double arrow

ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ

1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

Лобкович Э.И.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ 

«МАКРОЭКОНОМИКА»

 

 

Для студентов специальностей

                                   «Бухгалтерский учет, анализ, аудит»

                                   «Статистика»

                                   «Финансы и кредит»

                                   «Экономическая теория»

                                   «Экономика»

 

Минск 2009

Рецензенты:

к.э.н., доцент Бондарь Н.Н.

к.э.н., доцент Сухарева Н.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.…………………….…………………..…………………….…....3

1 Выбор темы ……………….…………………………………………….....5

2 Подбор литературы и ее изучение………………..………………. ……. 6

3 Составление плана…………………………………………………………8

4 Написание курсовой работы…………………………………………..…11

5 Требования к оформлению курсовой работы…………………………..15




6 Организация защиты курсовой работы ….……………………………21

Приложение А. Образец оформления титульного листа…………….….24

Приложение Б. Образец оформления реферата ………………….….…..25

Приложение В. Образец оформления содержания ………………..…..26

Приложение Г. Пример оформления иллюстрации…………. ……...…..27

Приложение Д. Образец оформления таблицы………………….….…...28

Приложение Е. Примеры библиографического описания

литературных источников…………………………………………………29

Приложение Ж. Образец оформления списка использованных

литературных источников………………..…………………………….....31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выполнение курсовой работы по макроэкономике – одна из важнейших форм самостоятельной работы студентов в вузе, предоставляющая им возможность глубоко и серьезно разобраться в отдельных актуальных экономических проблемах. Вдумчивая работа способствует систематизации знаний и более успешной подготовке к экзамену по курсу экономической теории.

Анализ сложных экономических проблем в процессе выполнения курсовой работы позволит студентам приобрести навыки работы со специальной литературой, статистическими и фактическими материалами; выработать умение на основе статистических справочников и сборников составлять и использовать таблицы, диаграммы, графики; на базе обобщения явлений экономической жизни делать теоретические и практические выводы. В ходе этой работы приобретаются способности четко и логично излагать свои мысли, использовать аргументированную критику и давать сравнительную характе­ристику разных взглядов по отдельным экономическим вопросам. Кроме того, студенты приобщаются к научному поиску, приобрета­ют опыт подготовки докладов и публичных выступлений, подготов­ки тезисов конференций и научных работ.



Вместе с тем необходимо понимать, что курсовая работа являются эффективной формой изучения экономической теории только тогда, когда она выполнена студентами творчески, самостоятельно, на основе глубокого изучения научной и методической литературы, обобщения и анализа разностороннего конкретного фактического и статистического материала.

Важным элементом курсовой работы по макроэкономике является ее идеологическая составляющая. Содержание работы должно отражать государственную идеологию нашей страны, раскрывать пути и методы формирования социально ориентированной рыночной экономики, построения высокоразвитого постиндустриального общества. При этом, наряду с критическим анализом имеющихся недостатков в развитии экономики, следует показывать и достигнутые нашей страной успехи в экономическом росте, повышении уровня жизни людей, снижении уровней инфляции и безработицы и других направлениях экономической и социальной политики.

При заочной форме обучения содержание курсовых работ позволяют преподавателям судить о ходе самостоятельной работы студентов в межсессионный период и о степени их подготовки к эк­заменам.

Успех выполнения курсовой работы во многом зависит от того, насколько четко студенты представляют себе, какие требования предъявляются к данной работе, каков порядок ее вы­полнения и защиты.



Необходимым условием качественного выполнения студентами курсовых работ являются высокие требования преподавателей и ре­альная помощь студентам со стороны кафедры при подготовке и на­писании этих работ: проведение консультаций по методике выполнения, помощь в составлении плана и подборе литературы, статистического материала, четкое рецензирование и организация защиты, а так­же правильная оценка проделанной работы и знаний по теме.

Цель данной методической разработки – помочь студенту в правильной организации работы и качественном ее выполнении. Внимательное изучение методических рекомендаций поможет студенту избежать типичных ошибок при организации выполнения курсовой работы, и грамотно ее оформить.

 

Выполнение курсовой работы состоит из следующих этапов:

1) ознакомление с Методическими указаниями по выполнению и

оформлению курсовой работы по макроэкономике;

2) выбор темы из списка, предложенного кафедрой, и согласование ее с научным руководителем;

3) подбор и изучение литературы по избранной теме;

4) составление рабочего плана и графика выполнения работы;

5) сбор и обработка фактического и статистического материала;

 6) корректировка рабочего плана и его согласование с научным руководителем;

7) написание разделов работы, формулирование выводов, заключений и обобщений по ее результатам;

8) техническое оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями;

9) представление работы научному руководителю для проверки;

10) получение письменного отзыва научного руководителя и устранение отмеченных им недостатков;

11) получение допуска к защите курсовой работы и ее защита.

 

 

 

ВЫБОР ТЕМЫ

 

Первым этапом выполнения работы является выбор темы. Тема курсовой работы выбирается студентом из тематики, разработанной кафедрой экономической теории.

В некоторых случаях, с разрешения преподавателя и заведующего кафедрой, студент может выполнять курсовую работу на тему, выбранную самостоятельно. При этом нужно помнить, что тема курсовой работы должна затрагивать актуальные проблемы экономической теории, иметь прикладное значение, соответствовать задачам подготовки специалистов.

Осуществляя выбор темы курсовой работы, студент должен учесть свои индивидуальные творческие наклонности, будущие профессиональные интересы. Возможно, на выбор темы курсовой работы повлияют темы ранее выполненных рефератов, докладов, научных исследований. Кроме того, студент должен иметь в виду, что подготовленный материал может в дальнейшем использоваться при написании дипломной работы.

Таким образом, изучив предложенные темы, студент должен остановить свой выбор на такой теме, которая:

во-первых, отвечает его личным, научным, творческим интересам;

во-вторых, является, с его точки зрения, наиболее актуальной для изучения экономической теории и хозяйственной практики Республики Беларусь;

в-третьих, достаточно широко представлена в экономической литературе;

в-четвертых, может быть интересна студенту, с позиций его будущей специальности и более углубленное изучение которой, поможет в будущем при написании дипломной работы.

Сложность этой операции заключается в том, что выбор темы – процесс не единовременный. Он требует, во-первых, определенных знаний, которые позволяют выбрать интересную и слабо разработанную тему; во-вторых, требует времени для накопления этих "предварительных" знаний. И чем раньше выбор темы будет сделан, тем больше времени для ее выполнения окажется в распоряжении студента, тем больше будет сделано для ее реализации.

Можно порекомендовать выбирать тему курсовой работы из тех разделов макроэкономики, которые являются наиболее сложными для понимания студента. Написание работы по таким темам поможет студенту более глубоко разобраться в трудных проблемах курса и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

Не допускается наличие одинаковой темы у двух или более студентов стационара из одной группы. Если студенты предполагают писать курсовую работу по совпадающим (но не одинаковым) проблемам, то в наименование темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения.

Студенты заочной формы обучения должны выбирать тему курсовой работы по окончании первой сессии. Это позволит заранее проконсультироваться у преподавателя, принявшего экзамен по первому разделу курса, более глубоко сориентироваться в выбранной проблеме. Студенты–заочники могут увязать в своей работе теоретический материал с конкретной практикой хозяйствования своих предприятий и организаций.

Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована студентами стационара с руководителем курсовой работы и не может быть изменена студентом без соответствующего разрешения. Студенты-заочники выбирают тему только из предложенного им варианта тематики курсовых работ.

 

 

ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ

 

После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема курсовой работы, следует подобрать соответствующую литературу. Литература, необходимая для выполнения курсовой работы, подбирается студентами самостоятельно.

Прежде всего, студенту следует определить по программе курса, к какому разделу темы она относится, ознакомиться со списком литературы, рекомендованной по данной теме в программе, а также ознакомиться с учебными и методическими пособиями. Такой предварительный обзор литературы позволит студенту составить общее представление о выбранной теме. После этого необходимо приступить к тщательному подбору литературы по теме курсовой работы.

С этой целью студент изучает:

1) литературу, рекомендованную кафедрой в рабочей программе данного курса, в планах семинарских занятий, или непосредственно в данной теме;

     2) библиографические каталоги (систематические, предметные и алфавитные), тематические библиографии в библиотеках университета и города;

      3) указатели статей и материалов, опубликованных в экономических журналах за определённый год, в последнем номере того или иного журнала;

      4) фактические материалы: нормативные и правовые документы, статистические сборники и справочники, информационные бюллетени по экономическим вопросам, отчетные данные предприятий и учреждений и др.

Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими каталогами библиотек и читальных залов.

Список литературы должен содержать не менее 15 источников. Среди них:

- учебники по экономической теории, макроэкономике;

- первоисточники – труды выдающихся представителей экономической мысли – У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, К. Маркса, Дж. М. Кейнса, П. Самуэльсона, А. Маршалла и др.;

- монографии и научные статьи в периодических изданиях;

- статистические сборники и справочники;

- энциклопедии и экономические словари.

К сбору фактического и статистического материала необходимо подойти внимательно, использовать только те данные, которые имеют прямое отношение к теме. При отборе фактических данных, необходимо учесть, что монографии, сборники научных статей, материалы научно-исследовательских конференций обладают более высокой степенью достоверности.

Для актуализации содержания курсовой работы необходимо использовать литературные источники, изданные за последние 3-5 лет. В порядке исключения по согласованию с руководителем могут использоваться ранее изданные литературные источники.

Список литературы, подобранный студентами стационара, должен быть согласован с руководите­лем курсовой работы.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена не только реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что экономическая теория – наука творческая: она постоянно развивается и обогащается новыми положениями, выводами и концепциями.

В списке литературы должно быть не менее двух статей в периодических изданиях за последние 2–3 года.

Информация по тематике курсовых работ по макроэкономике публикуется в следующих периодических изданиях:

 Российские журналы:

Банки; Банковское дело; Эксперт; Маркетинг и менеджмент; Вестник МГУ, серия 6: Экономика; Внешняя торговля; Вопросы экономики; Деловая жизнь; Деловые люди; Деньги; Деньги и кредит; Маркетинг; Мировая экономика и международные отношения; Общество и экономика; Право и экономика; Предпринимательство; Российский экономический журнал; Рынок ценных бумаг; Страховое дело; США: экономика, политика, идеология; Человек и труд; Экономика и организация промышленного производства (ЭКО); Экономист; Экономические и социальные перемены; Финансы; Финансист; Экономика и жизнь.

  Белорусские журналы:

Белорусский фондовый рынок; Вестник БГЭУ; Вестник БГУ (серия "Экономика"); Белорусский экономический журнал; Финансы, учет, аудит; Банковский вестник; Экономика Беларуси; Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь.

Газеты:

Национальная экономическая газета, Белорусская деловая газета, Белорусы и рынок и др.

 

Получить данные по интересующей теме можно также при помощи систем поиска и каталогов системы “Интернет”.

Рекомендуем список наиболее полных и популярных российских каталогов:

Ø http://www.infoart.ru/

Ø http://www.stars.ru/

Ø http://www.glasnet.ru/

Ø http://www.list.ru/

Ø http://www.weblist.ru/

 

Отметим адреса сайтов систем поиска, которыми стоит воспользоваться:

Ø http://yandex.ru

Ø http://rambler.ru

Ø http://libertarium.ru

Ø http://google.ru (by)

         

Из белорусских сайтов можно порекомендовать следующие:

www.president.gov.by/

 http://www.nbrb.by/

http://www.afn.by/

 

При чтении энциклопедий, справочников, словарей следует использовать новейшие издания, т.к. использование устаревших материалов не отражает реальной картины того или иного экономического явления или ситуации и приводит к существенному снижению качества работы. Монографии и статьи в периодических изданиях также должны соответствовать духу времени.

В процессе изучения литературных источников необходимо конспектировать те разделы монографий, статей, которые наиболее полно освещают тему курсовой работы. Целесообразно делать выписки из книг и статей. Это могут быть цитаты или тезисы изучаемого произведения. Цитируются, прежде всего, важнейшие мысли из произведений классиков. Кроме того, целесообразно цитировать и спорные положения из тех или иных работ, чтобы более предметно вести дискуссию по этим вопросам. Цитаты могут подтверждать те или иные положения работы, однако их не должно быть много. При изучении литературы можно использовать выписки, то есть близкое к тексту изложение материала. Каждая выписка, как и цитата, должна быть сопровождена ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы. Важно научиться выписывать только те места, в которых содержится самое главное, а для этого необходимо вначале изучить все произведение.

 

3 СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

После ознакомления с литературой по избранной теме и уяснения примерного содержания курсовой работы, студент составляет план работы, который обязательно согласовывается с научным руководителем.

План должен быть тщательно продуман. Всегда нужно помнить, что план – это основа и рамки курсовой работы. План определяет структуру работы, логику изложения. От правильного составления плана зависит уровень всей курсовой работы. В то же время план показывает, насколько студент осмыслил и понял тему, может ли выбрать главное, существенное, представить исследуемую проблему в полном объеме. При составлении плана студент может руководствоваться содержанием изученных первоисточников, планами семинарских занятий и лекций. Вопросы плана должны быть емкими и четко сформулированными. Не допускается мелкое дробление темы и вынесение в план второстепенных вопросов, т.к. это ведет к поверхностному изложению темы.

Таким образом, план должен вбирать в себя наиболее важные моменты темы, охватывать ее всю, но в тоже время не быть громоздким. Включать в него большое количество вопросов нецелесообразно, ибо это приведет к поверхностному изложению материала. Не рекомендуется механическое переписывание в план вопросов, которые даются в программе курса экономической теории, учебниках и других литературных источниках.

Тема и план курсовой работы утверждаются руководителем, после чего никакие изменения ни в названии темы, ни в формулировке вопросов плана без согласования с преподавателем не допускаются.

Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы:

Введение. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, ее важность для решения экономических проблем, исследованность темы в научной литературе, основные подходы к ее рассмотрению, определяется общая цель курсовой работы, ее задачи и методы исследования, дается характеристика основных источников, где рассматривается тема. Желательно, чтобы во «введении» было отражено значение рассматриваемых вопросов для экономики Беларуси. Помимо этого во введении должна обосновываться структура курсовой работы.

Основная часть работы, которая состоит, как правило, из 3-4 разделов, которые могут быть разделены на подразделы. Первый раздел имеет теоретический характер. Следующие разделы, как правило, посвящены анализу предмета исследования с обязательным привлечением статистических данных за последние 5 и более лет.

В заключении  делаются выводы, к которым пришел студент в ходе научного исследования и представляют собой обобщение важнейших положений, выдвинутых и рассмотренных в курсовой работе. Заключение должно быть кратким, в сжатой форме показать результат работы. Выводы излагаются по каждому разделу и пишутся тезисно (по пунктам).

При подготовке рабочего плана следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию курсовой работы. Если тема достаточно обширна (например, о государственном регулировании экономики, проблемах государственного долга и др.), то в рабочем плане могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов, но они должны быть раскрыты полностью (например, последствия инфляции). Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой потребление, сбережения и инвестиции в модели установления макроэкономического равновесия Кейнса).

В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям нашей республики. Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики Беларуси, рассматривается как серьезный недостаток плана и самой курсовой работы.

 

Пример подхода к составлению плана курсовой работы.



1




Сейчас читают про: