double arrow

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ

3

 

Библия – самая известная и наиболее распространенная в мире «Священная книга».

Задача семинарских занятий определяется необходимостью:

1) дать более полное представление об истории возникновения и структуре Библии, нежели это возможно в общем объеме курса по религиоведению;

2) познакомить студентов с содержанием книг Библии, учитывая сложность Библии для самостоятельного чтения и изучения;

3) преодолеть, с одной стороны, сложившийся в рамках догматического атеизма исключительно негативный взгляд на содержание Библии, а с другой – снять покров таинственности и запретности с Библии;

4) изучить Библию для полноценного восприятия многих фактов культуры и искусства, как прошлого, так и настоящего.

Знакомство с основными моментами содержания «Книги книг» совершенно необходимо каждому студенту, но ее самостоятельное чтение, как правило затруднено: слишком далеки от него – географически и исторически – события, описанные в Библии, непривычен язык и стиль, необозрим круг персонажей и сюжетов, озадачивает обилие повторов, наличие «темных мест» и противоречий. Необходимы пояснения, помогающие выделить и усвоить то, что составляет важнейшее достояние культуры человечества в этой древней книге. Приобщение к миру Библии способствует иллюстративный материал (репродукции произведений знаменитых отечественных и зарубежных живописцев и скульпторов). За последние годы появилось довольно много фильмов на библейские темы.




Для культуры человечества Библия, прежде всего, ценна как источник знаний о древности, как документ огромной важности для исторической науки. Это энциклопедическая летопись жизни наших праотцев, а следовательно, один из самых глубоких корней современной культуры. Именно в этом смысле надо понимать высказывания академика Д.С. Лихачева: «Библия – это код культуры».

В рамках изучения курса «Религиоведение» предполагается самостоятельная работа студентов с монографической литературой, периодикой и первоисточниками.

Качественными результатами самостоятельной работы студента, оцениваемой преподавателем, являются:

1. Ответы на вопросы по тематике семинарских занятий – это обязательное условие положительной оценки по итогам работы в целом. Для подготовки к семинарам используется основная учебная литература, лекционный материал, дополнительная литература и первоисточники.

2. Доклад (реферат) по предложенной тематике вопросов семинарского занятия, либо выбранной студентом самостоятельно и согласованной с преподавателем. Доклад готовится студентом заранее, за две три недели до семинарского занятия по соответствующей теме.

Продолжительность доклада 10 – 15 минут. Основной задачей докладчика является наиболее полное изложение выбранного вопроса, с использованием учебной литературы (желательно, чтобы использование основной учебной литературы при подготовке доклада было ограниченным). Приветствуется свободное выступление, с отрывом от текста, поскольку это дает возможность студентам потренироваться в публичных выступлениях и умением владеть вниманием аудитории.



Тема I посвящена «Происхождению и составу Библии». При подготовке к первому занятию следует обратить внимание на ряд аспектов.

Важность изучения Священного Писания, состоящего из двух неравных частей – Ветхого Завета, почитаемого иудеями (24 книги – по количеству букв древнееврейской азбуки) и христианами (50 книг – 39 канонических и 11 неканонических), и Нового Завета, почитаемого только христианами – 27 книг.

Среди книг Ветхого Завета особенно следует отметить Закон - «Пятикнижие Моисея», или Тора (древнеевр. – Учение). Авторство приписывается пророку Моисею (точки зрения). Сами евреи называют свое Священное Писание – Танах (аббревиатура названий всех составных частей Ветхого Завета). Почитаются пророческие книги (4 больших и 12 малых пророков), а также писания (исторические книги, поэтические книги и сборник религиозных песнопений – Псалтырь).

Учитывая, что Ветхий Завет создавался на протяжении более тысячелетия, необходимо проанализировать самый ранний текст, входящий в его состав (название, время создания, отличие от поздних текстов).



Оцените деятельность царя Иосии, его реформы 621 года до н. э. В каком году и кем был составлен письменный канон Пятикнижия, который приобрел силу непререкаемого закона?

Рассматривая вопросы, касающиеся переводов Библии на греческий язык (Септуагинта), необходимо понять, почему христианство приняло за основу именно александрийский канон, а каноническим, официальным для евреев, стала так называемая масоретская Библия, одобренная Синедрионом в 70 годах I в. н. э.

Прежде чем рассматривать вопрос о происхождении книг Ветхого Завета, необходимо дать краткую характеристику политеистической религии Ханаана по дошедшим до нас мифам, этическим поэмам Угарита, преданиям, объяснить, почему в Библии, написанной много позже, упоминается о самом главном Боге ханаанейцев Эле, проанализировать религию Моисея (лучше это сделать по книге Майкла Гранта «История Древнего Израиля»).

Затем охарактеризовать Яхвист, Элохист, Второзаконие и Жреческий кодекс. Особое внимание следует обратить на Священные книги иудаизма, их происхождение: Танах: Тора, Невиим, Кетубим. Появление наряду с письменной Торой устной, основой которой является Талмуд - Мишна (повторение) и Гемарра (полное разъяснение).

Мишна делится на Галаху (основы законодательства) и Агаду (проповеди, рассказы, притчи). В заключении решить проблемы авторства и времени написания.

При подготовке вопроса «Ветхий Завет и эпоха эллинизма» необходимо опираться на знания, полученные по истории Древнего Востока, рассмотреть сильное влияние греческой культуры, которое испытала Иудея на протяжении IV – II вв. до н. э. Какую роль в еврейской среде сыграла партия эллинистов, связанная с греческими правителями и отходившая от религии Яхве.

Переходя к Новому Завету, следует обратить вначале внимание на четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна – 80 г. II в. н. э.), затем проанализировать Деяния Святых Апостолов (63 г. н. э.) и Послания (40 – 90 гг. I в. н. э.). Большую помощь в изучении этого вопроса окажет монография И. Левинской «Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры». – СПб., 2000. Проблемы сходства и различия Нового Завета и Дидахе – Учение двенадцати апостолов будут понятны после знакомства с книгой «Учения двенадцати апостолов», найденной в 1875 г. В Стамбуле (Константинополе), которая издана в 1996 году.

Анализируя «Откровение Иоанна Богослова», как особый жанр «священной библейской письменности» - Апокалипсис (откровение), необходимо выяснить время написания, происходившие исторические события, а также автора. Правильно ли понимать эту книгу как набор мрачных антиутопий? Важно отметить, что все страницы текста Ветхого и Нового Заветов оснащены обильными сносками («параллельными местами»), призванными демонстрировать единство их содержания. При цитировании Библии принято вначале указывать сокращенное наименование соответствующей книги, затем номер главы, а за ним номер стиха.

Тема II «Библия как исторический источник» включает пять семинарских занятий. Необходимо рассмотреть религию еврейского народа в неразрывной связи с его историей, включающей динамику боготворческого процесса в жизнь народа в качестве неотторжимой части и говорящей о Библии, как об историческом источнике.

Интерес к иудаизму вызывает и то обстоятельство, что он представляет собой одну из древнейших национально-государственных религий мира, практически в неизменном виде сохранившуюся до наших дней.

Главный источник Библия – Пятикнижие Моисея.

Первая книга «Бытие». Содержание:

Пролог: Бог создает Вселенную (1:1-2:3)

Рассказ о небе и земле (2:4-4:26)

Рассказ об Адамовой ветви (5:1-6:8)

Рассказ о Ное (6:9-9:29)

Рассказ о Симе, Хаме и Иафете (10:1-11:9)

Рассказ об Аврааме (11:10-25:11)

Рассказ об Измаиле (25:12-18)

Рассказ об Исааке, история Иакова и Исава (25:19-35:29)

Рассказ об Исаве (36:1-43)

Рассказ об Иакове (37:1-50:26).

В содержании речь идет о происхождении Вселенной, Земли, человечества, народов, социальных институтов (институт брака) и прежде всего - народа израильского. Главное действующее лицо – Бог. Он постоянно говорит и действует, проявляя свое могущество и характер. Бог Бытия – всемогущий Творец мира, Господь и Судья над всеми. Это Бог, который создал род человеческий, заботиться о нем и судит его. Это Бог, который говорил с человеком Авраамом, призвал его покинуть родину и обосноваться вместе с семьей в Ханаане, так же как и его потомкам (Быт. 12-1, 13-15; 15:18-21).

В Бытие описывается, как эти обетования, несмотря на многочисленные препятствия, постепенно начали осуществляться. В Исходе, Левите, Числах и Второзаконии рассказывается о более полном выполнении этих обещаний. Уникальность Библии в этой божественной перспективе. Бытие интересуют не события сами по себе, а то как в них раскрывается природа Бога и Его цели.

Множество людей проходит в Библии по сцене мировой истории. Это семейные дела, рождения, смерти, проблемы наследования пастбищ и т. д. Для Бытия эти люди были реальными историческими личностями.

Следует обратить внимание, читая Бытие, на политеизм народов Востока, которые почитали множество Богов, не зная от кого ждать помощи. Но Бог Бытия был единственный, не знающий себе равных. Он навел на Землю потоп, сам остановил его, сохранил жизнь Ною и его семейству, ибо Ной был праведен.

В месопотамских мифах боги создали людей, чтобы обеспечить себя пищей. Бытие провозглашает человека главной целью божественного творения и говорит о том, что Бог позаботился о его пропитании (Быт. 1:26-29). Но человек стал греховен, «все мысли и помышления сердца их (людей) были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Путь греха начинается из-за неповиновения Адама, затем убийства, совершенного Каином, недозволенные браки – и потоп. И за разрушением – новое творение, обновленная земля, спасенное семейство Ноя. Но Ной тоже пал, его сын Хам поступал еще хуже. Свое высшее напряжение человеческая греховность нашла в попытке построить вавилонскую башню. Бог снова покарал людей, рассеяв их по всей Земле. Но был человек из земли Ур – Авраам. И замыслы Бога осуществляются потомками Авраама.

Исход – II книга Моисеева. Содержание:

Израильтяне в Египте (1:1-2:25)

Спасение из Египта (3:1-15:21)

Израильтяне под божественным покровительством (15:22-18:27)

Утверждение Завета (19:1-24:11)

Повеление о постройке святилища (24:12-31:18)

Нарушение и возобновление Завета (32:1-34-35)

Сооружение и установка скинии (35:1-40-38).

Повествуется о развитии отношений между Богом и израильтянами с момента явления Бога Моисею из горящего куста (3:1-4:17) до того, как слава Господня наполнила скинию (40:34-38). Все это время Моисей выступает как посредник между Богом и израильским народом. Следует обратить внимание на темы узнавания Бога и послушания израильского народа (19:8; 24:3,7).

Следующая тема Исхода – святость. Свят по природе только Бог, люди греховны, они могут вступить в общение с Богом только при определенных обстоятельствах.

Но народ должен приобщиться к святой природе Бога и стать народом святым (19:6). С этой целью Бог дал Декалог (десять заповедей) и Законы. Святость прежде всего связана с нравственной чистотой и безупречным поведением, чего человеку невозможно достичь. Следует обратить внимание – в книге Исход настаивается на жертвоприношениях, которые позволяют искупить грех и очиститься.

Бог милостлив и справедлив в Исходе. Он прощает израильский народ за возвращение к идолопоклонству (золотой телец), он всегда с народом (облако покрыло скинию).

Анализируя содержание книги Исход надо обязательно пользоваться монографической литературой, археологическими и этнографическими данными, которые подтверждают историчность некоторых описанных событий.

Третья книга Моисеева – Левит. Содержание:

Законы о жертвоприношениях (1:1-7:38)

Утверждение священства (8:1-10:20)

Законы об очищении (11:1-17:16)

Святость всех сторон жизни (18:1-27:34).

Книга трудна для понимания, сложна для чтения и порой непонятна. Название книги выбрано в соответствии с содержанием книги – в ней много постановлений, прямо относящихся к занятиям священников из колена Левина. Книга Левит – руководство по жертвоприношениям, определяет роль каждого участвующего в богослужении. Затем идут особые указания для священников. Их задача – научить сынов израилевых отличать святое от несвятого, чистое от нечистого, отправлению богослужений и соблюдению ритуалов. Но большая часть книги посвящена изложению личных, семейных , общественных и экономических обязанностей, исполнение которых должно было помочь Израилю сохранить отличительные черты национальной принадлежности (святость) ради которой Бог и призвал еврейский народ. В конце книги на первый план выходят экономические аспекты землепользования и владения собственностью, что является подготовкой к восприятию книг Числа и Второзаконие.

Четвертая книга Моисеева. Числа. Содержание:

Приготовление к походу в землю обетованную (1:1-10:36)

Путь к земле обетованной (11:1-25:18)

Новые приготовления к наследованию земли обетованной (26:1-36:13).

Моисей готовит народ к походу. Племена подсчитаны, организованы и очищены, институт священства учрежден, скиния освящена. Две цели преследует Моисей: 1) сделать народ достойным предстать пред Господом; 2) приготовить к вступлению во владение землей обетованной как своим наследием, согласно обещанию, данному Богом Аврааму.

Сам Бог впереди в огненном столпе над ковчегом завета. Но поход не удался. Увидев насколько сильны племена, населяющие Ханаан, израильтяне высказывают недовольство и отказываются вступать в Ханаан. В неверии они отвергают обетование Бога. В результате Бог повелевает сорок лет народу скитаться по пустыне, пока не выветрится дух рабства. К концу сорокового года новое поколение израильтян приближается к Ханаану.

При внимательном чтении книги вырисовывается главная проблема – наследование Земли Обетованной. Молодое поколение исчислено и получило указание как поделить землю и какие жертвы принести Богу. Теперь они готовы унаследовать Землю Обетованную. Божье повеление – земля, отведенная каждому племени не может быть отчуждена от него. Несмотря на неверие народа, Бог верен своему завету.

Пятая книга Моисеева – Второзаконие. Содержание:

Первая речь Моисея (1:1-4:43)

Вторая речь Моисея (4:44-28:68)

Третья речь Моисея (29:1-30-20).

Второзаконие состоит в основном из речей Моисея, который, по решению Бога, сам не вступит на Землю Обетованную. Эта книга представляет собой не «второй закон», а нравственно-назидательное воспроизведение законов, данных в предыдущих книгах Пятикнижия. В начале книги Второзаконие Моисей обращается к молодому поколению евреев с речью. Он напоминает людям обо всех событиях, из-за которых они оказались перед границами Ханаана и заклинает их проявить верность своему Завету с Господом, излагает историю взаимоотношений с Богом.

Бог обещал Аврааму, что он станет отцом великого народа (Быт. 12:1-3), который будет жить на земле, «где течет молоко и мед» (Исх. 3:17). Народ этот умножался во время египетского рабства, пока Бог чудесным образом не избавил его. На горе Синай был заключен завет, состоящий из законов, которые этому народу следовало исполнять (Исх. 19-24) и затем перейти в землю обетованную. Но они этого не сделали, поскольку роптали на Бога и не доверяли ему. И Бог осудил народ на сорокалетнее скитание в Синайской пустыне (Чис. 13-14; особенно 14:20-30). Важная мысль Второзакония – сам Бог является победителем всех войн, поэтому и сейчас он будет помогать.

Во второй речи Моисей вновь призывает слушать закон и свято выполнять десять заповедей. Но особо подчеркивается некоторое отличие – 4 заповедь – субботний покой устанавливается в равной мере и господам, и рабам (Исх. 20:10). Во Второзаконии – равное право всем – результат завета, ибо суббота была установлена после выхода евреев из Египта, а не с момента творения.

Народ принимает Закон, обещая помнить, что:

1) Господь один есть Бог Израилев;

2) Единство народа в единстве всех будущих поколений, которые должны поклоняться и повиноваться Богу;

3) Вера в Бога должна стать частью повседневной жизни и любой человеческой деятельности.

В третьей речи Моисей еще раз напоминает о соблюдении законов, предупреждает о страшной опасности служения ложным Богам (16-21), что может кончиться изгнанием из земли обетованной. Моисей прощается с народом, вместо себя назначает Иисуса Навина. Моисей благословляет народ. Рассказ о смерти Моисей сдержан, без лишних деталей. Израильский народ после смерти пророка не остается без помощи. Настоящий источник его крепости в Боге. Израиль до сих пор продолжает хранить законы, которые Господь говорил ему устами Моисея.

Приступая к вопросу – историческое содержание книги Иисуса Навина и Судей Израилевых, желательно рассмотреть проблему авторства, времени написания книг, проанализировать содержание:

Пролог. Господь дает повеление Иисусу Навину (1:1-18)

Вступление в землю обетованную (2:1-5:15)

Завоевание земли (6:1-12:24)

Раздел земли (13:1-21:45)

Сохранение земли (22:1-24:33).

Следует помнить, что хотя книга Иисуса Навина содержит важный и древний материал, в числе приписываемых Иисусу успехов есть явно преувеличенные и вымышленные. Книга Судей Израилевых подробно излагает предания о двенадцати национальных героях, которые после смерти Иисуса были судьями Израиля. Им приписываются подвиги, пространно описанные. При анализе периода Судей, исторического времени их деятельности, желательно сослаться на археологические раскопки, выводы ученых – библеистов, этнографов.

Четыре книги Царств завершают цикл израильской истории, который начинается с книги Иисуса Навина. Это история со времени завоевания Ханаана, создания собственного государства – Израильско-Иудейского царства и до вавилонского пленения – времени побед, успехов, отторжения Бога и падения.

Содержание книг Царств:

I книга Царств: Детство Самуила (1:1-7:17) Самуил и Саул (8:1-15:35) Саул и Давид (16:1-31:13) II книга Царств: Первые годы правления Давида (1:1-8:18) Царь Давид и его двор (19:1-20:26) Царствование Давида: проблемы и перспективы (21:1-24:25)

III и IV книги Царств:

Соломон (III, 1:1-11:43).

Два царства: со времени смерти Соломона до царствования Амврия в Израиле (III, 12:1-16:29)

Два царства: период царствования династии Амврия. Правление Ахава в Израиле (III, 16:29-22:40)

Период царствования сыновей Ахава (III, 22:41; IV, 8:29)

Ииуя и конец династии Амврия (IV, 9:1-10:36)

Два царства: от Ииуя до падения Самарии (IV, 11:1-17:41)

Одна Иудея (18:1-25:30)

Библия – важнейший источник, раскрывающий становление иудейского монотеизма. Священная история разворачивается в Библии, представляет события из жизни отдельных людей и народа в целом, как знаки активного присутствия Бога в человеческой истории.

Племенной Бог огня и грозы Яхве, скорее стихия, чем личность, его могущество ограничено. Он Бог кочевых племен, он экстерриториален. В эпоху судей и царей он еще остается племенным Богом Израиля, превосходство которого над другими богами осознается по мере роста политической силы государства. Взлеты и падения соседних великих держав, трагически отражаясь на судьбах Израиля и Иудеи, подтолкнули пророческую мысль к усложнению представлений о Боге. И Яхве уже творец неба и земли, вершитель судеб всего мира, и народу становится ясно – завоеватели сильны, потому что они избраны Богом Израиля, чтобы покарать беззаконие, и грех и сила Израиля не в военном или политическом могуществе, а в верности и выполнении условий договора с Богом.

Пророки впервые осознают действительность исторической, видят проявление в истории человечества целеполагающей воли Бога и ответственность людей за ход истории. Переживание утраты политической самостоятельности в контексте идеи договора с Богом способствовало развитию концепции богоизбранности.

Пророки и пророческое движение. Приступая к анализу пророческого движения необходимо помнить – в различные периоды древнееврейской истории, определяющей считалась деятельность того или иного пророка. Под сильным влиянием пророческого движения, заложенные в Учении идеи, реализуются в религиозных и государственных сферах.

Описание этих процессов содержится во второй части Танаха – Пророках, которая делится на два подраздела: 1) Первые пророки – тексты исторического содержания – книга Иисуса Навина, книга Судей, четыре книги Царств; 2) Поздние пророки (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил), а также 12 малых пророков.

Чтобы правильно понять деятельность пророка в определенных исторических условиях, необходимо внимательно изучить ее содержание.

Содержание книги Пророка Исайи (66 глав):

Критическая ситуация (1:1-31)

Иерусалим Бога и Иерусалим людей (2:1-4:6)

Виноградник, принесший дикие ягоды (5:1-30)

Призвание пророка (6,1-13)

Буря и солнце: Ассур и Эммануил (7:1-12:6)

Пророчества о народах (13:1-23:18)

Заключительная победа Господа (24:1-27:13)

Ассирийский кризис: помощь Бога или помощь людей? (28:1-31:9)

Спасение и мрачные события перед ним (32:1-35:10)

Тяжелые испытания Езекии (36:1-39:8)

Далекая ночь, проведенная в Вавилоне (40:1-48:22)

Заря искупления (49:1-55:13)

Слава и позор Сиона (56:1-66:24).

Книга пророка Исайи написана в течении нескольких веков. Библеисты условно делят ее на три части: Исайя (1 – 37 главы), Второисайя (40 – 55 главы), Третьеисайя (56 – 66 главы). Приблизительно четверть вошедших в книгу Исайи сочинений принадлежит самому пророку, жившему на рубеже VIII – VII веков до н. э. и бывшему свидетелем разрушения Северного царства; наряду с более поздними добавлениями они входят в первый раздел. Автором второго раздела полагают анонимного пророка, который жил среди пленников в Вавилоне в VI в. до н. э. В третьем – пророчества послепленного периода.

Книга пророка Иеремии включает 52 главы, большая часть приписывается самому Иеремии – потомку жреческого рода и крупнейшему религиозно-политическому деятелю Иудеи конца VII – начала VI вв. до н. э. Книга была записана при жизни Иеремии его секретарем Варухом.

Содержание книги пророка Иеремии (52 главы):

Иеремия (1:1-19)

Господь обвиняет свой народ (2:1-4:4)

Образы суда над Иудеей (4:5-6:30)

Чужие боги и чужая религия (7:1-8:3)

Плач по отступнику Сиону (8:4-10:25)

Нарушенный завет (11:1-13:27)

Мечом и голодом, и моровою язвою (14:1-15:21)

Образы изгнания и спасения (16:1-17:27)

О двух разбитых сосудах и исповедь (18:1-19:13)

Иеремия проклинает свое рождение (19:14-20:18)

Спасение только через плен (21:1-24:10)

Суд Божий над всеми народами (25:1-38)

Иеремия становится пророком спасения (26:1-29:32)

Обещание нового завета (30:1-33:26)

Противоборство пророчествам Иеремии (34:1-36:32)

Последние дни Иудеи (37:1-39:18)

Остаток спасается бегством в Египет (40:1-45:5)

Пророчества о языческих народах (46:1-51:64)

О падении Иерусалима (52:1-34).

Книга пророка Иезекииля включает 48 глав и занимает особое место среди произведений пророков периода вавилонского плена. Иезекииль происходит из жреческой семьи, в числе первых переселенцев был уведен в Вавилон, где начал проповедовать в 593 году до н. э.

Содержание книги:

Посвящение Иезекииля в пророки (1:1-3:21)

Весть о грядущем разрушении Иерусалима (3:22-24:27)

Пророчества о соседних народах (25:1-17)

Пророчество о Тире (26:1-28:19)

Пророчество о Сидоне: «и узнают, что Я – Господь» (28:20-26)

Пророчества о Египте (29:1-32:32)

Сфера ответственности (33:1-20)

Иезекииль вновь обретает дар речи (33:21-22)

Израиль незаконно владеет землей (33:23-33)

Пророчество о восстановлении Израиля (34:1-48:35).

Книга пророка Даниила состоит из 12 глав. Книга представляет собой собрание народных преданий различных эпох, собранных воедино неизвестным автором в 160 годы до н. э. Ее обычно относят к апокалиптической литературе. Содержание:

Верховная власть Бога и верность его слуг (1:1-21)

Верховная власть Бога в языческих государствах (2:1-29)

Верховная власть Бога: избавление в огненных испытаниях (3:1-30)

Верховная власть Бога признается Навуходоносором (3:31-4:1-37)

Верховная власть Бога в решении судьбы Валтасара (5:1-30)

Верховная власть Бога над дикими зверями (6:1-28)

Верховная власть Бога над царством зверей (7:1-28)

Верховная власть Бога установлена навеки (8:1-27)

Верховная власть Бога: поддержка пророчества и молитвы (9:1-27)

Верховная власть Бога над историей (10:1-12:4)

Верховная власть Бога и судьба его праведного слуги (12:5-13).

Таким образом становится ясно, что история Израиля насыщена глубоким смыслом, драматизмом и в значительной степени является прелюдией к проповеди великих пророков. Лишь один Моисей был подлинным посланником Божьим, пророком, которому не было равных и после него (Втор., 34:10). Он был началом по отношению к другим библейским пророкам.

Проповедь абсолютности Бога, его сверхъестественности, идея монотеизма становятся стержнем религиозного сознания и утверждаются как универсальное объяснение истоков, содержания и смысла жизни. Кроме того мысль о спасении могла появиться только на определенном этапе духовной истории. Но для библейских пророков спасение означало жизнь с Богом. Они говорили о спасении только потому, что верили в пришествие самого Бога в мир. Грядущее всегда было путеводной звездой в учении Ветхого Завета.

При подготовке к семинарским занятиям третьей темы «Библия как выразитель религиозного мировоззрения» необходимо опираться на знания, полученные при изучении первых двух тем, особенно второй, посвященной проблеме Библии как историческому источнику.

При подготовке первого занятия желательно использовать данное в учебнике «История религии (лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете)» приложение – «Христианство и культ дьявола», СПб., 1998.

Анализ библейской картины мира и человека необходимо начинать с книги Бытие:

Пролог: Бог создает мир (1:1-2:3) – начало творения, продолжение творения, сотворение животных и людей и благословенный седьмой день.

Рассказ о небе и земле (2:4-4:26) – Сад Эдема, первая человеческая семья.

Рассказ об Адамовой ветви (5:1-6:8) – родословная Адама, богочеловеческие союзы и их последствия.

Рассказ о Ное (6:9-9:29) – история потопа, Божий завет с Ноем, преступление Хама.

Рассказ о Симе, Хаме и Иафете (10:1-11:9) – «таблица народов», Вавилонская башня.

Обязательно при ответе на вопрос использовать последние достижения науки в области астрономии, физики, медицины, археологии и т. д. с целью отрицания библейских истин.

Обратить особое внимание, опираясь на первоисточник, на концепции творения, грехопадения, идею Завета. Выделить особо идею спасения.

Вопрос, касающийся образа мессии в пророческих книгах уже известен по изученным книгам пророков. Желательно изучить монографическую литературу, указанную в списках литературы, а также литературу, касающуюся Иисуса Христа, как мессии Нового Завета.

Тема IV. Библия как художественное произведение. Библия, как литературный памятник древней письменности, включает хроники, ритуальные и юридические кодексы, народные песни, гимны, притчи, басни, сказания, легенды. Все перечисленное разбросано по книгам Пятикнижия, в книгах Судей, царств и т. д. Необходимо проанализировать следующие книги:

Книга Руфь. Содержание:

Возвращение в Вифлием (1:1-22)

Руфь находит благоволение (2:1-23)

Вера, решимость и действие (3:1-18)

Брак и его последствия (4:1-22).

Книга Есфирь. Содержание:

Царь Ксеркс удаляет царицу Астинь (1:1-22)

Избрание Есфири (2:1-18)

Мардахей раскрывает заговор (2:19-23)

Аман составляет заговор против иудеев (3:1-15)

Есфирь соглашается ходатайствовать за свой народ (4:1-17)

Есфирь начинает действовать (5:1-8)

Аман намеревается убить Мардохея (5:9-14)

Царь награждает Мардохея (6:1-14)

Царь приказывает повесить Амана (7:1-10)

Указ Амана отменен (8:1-17)

Иудеи торжествуют (9:1-19)

Происхождение праздника пурим (9:20-32)

Успехи Мардохея (10:1-3).

В современных переводах Библии более трети текста Ветхого Завета представлено в поэтической форме (Экклезиаст, книга Иова, книга Притчей). Библейской поэзии свойственны три главные особенности: ритмичность, параллелизм и концентрация смысла. Поэтический стиль почти всегда обнаруживает себя даже в переводах на другие языки. Царя Давида называли «сладким певцом Израиля». Благодаря библейским авторам, Библия поражает примерами величайшей поэзии, созданной на земле.

Книга Песни Песней Соломона. Содержание:

Царь встречает Суламиту в своем дворце (1:1-2:7)

Любовное свидание и ночные грезы Суламиты (2:8-3:5)

Бракосочетание царя и песнопения (3:6-5:1)

Неиспользованная возможность (5:2-6:3)

Возрастание любви (6:4-8:14) – взаимное восхищение влюбленных, природа истинной любви.

По мнению церкви – желание Иисуса Христа (небесного жениха) слушать молитвы своей невесты (церкви) и желание обоих находиться в тесном контакте.

Анализируя Псалтырь как художественное произведение, надо рассмотреть ее как книгу псалмов. Отцом современной школы псалмоведения является Герман Гункель, который положил начало изучению псалмов с позиции отраженной в них жизненной ситуации.

Исходя из этого принципа он выделил несколько основных категорий псалмов:

1) гимны, образцом которых могут служить псалмы 8, 18, 28, воспевающие величие и верховное владычество Бога. Выделяются подгруппы псалмов – «псалмы царства Яхве», прославляющие Господа, как царя (46, 95, 97) и «песни Сионские» (45, 86);

2) коллективные прошения: псалмы страдания и плача (73, 78, 79);

3) царские псалмы (2, 44, 109);

4) личные прошения – самая большая группа псалмов (3-7, 139-142). Особо среди них выделяются псалмы доверия, в которых выражается уверенность в грядущем избавлении Божественной силой;

5) личные благодарения (29, 31, 115) по случаю избавления.

Выделяются и менее крупные категории псалмов: коллективные благодарения (123), псалмы мудрости (48), псалмы восхождения (119-133), псалмы литургические (14, 23).

Особо следует подчеркнуть – псалмы должны рассматриваться прежде всего с позиций религиозного культа, богопоклонения Израиля в Храме.

Тема V. Библия как философское произведение. При подготовке к семинарским занятиям следует опираться на философские знания, полученные при изучении философии на первом курсе.

Главное изучение источников – книги Экклезиаста. Обратите внимание на три особенности книги:

1) в ней выделяются две объективно существующие реальности: небесная и земная, обозначаемая словами «под небом», «под солнцем», «на земле» («Бог на небе, а ты на земле», 5:1);

2) четкое разграничение сфер житейского опыта и веры: «Видел я все дела, которые делаются под солнцем» (1:14), и продолжает, - «но узнал я». Использование глагола «видеть» - житейские наблюдения, если говориться о радости – это не связано с увиденным, ибо его вера в Бога существует вопреки увиденному;

3) книга вплотную сталкивает нас с жесткими реалиями земного бытия и одновременно постоянно призывает к нашей вере и побуждению к радости бытия. Содержание:

Поиски смысла жизни (1:1-3:22)

Лицом к реалиям земного бытия (4:1-10:20) – жизненные невзгоды и трудности, бедность и богатство, страдания и грех, власть и проблемы правосудия, мудрость и глупость

Призыв принять решение (11:1-12:8) – дела веры, радости жизни, неотложные решения

Эпилог (12:9-14).

Рассматривая Декалог необходимо проанализировать отрывок из книги Исход – второй книги Моисея. Содержание:

Утверждение Завета

Подготовительный этап (19:1-15)

Явление Бога израильтянам на горе Синай (19:16-25)

Бог обращается к народу (20:1-21)

Повеление о жертвоприношениях (20:22-26)

Книга завета (21:1-23:33)

Приглашение взойти на гору (24:1-2)

Утверждение Завета (24:3-11).

Здесь описаны важнейшие события, связанные с заключением завета между Богом и израильтянами. Израильтяне должны быть благодарны Богу за свое спасение и повиноваться ему. В этом случае Израиль станет Его уделом из всех народов, народом святым, избранным. В замыслах Бога Израиль должен был сыграть важную роль. Поэтому во Второзаконии Моисей вновь обращается к Завету израильтян с Богом, к необходимости абсолютного повиновения Ему.

Посмотрите Пятую книгу Моисееву Второзаконие: Проповедь Закона Божьего (4:1-40), вступление к Закону (4:44-49), Десять заповедей (5,1:21), повеление об обновлении Завета (27:1-26) и призыв к соблюдению Завета (29:1-29).

Особый интерес представляет книга Иова. Главная ее тема – страдание: в чем состоит проблема страдания, почему оно существует, почему страдают невинные люди или страдание всегда заслуженно? Книга ответа не дает. Изучив книгу, каждый должен дать ответ сам. Содержание:

Пролог (1:1-2:13)

Диалог с друзьями (3:1-31:40) – речи Иова и его друзей

Речи Елиуя (32:1-37:24)

Говорит Бог (38:1-41:26)

Эпилог (42:7-17) – оправдание перед друзьями, публичное оправдание.

 



3




Сейчас читают про: