Однотомные издания одного, двух, трех авторов

МАКРОЭКОНОМИКА

 

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов всех специальностей экономического факультета

        

 

 

  

 

 

Могилев 2009


УДК 330.101.541 (075.8)

ББК 65.012я73

М 15

 

Рекомендовано к опубликованию

учебно-методическим управлением

ГУВПО «Белорусско-Российский университет»

 

Одобрено кафедрой «Экономика» 31 августа 2009 года, протокол № 1

Составители:   доц. Гнатюк С.Н.,

                           ст. преп. Ковалёв В.В.

 

Рецензент

 

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех специальностей экономического факультета.

 

Учебное издание

 

Макроэкономика.

                                   

 

Ответственный за выпуск                                           Гнатюк С.Н.

 

Технический редактор 

 

Компьютерная верстка                                                      

 

 

МАКРОЭКОНОМИКА

 

Подписано в печать                . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. 1 Усл.печ..л.,     Уч. изд.л.    Тираж   экз.   Заказ № ______

 

Издатель и полиграфическое исполнение

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г.,

                                     212005, г.Могилев, пр.Мира,43

 

Ó ГУВПО «Белорусско-Российский

университет», 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 Цели и задачи выполнения курсовой работы                                  4

2 Методика выполнения курсовой работы                                          5

3 Требования к содержанию курсовой работы                                   9

4 Требования к оформлению курсовой работы                                 12

5 Подготовка к защите и защита курсовой работы                           16

Приложения                                                                                           18

Приложение А. Образец оформления титульного листа                  18   

Приложение Б. Образец плана курсовой работы                               19

Приложение В. Образец оформления списка литературы                20

Приложение Г. Критерии оценки курсовой работы                          21

 


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

В настоящих методических указаниях содержатся конкретные рекомендации по каждому этапу выполнения курсовой работы по макроэкономике. Это должно дать студентам возможность избежать наиболее распространённых ошибок, выполнить работу в соответствии с единообразными требованиями, сконцентрировать усилия на наиболее важных вопросах и, в конечном итоге, успешно защитить курсовую работу.

Курсовая работа завершает изучение дисциплины и способствует закреплению полученных знаний. Ее выполнение является важной формой самостоятельной работы студентов, позволяет им приобрести навыки научного исследования, продемонстрировать умение использовать полученные знания для оценки реальной экономической жизни.

Подготовка и защита курсовой работы является важным контрольным мероприятием, позволяющим проверить качество полученных студентом знаний по макроэкономике, оценить степень готовности будущих специалистов к использованию экономической теории в предстоящей практической деятельности. В процессе написания курсовой работы, студент должен научиться:

- самостоятельно определять и обосновывать актуальность и цель исследования выбранной темы;

- работать с учебной, научной, справочной, нормативной и периодической экономической литературой;

- использовать статистический материал для иллюстрации соответствующих теоретических положений;

- определять общие черты и специфику различных макроэкономических концепций и моделей;

- аргументировано обосновывать собственную точку зрения по исследуемой проблеме;

- оформлять результаты проведенного исследования в виде текста;

- составлять таблицы, схемы, рисунки, содержащие анализ статистической информации;

- защищать результаты собственных исследований публично.

Обязательным элементом подготовки курсовой работы является консультирование студентов руководителем из числа преподавателей кафедры экономики.

В ходе консультаций руководитель:

- согласовывает тему и рабочий план курсовой работы;

- даёт рекомендации о привлечении дополнительных материалов, необходимых для правильного раскрытия темы;

- указывает на необходимость внесения исправлений и изменений в предварительный вариант курсовой работы (как по содержанию, так и по оформлению).

 

 


2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

 

Подготовка курсовой работы включает выбор темы, составление плана, подбор необходимой литературы, написание текста.

 

2.1 Выбор темы курсовой работы

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями, преподающими курс “Макроэкономика” и периодически обновляется. Перечень тем охватывает все разделы учебной программы, учитывает будущую профессиональную деятельность студентов в соответствии с выбранной специальностью, отражает актуальные проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь и мирового хозяйства.

Тема курсовой работы выбирается студентом из тематики, утверждённой кафедрой. Список тем находится на кафедре. Последние две цифры номера зачётной книжки студента соответствуют номеру темы курсовой работы, которую должны выполнять студенты заочной формы обучения. Студенты дневной формы обучения выбирают тему курсовой работы в соответствии с предложенной тематикой и согласованием темы с научным руководителем. Если студент занимается научным исследованием в рамках СНИР, то по согласованию с научным руководителем и с разрешения руководителя курсовой работы он может взять для написания курсовой работы по макроэкономике свою тему по СНИР.

 

2.2 Составление плана курсовой работы

Определив тему, студент должен разработать план работы. План составляется в зависимости от имеющихся материалов (учебников, научных монографий, материалов периодической печати и статистических данных по данной проблеме), понимания студентом сущности проблемы, которую необходимо раскрыть, и его интересов.

План работы должен отражать последовательность изучения и изложения выбранной проблемы. Оптимальным является выбор 2 – 3 разделов (глав), изложение которых позволит раскрыть тему и решить поставленные задачи.

Для составления плана целесообразно ознакомиться с тем, как выбранная для написания курсовой работы тема освещается в учебной и специальной литературе.

 

2.2.1 Целью составления рабочего плана является изложение студентом предполагаемого подхода к раскрытию темы курсовой работы. При составлении рабочего плана следует стремиться к тому, чтобы в нём оптимально сочеталось изложение как общетеоретических вопросов (основные принципы и закономерности исследуемой экономической проблемы), так и вопросов прикладных (исследование конкретных ситуаций – применительно к отдельной стране, этапу экономического развития, конкретному рынку, предприятию и т.п.).

Одной из распространённых ошибок является одностороннее представление в рабочем плане и в курсовой работе выбранной темы. Студент часто сосредоточивает внимание только на теории вопроса и тогда тема рассматривается в отрыве от реальной практики, от опыта конкретных стран, носит реферативный характер, или, наоборот, в рабочем плане отражаются только частные вопросы, но не формулируются необходимые обобщения и выводы и работа имеет описательный характер.

Другой распространённой ошибкой является чрезмерное внимание к историческому опыту экономики зарубежных стран. Следует учитывать, что экономическая теория постоянно обновляется, и многие из ранее существовавших и справедливых для своего времени учений утратили свою актуальность. Следует учитывать, что предлагаемые темы ориентированы на раскрытие студентом современного состояния национальных экономик и макроэкономических отношений в обществе, и это должно найти своё отражение в рабочем плане.

 

2.2.2 Рабочий план не следует понимать как содержание курсовой работы. Студент должен представлять себе рабочий план в виде следующей примерной схемы:

- состав глав (параграфов, пунктов) курсовой работы;

- основное содержание глав, т.е. те вопросы, которым в каждой главе будет уделено главное внимание;

- логическая взаимосвязь глав. Логика изложения представляет собой наиболее слабое место во многих курсовых работах. Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи разделов между собой: материал каждого раздела изложен правильно, а переход от раздела к разделу никак не обоснован. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов. При подготовке рабочего плана студент должен использовать опыт составления структурно-логических схем: рабочий план можно рассматривать как развёрнутую структурно-логическую схему по выбранной теме.

 

2.2.3 Общим принципом построения рабочего плана является последовательный переход от общего к частному. Проблема сначала рассматривается в целом (сущность проблемы, причины возникновения проблемы, теоретические и практические подходы к решению проблемы, способы и трудности при её решении, на каких общих теоретических положениях макроэкономики должно основываться её решение), а затем детально анализируются методы и формы решения проблемы. Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы:

Содержание. Содержание включает введение, наименование всех разделов (глав), подразделов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы (Приложение Б).

 

Теоретическая часть. В теоретической части название разделов (глав), подразделов должно отражать исторический обзор по выбранной теме, сущность и причины возникновения изучаемой проблемы, пути (механизм) ее рассмотрения и решения в современной экономической науке.

Аналитическая часть. Назначением аналитической части является подробное раскрытие темы (исследуемого экономического процесса или явления) на конкретном фактическом материале. Если в теоретической части основное внимание должно быть уделено рассмотрению темы в целом, то в аналитической части раскрываются конкретные методы решения той или иной макроэкономической проблемы (государственного регулирования, ценообразования, приватизации и т.д.). Поэтому название разделов (глав) и подразделов должно отражать опыт решения данной проблемы на материалах экономики Республики Беларусь.

В тех случаях, когда название темы не содержит ссылки на белорусские условия, следует включать соответствующий материал в заключительный раздел аналитической части. Так, например, если тема курсовой работы «Механизм приватизации в странах Восточной Европы», то следует включить в план работы подраздел (параграф) «Использование опыта приватизации стран Восточной Европы в экономике Республики Беларусь». Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики Республики Беларусь, рассматривается как недостаток курсовой работы.

Теоретическая и аналитическая части представляют собой самостоятельные (отдельные) главы курсовой работы, название которых студент определяет самостоятельно. При необходимости в план и содержание курсовой работы  можно включить третью главу, в которой должны излагаться рекомендации автора по решению изучаемой проблемы и прогноз ее развития.

Заключение. В этой части студент формулирует основные выводы по теме, которые должны включать основные выводы по каждой главе.

 

2.2.4. Рабочий план составляется студентом самостоятельно. Студент решает вопрос о том, сколько будет разделов (пунктов) в составе теоретической и аналитической части и как они будут называться.

Предварительный вариант рабочего плана согласовывается с руководителем. Исходя из собранного студентом материала по курсовой работе, её тему можно уточнить.

Тема и план курсовой работы утверждаются руководителем и после этого студент не имеет права самостоятельно изменять и вносить изменения в название темы и план курсовой работы.

 

2.3 Подбор используемых источников

После ознакомления с изложением выбранной темы в основной учебной литературе, следует обратиться к экономическим словарям, справочникам, научным монографиям, статьям в периодических научных экономических изданиях по изучаемой теме. При этом на первом этапе надо использовать каталоги библиотеки, а также тематические каталоги материалов, опубликованных за год в соответствующих периодических изданиях. Получить данные по интересующей теме можно также на тематических ресурсах Интернета.

 

2.4 Структура курсовой работы

Структура курсовой работы включает:

- титульный лист (приложение А);

- лист с заданием на курсовую работу;

- содержание, включающее заголовки структурных элементов работы (главы, параграфы и т.д.) с указанием страниц, на которых они начинаются;

- введение объемом 1-2 страницы;

- основную часть, в которой выделяются главы, а в их составе параграфы;

- заключение объемом 1-2 страницы;

- список используемых источников (не менее 15 источников);

- приложения, если используется объемная информация вспомогательного значения (таблицы, рисунки, расчеты, отчеты, справки), на которую делаются ссылки в тексте, для чего приложения озаглавливаются и нумеруются.

 


3 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

3.1 Введение

Во введении раскрывается актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость, степень разработанности проблемы в научной литературе, цель и задачи написания курсовой работы, объект и предмет исследования, методология исследования, источники информации для написания работы.

 

3.1.1 Актуальность темы курсовой работы

Следует раскрыть степень разработанности темы, место исследований по курсовой работе среди других подобных исследований в этой же области, кратко охарактеризовать необходимость проведения исследований для решения конкретной проблемы (задачи), развития конкретных направлений в соответствующей отрасли науки или производства, отразить важность решаемых вопросов для экономики Республики Беларусь.

 

3.1.2 Цель и задачи курсовой работы

Формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как “Исследование...”, “Изучение...”, так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель. Целесообразно, чтобы количество поставленных задач соответствовало количеству и названию глав в основной части курсовой работы.

 

3.1.3 Объект и предмет курсовой работы

Указывается объект — та часть реального мира, которая познается, исследуется студентом. Цель и задачи исследования определяют границы предмета исследования, конкретно сформулированного студентом. Как правило, предметом исследования являются отношения, возникающие между различными субъектами в связи с возникшей проблемой (объектом).

 

3.1.4 Методология и методы проведенного исследования

Приводятся названия использованных при написании курсовой работы методов познания (анализ, синтез, аналогия и т.д.) и особенности применения для решения поставленных задач.

 

3.1.5 Обзор литературы

В обзоре литературы студент дает краткий очерк основных этапов в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме. Сжато описав вклад крупных отечественных и зарубежных экономистов в постановку и решение проблемы, студент должен сформулировать те вопросы, которые остались неразрешенными и, таким образом, определить свое место в развитие проблемы (задачи). Желательно закончить обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данной области.

 

3.2 Основная часть курсовой работы

В первой главе, как правило, необходимо сформулировать сущность изучаемой проблемы, причины ее возникновения, формы проявления, проанализировать подходы основных экономических школ к ее решению, показав при этом сильные и слабые моменты существующих теоретических подходов, сформулировать собственные предложения, подтвердить теоретические положения статистическими данными. При написании данной главы следует использовать не только учебники по макроэкономике, но и научные монографии по изучаемой проблеме, статьи из научных периодических изданий.

Следует избегать двух распространённых ошибок при подборе материалов главы. Первая – когда главу пишут на основании одного-двух источников. Вторая – когда пытаются использовать как можно больше источников. И то, и другое отрицательно сказывается на качестве курсовой работы, так как не позволяет изложить проблему и собственную точку зрения студента.

При использовании различных источников студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. В этом случае студент обязан отразить в курсовой работе своё мнение о том, какая точка зрения представляется ему более правильной, и аргументировано обосновать этот вывод. Проблемный подход к раскрытию темы, акцент на нерешенных вопросах и попытка предложить их решение является положительной чертой курсовой работы.

Во второй главе, как правило, изучаемая проблема излагается применительно к социально-экономическому развитию Республики Беларусь. В данной главе необходимо отразить причины, особенности проявления изучаемой проблемы; дать описание механизма решения данной проблемы на основе изученных нормативно-правовых документов и действий правительства страны. Необходимо дать оценку эффективности проводимой в стране экономической политики в решении данной проблемы и предложить собственный механизм ее решения. При этом анализ тенденций развития изучаемого вопроса и механизма решения должен охватывать, по крайней мере, 3-5 последних лет.

Целесообразно увязывать сбор, анализ и обработку материалов с утверждённым планом курсовой работы, т.е. «состыковывать» конкретные источники с разделами курсовой работы. Это позволит студенту контролировать равномерность изложения материала, избежать односторонности в раскрытии темы. Материал каждого источника должен использоваться для конкретного раздела в составе теоретической или аналитической части (главы).

В конце каждой главе следует приводить краткие выводы, которые обосновывают необходимость выполнения следующей главы.

При написании работы должно использоваться не менее 15 источников, на которые есть ссылки в тексте курсовой работы. В качестве источников при написании курсовых работ по темам и разделам, связанным с оценкой экономической ситуацией в Беларуси, должны обязательно использоваться действующие нормативно-правовые акты (законы, постановления и т.п.) и данные статистики.

3.3 Заключение

В этом разделе должны содержаться основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе. Раздел должен состоять не более чем из 2-3 (как правило, по количеству задач, сформулированных во введении) крупных обобщающих пунктов, подводящих итог выполненной работы. В конце заключения делается вывод о степени достижения поставленных во введении цели и задач.

 

3.4 Общие замечания

Наиболее типичными недостатками, снижающими ценность проведенного исследования, являются:

- сплошное цитирование использованных источников. Разумеется, в работе могут содержаться выдержки из того или иного текста, но они должны быть конкретными и достаточно краткими, сопровождаемые ссылками на источник. Основной текст курсовой работы должен быть написан студентом самостоятельно на основе изученного и обобщенного материала;

- использование устаревшей учебной, научной, справочной и периодической литературы;

- превышение объема работы сверх установленного из-за неумения выделить основное в рассматриваемых вопросах;

- неравномерное распределение текста между главами и параграфами, что приводит к поверхностному рассмотрению некоторых из них;

- слабая связь рассматриваемых вопросов с особенностями макроэкономических процессов в современной переходной экономике Республики Беларусь.

 

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, изложение вопросов должно быть последовательным, логическим и четким, с обязательными ссылками на приводимые в курсовой работе фактические данные о состоянии экономики страны, точки зрения ученых и другие материалы, заимствованные из использованных источников.

Содержание работы и уровень ее исполнения должны отражать степень приобретения навыков и умений, перечисленных в первом разделе методических указаний.

Предварительный (черновой) вариант курсовой работы обсуждается студентом с научным руководителем. По результатам обсуждения может быть принято решение о необходимости дополнительного поиска и обобщения материалов по конкретным вопросам.

Курсовая работа допускается к защите при выполнении условий, сформулированных в данных методических указаниях.

 


4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Изложение текста и оформление работы выполняют в соответствии с ГОСТ 2.105. Допускается только печатный вариант на одной странице листа белой бумаги (формат А4, 210х297 мм) с соблюдением полей: слева – 2 см, справа - 1 см, сверху - 2 см, снизу - 2 см. Текст должен быть набран с межстрочным интервалом равным 1, шрифтом Times New Roman, Cyr размером 12-14 pt;, абзац - 1 см. Объем работы 25-30 страниц.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. В работе должны быть четкие линии, буквы, цифры и знаки.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью — рукописным способом.

 

Заголовки структурных частей курсовой работы «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» печа­тают прописными буквами в середине строк.

Заголовок отделяют от основного текста сверху и снизу интервалом и набирают прописными буквами по центру (перенос слов не допускается, и они не подчеркиваются, точка в конце заголовка не ставится);

Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы (главы), подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), располагая их с красной стро­ки. Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой про­пиской) с абзаца.

Разделы (главы), подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример — 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если текст работы подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всей работы.

Каждую структурную часть курсовой работы раздел следует начинать с нового листа.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

 

Если в курсовой работе встречаются специальные термины, сокращения, символы, обозначения, аббревиатуры и т.п., то при первом упоминании приводят в тексте их расшифровку или оформляется лист условных обозначений, который располагается после содержания работы.

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

Все рисунки (схемы, графики, диаграммы) и таблицы можно нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы. Допустимо рисунки нумеровать в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой.

Например,

Рисунок 1.3 – Зоны возможных сделок

 

После иллюстративного материала делается ссылка на используемый источник.

Например:

Источник: Головачев, А.С. Анализ и тенденции социально-экономического развития РБ /А. С. Головачев //Экономика. Управление. Право. - 2002. - №2. – с. 20-21.

или:

Источник: Собственная разработка автора на основании [7, С.23; 12, С.78].

 

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

 

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (´), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «´».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Например

                                                     А=а:Ь,                                                (1)

или

                                                     В=с:е.                                            (2.2)

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Например –... в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

 

Приложение оформляют как продолжение курсовой работы на последующих его листах.

В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

 

Список литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1-84. (Приложение В)

Нумерованный список литературы приводиться в алфавитном порядке или по мере упоминания в тексте.

Работы иностранных авторов приводятся только в оригинальном написании.

Ссылки на нумерованный список литературы приводится в тексте в квадратных скобках. Например: как указывал Р.Коуз [3]…или [1, C.78-79]; [1, C,45-46; 2, C.23]

 

На титульном листе ставится дата ее предоставление на проверку и личная подпись студента.

 


5. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа сдается на проверку сброшюрованной в соответствии с её структурой.

Получив курсовую работу с замечаниями преподавателя, студент должен внимательно ознакомиться с их содержанием.

Если курсовая работа допущена к защите, то студент, следуя критическим замечаниям и рекомендациям преподавателя, изучает те вопросы курсовой работы, которые требуют доработки, изучает дополнительную литературу и устраняет замечания. Материал по устранению замечаний должен быть представлен студентом при защите курсовой работы.

Курсовая работа может быть не допущена к защите на основании следующих причин:

1. Курсовая работа выполнена на тему, которая не соответствует номеру зачётной книжки.

2.  Тема или план курсовой работы самостоятельно изменены студентом без согласования с руководителем.

3. Содержание работы не связано с предметом дисциплины ”Макроэкономика”, а соответствует предмету других учебных курсов (например, ”Микроэкономика” “Основы бизнеса”, ”Менеджмент”, ”Рынок ценных бумаг”, “Финансы и кредит” и др.).

4. Содержание курсовой работы не соответствует названию темы.

5. Текст работы дословно повторяет материалы учебных пособий, научных статей и других источников (плагиат).

6. Работа выполнена несамостоятельно: заимствована в архивах или у других студентов, других источников.

7. Нет статистических данных и их анализа за последние 3 года, включая год выполнения курсовой работы.

8. Не используются печатные источники за последние 2 года, включая год выполнения курсовой работы.

9. Оформление работы не соответствует требованиям методических указаний.

10. Небрежное выполнение курсовой работы, наличие в тексте большого числа грамматических и стилистических ошибок.

Если курсовая работа не допущена к защите, то студент полностью исправляет отмеченные недостатки и представляет работу на проверку с пометкой «Повторная» вместе с первоначальным вариантом работы и замечаниями научного руководителя.

При повторной сдаче на проверку сохраняются и подшиваются в следующей последовательности:

- первый титульный лист, на котором содержится вся необходимая информация (даты регистрации, отметки о недопуске работы к защите и др.);

- исправленный титульный лист, если на первом титульном листе есть недостатки, которые надо устранить;

- все рецензии;

- последний вариант курсовой работы  с исправленными недостатками;

- предыдущий вариант курсовой работы, в котором есть недостатки, требующие устранения (по согласованию с научным руководителем).

 

Защита курсовой работы проводится комиссией из числа преподавателей, назначаемых заведующим кафедрой экономики. В состав комиссии входит не менее 2 преподавателей, включая научного руководителя тех студентов, которые защищают курсовую работу.

Процесс защиты состоит из краткого (5-10 минут) доклада студента о целях работы и результатах исследования. Студент должен в ходе доклада ответить на замечания научного руководителя, изложенные в рецензии и свободно ориентироваться в любом вопросе своей темы. Кроме того, студент должен давать исчерпывающие ответы на вопросы членов комиссии, возникшие в ходе защиты.

 

Окончательная оценка курсовой работы, таким образом, делается не только на основе ее содержания, оформления и рецензии руководителя, но и результата защиты. Она выставляется в зачетной ведомости и в зачетной книжке. Критерии оценок приведены в приложении Г.

 

При получении оценки “неудовлетворительно” (0-3 баллов), студент должен выполнить новую курсовую работу по другой теме, содержащейся в тематике, утвержденной кафедрой, и выданную в соответствующем порядке.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

(рекомендуемое)

Образец оформления титульного листа

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Экономический рост»

 

 

Выполнил (а): _____________ ______         студ. гр. КД      

                              (подпись)               (дата)                           В.М. Иванов

 

Руководитель: _____________ ______       доцент, канд. экон. наук

                              (подпись)               (дата)                         Л.Г. Петров

 

 

Могилёв 2010

Приложение Б

(рекомендуемое)

Образец плана курсовой работы

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                   3

 

1 Сущность, причины и формы международного движения капитала                      4

 

1.1 Теории международного движения капитала и его причины                               4

 

1.2 Вывоз капитала и его формы                                                                                  7

 

2. Иностранные инвестиции в Республику Беларусь                                                  9

 

2.1 Инвестиции в реальный сектор экономики Республики Беларусь                       9

 

2.2 Отраслевое распределение иностранных инвестиций                                           11

 

2.3 Региональное распределение иностранных инвестиций                                        14

 

2.4 Основные страны-инвесторы в экономику Беларуси                                            18

 

 3. Механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику страны              23

 

3.1 Пути привлечения иностранного капитала в Республику Беларусь                    23

 

3.2 Совершенствование механизма привлечения иностранных инвестиций            25

                                           

Заключение                                                                                                                     30    

  

Список использованных источников                                                                             32

 

Приложения                                                                                                                      34

 

 


Приложение В

Образец оформления списка литературы

(справочное)









Однотомные издания одного, двух, трех авторов

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика/ А.С.Большаков, В.И.Михайлов. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

Витязь П.А. Механически легированные справы на основе алюминия и меди / П.А. Витязь, Ф.Г. Ловщенко, Г.Ф. Ловшенко. – Минск: Беларуская навука, 1998. – 352 с.: ил.

 

Однотомные издания четырех и более авторов

Порошковая металлургия. Материалы, технология, свойства, область применения: справочник / И.М. Федорченко (и др.); отв. ред. И.М. Федорченко. – Киев: Навукова думка, 1985. – 624 с.

Книги под общей редакцией

Курс общей физики: учебник для вузов. / Под общей ред. Г.Ф. Бутусова. – 2-е изд., перераб. – Л.: Наука, 1982. – 328 с.: ил.

Верятин Ф.Д. Композиционные материалы: справочник в 2 т. / Ф.Д. Верятин, Н.Г. Рябцев, Г.В. Малышев; под ред. З.Н. Костюшко. _ М.: Машиностроение, 1988. – Т.2. – 503 с. 

Композиционные материалы: справочник / Под ред. Д.М. Карпиноса. – Киев: Наукова думка, 1985. – 592 с.

Плетнев С.В. Волоконно-оптические методы и средства дефектоскопии: справ. пособие / С.В. Плетнев, А.И. Потапов, А.П. Марков. – СПб.: ЛИТА, 2001. – 312 с.: ил.

 

Статьи

Ловшенко Ф.Г. Технология получения, структура и свойства материалов для скользящих контактов / Ф.Г. Ловшенко, Г.Ф. Ловшенко // Современные технологии, материалы, машины и оборудования: материалы междунар. науч.-техн. Конф. – Могилев: МГТУ, 2002. – с.217-218.

Сорокин Д. Воспроизводственный вектор экономики//Вопросы экономики–2009–№1 – с.34-41

Электронные публикации на физическом носителе

Большие и малые библиотеки России (Электрон. Ресурс.): справочник / Рос. библ. Ассоц. – Электрон. Текстовые дан. (557 байт). – М.: - Либерия, 2003. – 1 CD-ROM.

 

Электронные публикации в Интернете

Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (Электрон. Ресурс) / Ред. В. Румянцева. – М., 2001. – Режим доступа: http://hronos.km.ru.proekty/mgu.

 

Нормативно-правовые акты, которые существуют в электронном виде

О Национальной академии наук: Указ Президента РБ, 15 мая 1997 г., № 281 // Консультант Плюс: Беларусь (Электр. ресурс) / ЮрСпектр, Нац. Центр правовой информ. РБ. – Минск, 2002.

Национальный Интернет - портал РБ / Наццентр правовой информ. РБ. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 25.01.2006.


Приложение Г

(справочное)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: