2. Вместе с научным руководителем выбрать те аспекты проблемы, анализ которых составит главное содержание работы, т.е. уточнить тему и составить примерный план.
3. Подбор литературы. Руководствуясь целями, отраженными в плане, следует приступить к подбору литературы. При этом одинаково важно как прислушиваться к советам научного руководителя, так и проявлять должную самостоятельность. Не существует единственного открытого источника, в котором студент мог бы найти полную библиографию по интересующей его проблеме. Появление новых публикаций — непрерывный процесс, за которым следует научиться постоянно следить.
Подбор литературы является ответственным этапом написания любой научной работы, требующим определенных усилий. В составлении библиографии большую помощь могут оказать систематические каталоги и специальные обзоры новой литературы научных библиотек, планы издательств, периодические информационные издания, реферативные сборники и т. п. Необходимо самостоятельно ознакомиться с публикациями в специальных журналах.
|
|
Огромное количество материалов можно найти на соответствующих сайтах в сети Интернет.
Данный этап завершается составлением библиографии — списка публикаций по выбранной теме, с которыми надлежит ознакомиться.
4. Изучение литературы. Работу на этом этапе целесообразно сопровождать записями в той или иной форме, фиксирующими главную мысль и систему доказательств автора, выполнением ксерокопий заслуживающего внимания статистического и фактологического материала с соответствующими пометками, составлением кратких аннотаций просмотренных источников аннотаций просмотренных источников. Подобные усилия значительно облегчают дальнейшую работу, делают ненужными обращение по несколько раз к одному и тому же источнику информации.
5. Если подготовка работы предусматривает этап самостоятельного сбора первичного фактологического материала (например, проведение маркетингового исследования), то необходимо детально продумать, в какой информации действительно нуждается автор и как ее получить.
6. Выбор методов оценки и обработки информации, включая выбор количественных методов обработки информации.
7. Составление развернутого плана. В процессе изучения литературы и самостоятельного осмысления проблемы первоначальный план может подвергнуться необходимым уточнениям, дополнениям, а тема — сужена и скорректирована. Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли. Этот этап заканчивается формулировкой основных тезисов.
|
|
8. Написание полного текстового варианта работы. Здесь необходимо учесть ряд важных моментов.
Во-первых, не допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в сути рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, но каждая цитата должна соответствующим образом оформляться с указанием источника.
Во-вторых, каждый, приводимый автором факт, (цифра, таблица, описание практического приема и т.п.) должен иметь ссылку, в которой указывается источник, из которого он заимствован. Если данный пример принадлежит автору, то указывается, на основании каких данных производился расчет, или какую практическую ситуацию он обобщает.
В-третьих, следует избегать двух крайностей: с одной стороны, отвлеченного теоретизирования, оторванности от реальной жизни и возможностей практического использования теоретических положений, с другой — простой констатации фактов без должного их осмысления.
В-четвертых, изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок.
В-пятых, примечания (ссылки), ссылки на различные источники оформляются в соответствии с существующими правилами.
9. Подготовка чистового варианта работы. Окончательный вариант работы готовится после прочтения первого варианта научным руководителем и внесения необходимых исправлений.