Пример построения модели представления процесса

Для примера был взят процесс работы над курсовым проектом (КП). Сразу нужно отметить, что процесс упрощен для более быстрого понимания механизма построения моделей. Вначале для наглядности разобьем процесс на подпроцессы без использования стандарта IDEF0. Общая схема детализации процесса представлена на рисунке:

 

Рисунок 1.5 – Общая схема детализации процесса

Весь процесс работы над КП можно разбить на три этапа: изучение литературы, написание КП и защита КП. В свою очередь, процесс написания КП можно разбить на два этапа: продумывание структуры КП и реализация КП.

Так как было произведено две детализации (для процессов «Работа над КП» и «Написание КП»), то модель представления процесса будет иметь три схемы: общую схему, описывающую процесс целиком, и схемы, являющиеся результатом двух детализаций.

Общая схема, где показывается процесс целиком, по стандарту IDEF0 носит название «A-0». Схема А-0 представлена на рисунке:

Рисунок 1.6 – Схема А-0

Весь процесс на схеме обозначен функционалом «Работать над КП».

Выполнение КП невозможно без задания, которое является «отправной точкой» для всей работы, и на основе которого пишется КП. Поэтому ресурс «Задание» является управляющим для блока «Работать над КП». В процессе работы над КП будет перерабатываться литература: учебники и статьи по тематике как в бумажном, так и в электронном виде. Поэтому ресурс «Литература» является входными для процесса «Работать над КП».

КП будет оформляться с учетом ГОСТов, поэтому ресурс «ГОСТ» является управляющим для процесса «Работать над КП».

Курсовой проект создается и защищается студентом, часто с использованием персонального компьютера (ПК). Принимает КП на защите преподаватель. Поэтому ресурсы «Студент», «ПК», «Преподаватель» являются механизмами для функционала «Работать над КП».

Результатом процесса «Работать над КП» является защищенный КП, являющийся выходным ресурсом функционала «Работать над КП».

Детализация общего функционала «Работать над КП» дает новую схему, которая по стандарту IDEF0 называется А0. Схема А0 представлена на рисунке. Как уже говорилось ранее, при детализации функционала все ресурсы, соприкасающиеся с этим процессом, переносятся на схему с детализированными подпроцессами. В данном случае были перенесены входной ресурс «Литература», управляющие ресурсы «ГОСТ» и «Задание», механизмы «Студент», «ПК», «Преподаватель», выходной ресурс «Защищенный КП». Остается определить принадлежность перенесенных ресурсов функционалам, являющимся продуктом детализации, и добавить новые ресурсы.

 

Рисунок 1.7 – Схема А0

Весь процесс работы над КП можно разбить на три этапа: изучение литературы, написание КП и защита КП. Соответственно, на схеме присутствуют три функционала. На схемах, соответствующих второму и более низким уровням детализации, блоки нумеруются по порядку слева-направо.

Рассмотрим ресурсы, относящиеся к каждому блоку.

При изучении литературы ее содержание перерабатывается студентом в некоторый переработанный материал. Обработка может проходить как с использованием ПК, так и без него. Поэтому «Литература» является входным ресурсом для процесса «Изучить литературу», ресурс «Переработанный материал» - выходным ресурсом, а ресурсы «Студент» и «ПК» - механизмами. Литература обрабатывается на основе задания. Поэтому ресурс «Задание» является управляющим для блока «Изучить литературу». Оформление переработанного материала осуществляется по ГОСТам, которые являются управляющим ресурсом блока «Изучить литературу».

КП пишется с использованием переработанного материала и литературы, которые перерабатываются и являются входными ресурсами для блока «Написать КП». Написание КП происходит на основании задания, являющегося управляющим ресурсом блока «Написать КП». Оформление КП осуществляется по ГОСТам, которые являются управляющим ресурсом блока «Написать КП». КП пишется студентом, часто использующим для этих целей ПК, поэтому соответствующие ресурсы являются механизмами для блока «Написать КП». В результате написания КП получается его готовый экземпляр, поэтому ресурс «КП» является выходным для блока «Написать КП».

Когда КП успешно защищен, то преподаватель ставит на титульном листе и листе задания пометки о защите. Поэтому входным ресурсом блока «Защитить КП» является КП, а выходным – защищенный КП. Защита проходит с ориентировкой на задание, поэтому ресурс «Задание» является управляющим ресурсом блока «Защитить КП». Оформление КП проверяется по ГОСТам, поэтому ресурс «ГОСТ» является управляющим ресурсом блока «Защитить КП». Защищается студент, а контролирует его преподаватель, причем часто с использованием ПК. Поэтому ресурсы «Студент», «ПК» и «Преподаватель» являются механизмами блока «Защитить КП».

Неудавшуюся защиту учитывает ресурс «Неудача», являющийся результатом процесса защиты и относящийся к выходным ресурсам. «Неудача» включает инструкции преподавателя по исправлению КП. Они будут учтены при переработке материала и являются входным ресурсом блока «Изучить литературу».

Рассмотрим схему детализации процесса «Написать КП». При детализации функционалов, имеющих порядковый номер, полученная схема именуется в зависимости от номера детализируемого процесса, так схема детализации функционала номер 2, находящаяся на третьем уровне детализации носит название А2. Схема А2 представлена на рисунке:

Процесс написания КП можно разбить на два этапа: продумывание структуры КП и реализация КП. Соответственно, на схеме А2 присутствуют два функционала. Рассмотрим ресурсы, относящиеся к каждому блоку.

Рисунок 1.8 – Схема А2

 

Студент продумывает структуру будущей работы, используя литературу и переработанный материал для их преобразования в некоторый план работы. Поэтому ресурсы «Литература» и «Переработанный материал» являются входными для блока «Продумать структуру КП», а ресурс «Студент» - механизмом. Продумывание структуры КП осуществляется на основе задания, являющегося управляющим ресурсом блока «Продумать структуру КП». На структуру КП могут оказать влияние ГОСТы, являющиеся управляющими ресурсами блока «Продумать структуру КП». В результате продумывания структуры работы получается некоторый план, являющийся выходным ресурсом процесса «Продумать структуру КП».

Когда студент непосредственно на ПК набирает текст КП, он использует литературу, переработанный материал, план работы. Поэтому ресурсы «План», «Литература», «Переработанный материал» являются входными для блока «Реализовать КП», ресурсы «Студент» и «ПК» - механизмами, а «КП» - выходным ресурсом. КП оформляется по ГОСТам и пишется на основе задания, которые являются управляющими ресурсами для блока «Реализовать КП».

Из схем видно, что блоки, которые не детализируются, имеют «уголок» в левой верхней части, а детализируемые «уголка» не имеют.

 

Исправление ошибок

Если на схеме появляются стрелки, заключенные в квадратные скобки (рисунок), то налицо ошибка, означающая, что этот ресурс должен также присутствовать на более высоком уровне детализации исследуемого процесса, но он там отсутствует.

 

Рисунок 1.9 – Ошибка размещения ресурса

Для исправления ошибки необходимо удалить заключенный в скобки ресурс и добавить его на максимально высоком уровне детализации исследуемого процесса, где он подходит по смыслу, а затем добавить его на более низкие уровни детализации исследуемого процесса, если он переносится на другие схемы при детализации блока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: