СОЦИАЛЬНАЯ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ) ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ — перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан, передача средств в пользу слабых и незащищенных слоев населения. Примерами реализации этой функции являются: прогрессивная шкала налогообложения личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Английский драматург Б. Шоу в шутку говорил: «Дайте женщинам право Голоса, и через 5 лет холостяки будут облагаться кабальным налогом». 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам руководителя страны, «то правильный, хороший закон, он приносят пользу нашему государству, содействует росту населения страны». Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х гг. XX в.

РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ - проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы (спад или рост производства, научно-технический прогресс, распределение и перераспределение национального дохода, спрос и предложение, объем доходов и сбережений населения). Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому данная функция подразделяется на три Компонента:

• •стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей. То есть «право облагать налогом... это не только право уничтожать, но и право созидать» (Верховный суд США);

• •дестимулирующая подфункция имеет цель — повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны, ограничить развитие игорного бизнеса через повышение ставок налогов. Относительно этого французский писатель М. Дрюон утверждал: «Наложим налог на грешников; сей источник неиссякаем».

• воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. В настоящее время она реализуется, в частности, путем введения налога на добычу полезных ископаемых.

КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от проверки за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Все функции налога неразрывно взаимосвязаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется степенью относительного равновесия между налоговыми функциями. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, поскольку их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

 

 

ВОПРОС 4: Экономические принципы налогообложения: справедливости (равенства), соразмерности, учета интересов налогоплательщика, экономичности. Перечень юридических и организационных принципов налоговой системы РФ.

ОТВЕТ:

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени. Поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. Впервые они были сформулированы А. Смитом. В его «Исследовании о природе и причинах богатства народов» рассматриваются пять принципов налогообложения:

  1. хозяйственная независимость и свобода;
  2. справедливость;

3. определенность;

4. удобность;

5. экономия.

В настоящее время указанные принципы претерпели некоторые изменения. Они называются иначе и могут быть охарактеризованы следующим образом. Принцип справедливости (равенства) налогообложения. Каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В рамках этого принципа выделяются две центральные идеи:

• сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;

• кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Еще в 1924 г. русский экономист Г. И. Болдырев указал, что «понятие о налоговой справедливости принадлежит к числу наименее устоявшихся понятий». И тем не менее до сих пор продолжается исторический спор относительно данного понятия. При этом все ученые сходятся во мнении, что «справедливость в обложении не есть нечто абсолютное, что понятие о ней изменяется в зависимости от места и исторической эпохи» (М. Фридман). В настоящее время не только экономический характер налога, но и в значительной степени политический заставляет государства осуществлять идею справедливости в построении налоговых систем. На практике это находит выражение в прогрессивном и шедулярном (по частям) налогообложении.

Принцип соразмерности. Предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Существуют инверсные отношения между ставками налогов и налоговыми сборами: снижение очень высоких ставок налогообложения приводит к увеличению поступлений; более низкие ставки стимулируют людей работать более напряженно, получать большие доходы, что обеспечивает возрастающие налоговые поступления.

Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. При этом существует такая налоговая ставка, при которой налоговые поступления достигают максимума. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка менее 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70-80-е гг. XX в.

Принцип учета интересов налогоплательщиков. Рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога. Надо также иметь в виду, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения достигается сочетание экономических интересов налогоплательщика и фискальных интересов государства.

Принцип экономичности. Базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем — в несколько раз. В целом эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т. е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - это общие и специальные принципы налогового права, ибо налогообложение есть смена форм собственности. К ним относятся следующие положения, применяемые в российском налоговом праве:

• нейтральности (равного налогового бремени);

• установления налогов законами;

• приоритета налогового закона над неналоговым;

• отрицания обратной силы налогового закона;

• наличия в законе существенных элементов налога;

• сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ - идеи и положения, на которых базируется построение налоговой системы РФ и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти базовые положения отражают:

• единство налоговой системы;

• подвижность налогообложения;

• стабильность налоговой системы;

• множественность налогов;

• исчерпывающий перечень налогов.

Осмысленность в сборе налогов, оправданность их величины, разумность в их использовании — вот те три составляющие «кита», на которых должно стоять налогообложение в нормальном государстве.

 

 

ВОПРОС 5: Современные тенденции налогообложения. Послевоенные реформы налоговых систем. Гармонизация налоговых систем и мировой Налоговый кодекс. Оффшорный бизнес.

ОТВЕТ:

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА — преобразование, изменение, переустройство налоговой системы, не уничтожающее ее основы. Обычно под налоговой реформой подразумевается нововведение любого содержания более или менее прогрессивного характера.

После Второй мировой войны и в последующие годы в ряде зарубежных стран были проведены налоговые реформы. Это выражалось в разработке и реализации комплекса мероприятий государства в области налогов и налогообложения, т. е. в проведении определенной налоговой политики.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА — система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов и налогообложения.

50-70-е гг. XX в. Осуществляется стимулирование частного предпринимательства путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

70-80-е гг. XX в. Группой американских экономистов во главе с профессором Калифорнийского университета А. Лаффером выполнено исследование, показывающее зависимость объема налоговых поступлений от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.

Кривая Лаффера — это не инструмент предсказания, а лишь графическое отражение существующей праксеологической зависимости. Чем больше налогов, тем меньше склонность человека их платить. Люди реагируют на на­логи и порядок их уплаты, внося корректировки в свое поведение. Это — главный вывод из анализа кривой. При этом налоги искажают стимулы человека двояко. Во-первых, при введении налога люди имеют стимул потреб­лять больше сегодня, и меньше — в будущем, т. е. налоги стимулируют по­требление, а не сбережение. Во-вторых, это, в свою очередь, отражается на снижении объема накопленного капитала и понижении темпов экономиче­ского роста.

Начало 80-х гг. XX в. Проводится либерализация систем подоходного налога, снижение налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением налоговых льгот. Некоторые страны снижают таможенные пошлины, уменьшают уровень акцизных сборов, придают универсальное значение и усиливают роль налога на добавленную стоимость, который в 70-80-е гг. стал заменять налог с оборота.

Конец 80-х — начало 90-х гг. XX в. Осуществляются стимулирование деловой активности и ускорение накопления капитала путем снижения ставок корпорационного налога. Так, Англия снизила ставку налога с 45 до 33%, США — с 51 до 34%, Франция — с 50 до 33,3%. Германия — с 56 до 45%, Япония — с 53 до 37,5%. Россия также пошла по этому пути, снизив в 2001 г. ставку налога на прибыль с 35 до 24%.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования:

• одна группа стран (США, Австралия, Япония и др.) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения;

• страны — члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Гармонизация налоговых систем. Сегодня опыт государств со сложившейся рыночной экономикой позволяет выявить и другие общие закономерности развития налоговых систем. В первую очередь в послевоенный период появилось и стало динамично развиваться направление, связанное с гармонизацией налоговых систем и налоговой политики.

ГАРМОНИЗАЦИЯ — это процесс приведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств. Данный процесс охватывает основные показатели налоговых систем, налоговое право различных стран, проблемы международного двойного налогообложения, а также налогообложение инвестиционной деятельности.

В 1993 г. был разработан документ, выполняющий роль мирового налогового кодекса, в котором:

• определено современное понимание налоговой системы, проверенное на опыте многих стран;

• приведены рекомендации для разработки национальных налоговых законодательств;

•     рассмотрены вопросы создания эффективного налогового аппарата.

Авторами этого документа являются ученые Гарвардского университета. Статьи Кодекса, которых насчитывается более 590, имеют сугубо рекомендательный характер.

ОФФШОРНЫЙ БИЗНЕС — это бизнес, осуществляющийся за пределами данной юрисдикции, имеющий зарубежные по отношению к ней источники дохода и поэтому подлежащий в ней льготному налогообложению. Именно высокое налоговое бремя в развитых странах привело к применению оффшорных механизмов в международном налогообложении.

Классическая схема оффшорного бизнеса заключается в переносе всех или части деловых операций в компанию, пользующуюся налоговыми привилегиями или находящуюся в зоне льготного налогообложения. Первоначально подобные подходы были исключительной прерогативой международных схем, однако появление территорий со льготным налоговым режимом сделало жизненными такие схемы и внутри страны.

Оффшор — это самоочевидный инструмент налоговой минимизации, который действует, и его можно использовать. Однако в последние годы оффшорная деятельность претерпевает значительные перемены.

В конце 90-х гг. XXв. в отношениях между промышленно развитыми Государствами (в первую очередь США) и странами, в которых существует оффшорное законодательство, происходит противодействие. Администрация США заявила о необходимости реформировать финансовые системы самых известных оффшоров в соответствии с международными стандартами.

Борьба началась с классификации оффшорных центров, разделением их на группы. В 1999 г. три международные организации — Форум Финансовой Стабильности (FSF), Рабочая группа по финансовому действию (FATF), Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD) — опубликовали свои «черные списки». В них оффшорные центры группируются в зависимости от:

• уровня правовой инфраструктуры и практики финансового надзора;

• степени содействия проверяемых стран по отношению к делам об отмывании денег;

• наличия законодательного режима, именуемого как «вредоносная налоговая конкуренция».

Некоторые специалисты сегодня полагают, что в течение ближайших четырех-пяти лет промышленно развитые страны вынудят большинство нынешних оффшорных зон принять законы, по которым будет прекращена регистрация льготных компаний. Будет усовершенствовано законодательство в США и Европе, чтобы нельзя было перенести центр получения прибыли на безналоговую или низконалоговую территорию.

Поэтому на смену оффшору должна прийти новая концепция защиты бизнеса от налогов. Новая методология должна строиться на умелом использовании обыденных, используемых повседневно инструментов. Каждый бизнес должен носить в себе свой «внутренний оффшор», состоящий из схем работы, порожденных интеллектом, а не волей очередного островного правительства.

 

 

ВОПРОС 6: Понятие налога. Отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса РФ.

ОТВЕТ:

НАЛОГ — одно из основных понятий финансовой науки. Понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Но самое главное — это то, что без точного определения этого термина невозможно правильно очертить финансовую ответственность или иные виды ответственности налогоплательщика. (Например, можно в законодательном порядке взыскивать пени в размере 0,05% с неналоговых платежей, а за просрочку уплаты налоговых платежей — 0,3%.)

Существовали самые различные виды поступлений в казну. Так, французский экономист Ж. Боден (1530-1597) различал семь источников доходов государства: домены, военная добыча, подарки дружественных государств, сборы с союзников, доходы от торговли, пошлины, дань с покоренных народов. Домены — это государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы). В Средние века распространение получили регалии — промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания, экономики и систем контроля.

В русском языке вплоть до середины XVIII в. использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 г известный историк А Поленов (1738-1816) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России» С XIX в термин «налог» стал основным при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

Представления о налогах изменялись постоянно. По мере развития и совершенствования налоговых учений происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». Приведем некоторые из многочисленных определений

Ф. Аквинский (1226-1274) рассматривал налоги как дозволенную форму грабежа.

А Смит (1723-1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты Он выдвигал тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Одновременно налог понимается как осознанная необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.

Во взглядах других ученых также явственно прослеживается двойственная природа налогообложения. «Налог — жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам Пользу» (Ж. Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов Государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов).

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между Выгодой гражданина и налогами. Вот некоторые определения налога, взятые из различных источников.

«Налоги — принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях Покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая энциклопедия, 1924 г.).

В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указывают, что «налог — принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги...».

«Налоги — это наша плата за цивилизованность общества» (Стенли Фишер).

«Налог — обязательное и безвозмездное (в прямом смысле) изъятие средств, осуществляемое государством или местными органами Власти для финансирования общественных расходов» (Толковый экономический и финансовый словарь, 1994 г.).

Трудность понимания природы налога всегда связана с тем, что его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление действительности. Налог — прежде всего финансовая, экономическая категория, а по своей внутренней сущности — это общественно необходимое явление. Поэтому по мере развития двух наук — экономической и политической — открываются новые возможности для выяснения сущности налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 8) дает следующее определение искомого понятия:

«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Характерные признаки налога в трактовке Налогового кодекса:

• прерогатива законодательной власти утверждать налог и односторонний характер его установления;

• налог является индивидуально безвозмездным, т. е. каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;

• уплата налога — обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

• налог взыскивается на условиях безвозвратности;

• целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Кроме того, в Налоговом кодексе определены общие условия установления налогов и сборов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения:

• налогоплательщики;

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

Заканчивая ответ, приведем еще одно суждение о налоге, предложенное Т. Ф. Юткиной: «категорию "налог" необходимо рассматривать с системных позиций, т. е. как совокупность объективных стоимостных (финансовых) отношений, функционирующих в конкретной общественной среде в соответствии с ее объективными свойствами, взаимодействующую с другими экономическими системами». С этих позиций налог последовательно должен раскрываться как категория:

• философская;

• экономико-стоимостная;

• финансово-перераспределительная;

• правовая;

• фискальная.

Приоритет в этой последовательности категориальных свойств налога принадлежит философской категории, ибо «...в налоге отражена прежде всего общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи».

 

 

ВОПРОС 7: Другие обязательные государственные изъятия и платежи. Признак нормативно-отраслевого регулирования. Виды неналоговых платежей.

ОТВЕТ:

В области налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

1) к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;

2) налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.

Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства.

В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей — реальность. Однако российское законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. Так, до введения в 1999 г. первой части Налогового кодекса законодательство не признавало различий между налогами, сборами, пошлинами. Существовало следующее определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Тем самым трудно было понять отличие налогового платежа от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика.

В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права. А законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение:

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Используя рассмотренный выше юридический критерий разграничения, обязательные государственные изъятия в зависимости от метода мобилизации государственных доходов могут быть представлены таким образом.

Налоговые платежи являются обязательными взносами в бюджет, которые непосредственно входят в налоговую систему государства либо установлены актом налогового законодательства. К ним относятся налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на доходы физических лиц и др.

Неналоговые платежи включают в себя собственно неналоговые платежи (квазиналоги) и разовые изъятия.

Неналоговый платеж (квазиналог) — обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

Разовые изъятия — платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

Таким образом, разграничение понятий следующее. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом плане цель взыскания пошлины (сбора) — лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются: без убытка, но и без чистого дохода (к сожалению, на практике это наблюдается далеко не всегда).

Разновидностей неналоговых платежей достаточно много, их можно разделить на четыре группы.

1. Платежи за оказание различных услуг, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами. Примерами таких платежей являются гербовый сбор и сбор за клеймение измерительных приборов.

2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. По сути, это компенсационная плата за использование ресурсов (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду).

3. Платежи, носящие штрафной характер, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним относятся, в частности, суммы от реализации конфискованного имущества, штрафы за нарушение финансового законодательства.

4. Поступления от продажи ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Эти неналоговые платежи выступают в форме государственных займов, государственных краткосрочных обязательств и доходов от приватизации.

Таким образом, налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства, поскольку они не являются уплатой за специальные услуги государственных органов. Это и отличает налог, как от пошлины, так и от государственных доходов частноправового характера.

 

 

ВОПРОС 8: Классификация налоговых платежей. Виды налогов: прямые и косвенные, федеральные, региональные и местные, закрепленные и регулирующие, резидентские и территориальные и др.

ОТВЕТ:

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ - разделение налогов, сборов, пошлин (далее — налогов) на группы по различным основаниям. При многочисленности и разнообразии налогов группировка позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность деления налогов в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации.

Один из возможных вариантов классификации налоговых платежей представлен ниже. Он предусматривает рассмотрение совокупности налогов по девяти основаниям.

1.    По способу взимания различают:

• прямые налоги, которые взимаются непосредственно симущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

• косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

2.    В зависимости от уровня управления, который вводит в действие и имеет право изменять и конкретизировать налоговые платежи, последние подразделяются на:

• федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

• региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

• местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

3.    По целевой направленности введения налогов различают:

• абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

• целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4.    В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

• налоги, взимаемые с физических лиц;

• налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

• смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

5.    По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

• закрепленные налоги, непосредственно и целиком, поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

• регулирующие налоги — разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

6.    По порядку введения налоговые платежи делятся на:

• •общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

• •факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание - компетенция органов местного самоуправления.

7.    По срокам уплаты налоговые платежи разделяют на:

• срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

• периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

8.    В зависимости от характера связи субъекта и объекта налогообложения можно различать:

• резидентские налоги, т. е. построенные по принципу резидентства (субъект определяет объект налога);

• территориальные налоги, т. е. построенные по принципу территориальности (объект определяет субъект налога).

9.    В зависимости от порядка отнесения расходов по уплате налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности организации последние подразделяются на налоги: включаемые полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг); включаемые в цену продукции; уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли; финансируемые за счет чистой прибыли организации; удерживаемые из доходов работника.

Для субъектов экономической деятельности последний признак классификации является одним из важнейших. Согласно нормативным предписаниям, расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Бухгалтеры, определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

 

 

ВОПРОС 9: Структура налога: понятие, элементы налогообложения. Перечень существенных, факультативных и дополнительных элементов налога.

ОТВЕТ:

СТРУКТУРА НАЛОГА — набор сведений, который позволяет конкретно выявить обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами, это основные характеристики данного налога, его элементы, составляющие.

Налог — это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение. В теории права эти составляющие именуются как элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В нем сказано, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст. 3 НК). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т. е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Слагаемые налоговых формул — элементы налогообложения — имеют универсальное значение, хотя структура налогов различна и число их велико. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными элементами закона о налоге. Налоговое законодательство на различных этапах своего развития предусматривало различные элементы налога, при наличии которых последний считался законно установленным.

Согласно российскому законодательству, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК):

• налогоплательщики;

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

Таким образом, первую группу составляют эти обязательные элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Вторую группу составляют факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К ним относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и др.

Представительные органы власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как основные обязательные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст. 12 НК, к таким элементам относятся:

• налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных Кодексом;

• порядок и сроки уплаты налога и сбора;

• форма отчетности по этим налогам;

• налоговые льготы.

В третью группу входят дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства. К данной группе элементов относятся:

• предмет налога;

• масштаб налога;

• единица налога;

• источник налога;

• налоговый оклад;

• получатель налога.

Каждый из рассмотренных элементов несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство, сделать просто невозможным уплату налога. Поэтому в идеале закон о налогах должен содержать всю совокупность элементов, а не только те, которые в настоящее время перечислены в ст. 17 НК.

 

 

ВОПРОС 10: Элементы налога: налогоплательщики, предмет и объект налогообложения. Источник налога.

ОТВЕТ:

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК (СУБЪЕКТ НАЛОГА) - лицо, обязанное на законных основаниях уплачивать налоги за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы его плательщика. В России налогоплательщиками являются: организации и физические лица, а также постоянные представительства иностранных юридических лиц. Они могут иметь различный налоговый статус: резидент и нерезидент.

Следует отличать налогоплательщика от носителя налога.

Носитель налога — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге. Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения:

• резиденты имеют постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность). Необходимое условие — проживание гражданина Российской Федерации, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в календарном году;

• нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве, и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам. Так, для юридических лиц используют различные тесты или их комбинации, например, тест инкорпорации, согласно которому лицо признается резидентом в стране, если оно в ней зарегистрировано. Все юридические лица, основанные (зарегистрированные) в нашей стране, по российскому законодательству являются резидентами и несут по налогу на прибыль полную налоговую обязанность. Поэтому если предприятие и не вело в России предпринимательскую деятельность вовсе, оно уплачивает налог с прибыли, полученной, где бы то ни было.

Следует также отличать налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов. Налоговые агенты — лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Сборщики налогов и сборов — уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя (представительство по закону) и уполномоченного представителя (представительство по доверенности). Примером первого может служить обязанность родителей уплатить подоходный налог с доходов, полученных ребенком. В качестве второго вида представительства выступает юридическое лицо или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы во взаимоотношениях со всеми участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Например, налогоплательщик может поручить третьему лицу, уплатить налог в бюджет в счет погашения долга.

В целях экономической и налоговой политики государства, кроме деления юридических лиц по принципу резидентства, проводится их деление на виды и по другим основаниям. С позиций налогоплательщика важное значение может иметь деление лиц по таким основаниям, как организационно-правовая форма; численность работающих; вид хозяйственной деятельности; подчиненность предприятия.

Например, с 1 января 2003 г. в налоговое законодательство РФ введены так называемые специальные налоговые режимы. В соответствии с гл. 26.2 и 26.3 НК переход на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности дает право налогоплательщику воспользоваться льготным режимом в виде низких ставок единого налога. Однако чтобы воспользоваться таким преимуществом, налогоплательщик должен соблюсти некоторые ограничения по объему работ и численности, установленные в законодательном п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: