По профилактике стоматологических заболеваний

 для преподавателей

 

1. ТЕМА Осмотр зубов. Сравнительная оценка здоровых и пораженных твёрдых тканей зубов. Методика выявления здоровых, кариозных, пломбированных зубов. Освоение индексов КПУ, КПУ+кп, кп зубов. Практическое освоение методов обследования (у своих коллег). Показатели, характеризующие заболеваемость детского населения кариеса: распространенность, интенсивность, прирост интенсивности. Оценка активности кариеса по методике Виноградовой Т.Ф.

2. Цель: Изучить и освоить методы стоматологических исследований.

3. План проведения занятия:

 

№ пп Э т а п ы Время Материальное оснащение
1. Вступление 10 мин.  
2. Опрос студентов 10 мин.  
3. Ознакомление с работой и правилами поведения в стом.кабинете. Стоматологическое исследования(своих коллег) 60 мин. Стоматологические установки, инструментарий
4. Заключение преподавателя 10 мин.  
  Итого: 90 мин.  

 

4. Контроль исходного уровня знаний:

1) Какие требования выдвигают к оснащению стомат.кабинета?

2) Какие существуют методы сбора анамнеза?

3) Какие методы относятся к основным, а какие к дополнительным методам исследования?

 

5. Содержание занятия:

При обследовании полости рта необходим осмотр всех зубов, а не только того, который, по мнению больного, является причиной боли или неприятных ощущений. Нарушение этого правила может привести к тому, что причина беспокойства больного в первое посещение не будет обнаружена, так как боль может иррадиировать. Осмотр всех зубов в первое посещение необходим также для того, чтобы наметить план лечения, завершающийся санацией полости рта.

Санация полости рта является обязательной при обращении к стоматологу

. Первичный осмотр проводят при помощи зеркала и углового зонда с острым концом. Зеркало дает возможность осмотреть труднодоступные участки, а острый конец зонда скользит по гладкой поверхности эмали, но задерживается на малозаметных трещинах.

ПЕРКУССИЯ – постукивание по зубу пинцетом или ручкой зонда по режущему краю или жевательной поверхности – поможет определить наличие воспалительного процесса в периодонте: при ударе возникает болевое ощущение.

ПАЛЬПАЦИЯ – ощупывание пальцами – помогает определить наличие припухлости или уплотнения на слизистой оболочке, а также подвижность зуба.

ТЕРМОДИАГНОСТИКА позволяет определить реакцию зуба на холод или тепло. Это один из наиболее старых физических методов исследования для определения состояния пульпы.

Зуб орошается из груши или шприца водой определенной температуры: холодной (17 – 22 °С) или горячей (45 – 50 °С). При этом определяется болевая реакция больного на температурное воздействие


Осмотр зубов начинается с нижних моляров, которые осматриваются справа налево, после чего слева направо исследуются верхние зубы. При исследовании каждого зуба отмечается его расположение, форма, устойчивость, оттенок эмали, наличие и состояние пломб и искусственных коронок, наличие кариеса, флюороза и других повреждений твердых тканей, соотношение внеальвеолярной и внутриальвеолярной частей зуба, а также положение зуба относительно окклюзионной поверхности зубного ряда.

Вначале определяют форму зубных рядов. Ряд может быть суженным, симметричным или асимметричным, трепециевидным, U-, V-образным или седловидным. Затем определяется состояние прикуса и число пар зубов-антагонистов. С особым вниманием следует исследовать имеющиеся пломбы. При исследовании зубов необходимо оценить степень минерализации зубной эмали и состояние эмалевых бугров. Необходимо также проанализировать, насколько прорезались и сместились зубы мудрости.

Здоровые зубы обладают белым цветом с голубоватым, серым или желтоватым оттенком. Если зуб приобрел розовый оттенок, это свидетельствует о кровоизлиянии в пульпу зуба или травме связочного аппарата зуба. Если же зубы имеют откровенно желтый оттенок, это говорит о заболевании желтухой. Зубы могут стать темными от частого употребления чая и кофе, коричнево-черными — от постоянного курения, сине-черными — от ягод типа черники, серовато-желтыми — от продолжительного лечения антибиотиками тетрациклиновой группы.

Посредством зондирования анализируется состояние твердых тканей зубов, и если при этой процедуре пациент испытывает болезненные ощущения, значит имеются какие-либо нарушения. Если боль резкая, вероятнее всего, это пульпит. Но боль может и не возникнуть, если заболевание дошло до стадии периодонтита.

При помощи перкуссии — постукивания по режущему краю или жевательной поверхности зуба — выявляют наличие воспаления в периодонте. При легких ударах пинцетом у пациента не должно возникать болезненных ощущений. Причем начинать перкуссию необходимо с зубов, которые, вероятнее всего, здоровы, дабы пациент мог сравнить ощущения между собой.

При осмотре зубов проводится пальпация — обследование при помощи пальцев. Она помогает определить состояние костного основания протезного ложа, тонуса жевательных мышц, степень смещаемости слизистой полости рта. Таким образом, выявляется характер произошедших изменений, например, подвижность зубов, наличие опухолей и мн.др.

Необходимым условием качественного осмотра зубов является проведение температурной диагностики. Это нужно для выявления жизнеспособности пульпы. Самый легкий способ — орошение зубов водой. Правда, не всегда можно выявить, какой именно зуб реагирует. В данной ситуации смоченный водой ватный тампон кладется в кариозную полость или просто соприкасается с зубом. Если от холодного или теплого появляются болезненные ощущения, либо пациент испытывает ноющую боль при небольшом отклонении от температуры, это говорит о воспалении.

Существует также электроодонтодиагностика, благодаря которой можно получить более обширную информацию о состоянии пульпы зуба. Электрометрическое обследование основано на том, что порог возбуждения здоровой пульпы равен от 2 до 6 мкА, а если пульпа реагирует на ток 20-40 мкА, это говорит о воспалении. Реакция на ток 100 мкА говорит о некрозе всей пульпы. Здоровый периодонт реагирует на ток от 100 до 200 мкА, однако при значительных изменениях в периодонте зуб реагирует на ток более 200 мкА.

Помимо перечисленных методов, используется люминесцентная диагностика, основанная на том, что под действием ультрафиолета мягкие и твердые ткани могут менять свой свет. А при препарировании корневого канала проводится апекс-локация — определение длины корневого канала зуба и расстояние до физиологического отверстия. Таковы основные методы, применяемые при осмотре зубов

 

 

Индексы, используемые для оценки состояния зубов. Уровень профилактических мероприятий зависит от здоровья органов полости рта. Ведущую роль в его определении имеют количественные характеристики поражения зубов, определяемые с помощью различных индексов. Одним из основных индексов является интенсивность поражения зубов кариесом. Для его расчета определяют индекс КПУ, где К — количество кариозных (невылеченных) зубов, П — количество леченых (пломбированных) зубов, У — количество удаленных или подлежащих удалению зубов. Сумма (К+П+У) всех пораженных и утраченных зубов характеризует интенсивность кариозного процесса у конкретного человека. Существуют три разновидности этого индекса:

  • КПУ зубов (КПУз) — число кариозных и пломбированных зубов обследуемого;
  • КПУ поверхностей (КПУпов) — число поверхностей зубов пораженных кариесом;
  • КПУполДКПполУ) — абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах.

Последний показатель более адекватен, чем два первых. Для временных зубов используют показатели:

кп — число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса;
кп — число пораженных поверхностей;
кпп — количество кариозных полостей и пломб.

Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитывают. Для сменного прикуса у детей рассчитывают два индекса кп — для временных и КПУ — для постоянных зубов. Общую интенсивность поражения кариесом зубов подсчитывают путем суммирования индексов кп + КПУ.

Таким образом, индексы КПУ и кп позволяют довольно объективно оценить интенсивность поражения зубов кариесом у любого контингента и всего населения в целом. Именно с этой целью их применяют в эпидемиологических обследованиях, используют для расчета необходимой стоматологической помощи населению, для разделения детей на группы по интенсивности поражения и активности течения кариеса. По рекомендациям ВОЗ, индекс КПУ в пределах 6—10 свидетельствует о высокой интенсивности кариозного поражения, 3—5 — умеренной, 1—2 — низкой. Основной группой (индикаторной) ВОЗ предлагает считать 12-летних детей.



Индекс заболеваемости кариесом зубов
в стоматологии определяется путем ежегодного прироста интенсивности кариеса (КПУ I — КПУ II). Предложен метод определения степени активности кариеса зубов у детей по величине индекса КПУ, что не совсем правильно, так как этот индекс не отражает заболеваемости в данный момент.

Для оценки гигиены полости рта в ходе эпидемиологических исследований, проверки эффективности профилактических мероприятий, а также для выявления роли гигиены в этиологии и патогенезе основных стоматологических заболеваний в настоящее время предложено большое количество объективных индексов гигиены. Все они основаны на оценке величины площади зубного налета, его толщины, массы, физико-химических параметров.

Наиболее часто используется модификация по Федорову-Володкиной. В основу положена полуколичественная оценка окраски налета тампонами с раствором Люголя шести фронтальных зубов нижней челюсти (резцов и клыков). При этом окрашивание всей поверхности коронки зуба оценивается в 5 баллов, 3/4 поверхности — 4 балла, У2 поверхности — 3 балла, V4 — 2 балла, отсутствие окрашивания — 1 балл. Индекс гигиены К ср составляет среднюю арифметическую величину баллов окраски зубов:

К ср = К/n


где К — сумма баллов окраски всех обследованных зубов, n — число обследованных зубов. Хороший уровень гигиены характеризуется индексом 1,0—1,3 балла. Чем больше величина индекса, тем хуже гигиена полости рта.

 

 


Один из основных индексов (КПУ) отражает интенсивность поражения зубов кариесом. К означает количество кариозных зубов, П — количество пломбированных зубов, У — количество удаленных или подлежащих удалению зубов. Сумма этих показателей дает представление об интенсивности кариозного процесса у конкретного человека.

Выделяют три вида индекса КПУ:

 

· КПУ зубов (КПУз) — число кариозных и пломбированных зубов обследуемого;

· КПУ поверхностей (КПУпов) — число поверхностей зубов пораженных кариесом;

· КПУпол — абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах.


Для временных зубов используют следующие показатели:

 

· кп — число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса;

· кп — число пораженных поверхностей;

· кпп — количество кариозных полостей и пломб.


Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитываются. У детей при смене зубов применяют сразу два индекса: кп и КПУ. Для определения общей интенсивности заболевания суммируют оба показателя. КПУ от 6 до 10 свидетельствует о высокой интенсивности кариозного поражения, 3-5 — умеренной, 1-2 — низкой.

Эти индексы не дают достаточно объективной картины, так как имеют следующие недостатки:

 

· учитывают и вылеченные, и удаленные зубы;

· могут со временем только возрастать и с возрастом начинают отражать бывшую в прошлом заболеваемость кариесом;

· не позволяют учитывать самые начальные кариозные поражения.


К серьезным недостаткам индексов КПУз и КПУпов относится их недостоверность при увеличении поражений зубов за счет образования новых полостей в леченых зубах, возникновения вторичного кариеса, выпадения пломб и тому подобное.

 

 

Согласно номенклатуре ВОЗ для оценки поражённости зубов кариесом используют три основных показателя:

1. Распространённость заболевания. Это-индекс, определяющимся процентом лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удалённые зубы в том или ином населённом пункте, районе, городе, области.

 

2. Интенсивность поражения зубов кариесом определяется по числу

поражённых кариесом зубов. Для этой цели комитет экспертов ВОЗ по

стоматологии (в 1962г) предложили для взрослых использовать индекс КПУ  (К - кариозный зуб, П - пломбированный, У – удалённый зуб);  для детей с временным или молочным прикусом - кп (к – кариозный, п-пломбированный);  для детей со сменным прикусом – КПУ+кп. Чтобы облегчить сравнительную оценку заболеваемости кариесом на разных контингентах мира, ВОЗ в 1980 году предложила выделять 5 степеней поражённости в зависимости от КПУ у детей 12 лет:

 

1) очень низкая – от 0 до 1,1;

2) низкая – 1,2 – 2,6;

3) умеренная – 2,7-4,4;

4) высокая – 4,5-6,5;

5) очень высокая – 6,6 и выше.

 

Для получения достоверных данных при определении распространённости и

интенсивности кариеса зубов должны осматриваться группы населения с учётом возраста и пола, климато-географических и социально-экономических условий. Обычно обследуются дети в возрасте 5-6 лет, 12 лет, 15 лет, взрослые 35-44 и 65 лет. Наиболее показательными возрастными группами населения являются 12-ти и 15- летние дети.

 

3. Прирост интенсивности или заболеваемости. Определяется у одного и того же лица или контингента через определённый срок (1, 3, 5, 10 лет). Различие в значении показателя между первым и вторым осмотрами и составляет прирост интенсивности кариеса.

С помощью эпидемиологического стоматологического обследования можно

определить распространённость и интенсивность основных стоматологических заболеваний, качество санации полости рта, эффективности профилактики кариеса зубов и болезней пародонта, уровень  гигиенического состояния полости

рта, а также выявить потребность каждого обследуемого в лечении кариеса

зубов, болезней пародонта и слизистой полости рта. Такое обследование

позволяет составить индивидуальный план лечебных и профилактических

мероприятий для каждого пациента

В детском возрасте для конкретизации проведения профилактических мероприятий рекомендуется придерживаться методики Т.Ф. Виноградовой, когда интенсивность кариеса определяется по степени активности кариеса с использованием индексов кп (в период временного прикуса), КПУ + кп (в период сменного прикуса) и КПУ (в период постоянного прикуса).

  • Первая степень активности кариеса (компенсированная форма) — такое состояние зубов, когда индекс кп или КПУ + кп или КПУ не превышает показателей средней интенсивности кариеса, соответствующей возрастной группы; отсутствуют признаки очаговой деминерализации и начального кариеса, выявленные специальными методами.
  • Вторая степень активности кариеса (субкомпенсированная форма) — такое состояние зубов, при котором интенсивность кариеса по индексам кп или КПУ + кп или КПУ больше среднего значения интенсивности для данной возрастной группы на три сигнальных отклонения. При этом отсутствует активно прогрессирующая очаговая деминерализация эмали и начальные формы кариеса.
  • Третья степень активности кариеса (декомпенсированная форма) — такое состояние, при котором показатели индексов кп или КПУ + кп или КПУ превышают максимальный показатель или при меньшем значении КПУ обнаруживаются активно прогрессирующие очаги деминерализации и начальный кариес.

Таким образом, интенсивность кариеса по степени активности оценивается следующими показателями:

1 степень - индекс до 4 (компенсированная)

2 степень - индекс от 4 до 6 (субкомпенсированная)

3 степень - индекс более 6 (декомпенсированная)

Контроль уровня усвоения знаний:

 

1. Как проводится первичный осмотр пациента?

2. Назвать и охарактеризовать основные виды стоматологического осмотра.

3. Рассказать в чем особенность индексов КПУ, КПУ+кп, кп.

4. Какие показатели характеризуют заболеваемость детского населения?

5. Рассказать о степени активности кариеса по методике Виноградовой Т.Ф.

 

 

ТЕСТЫ

 

1. При проведении эпидемиологического обследования детского населения обследуют детей в возрасте:

1. 6,9,12 лет

2. 6,12,15 лет

3. 9,12,15 лет

4. 10 лет

Ответ 2

 

2. Основные методы обследования:

1. расспрос, осмотр, перкуссия, пальпация, термодиагностика

2. расспрос, осмотр, зондирование, перкуссия, пальпация

3. оценка гигиенического состояния, опрос, осмотр, зондирование

4. термодиагностика, Rg

Ответ 2

3. Основной метод обследования:

1. сбор анамнеза

2. Rg – обследование

3. ЭОД

4. цитология

Ответ 1

 

4. Стоматологический инструмент профилактического осмотра:

1. стоматологическое зеркало

2. экскаватор

3. элеватор

4. штопфер

Ответ 1

 

5. Инструментарий для обследования полости рта:

1. зонд угловой, зеркало

2. экскаватор

3. гладилка

4. штопфер

Ответ 1

6. Дополнительные методы обследования:

1. осмотр, зондирование, перкуссия, термодиагностика

2. термодиагностика, электродиагностика, лабораторные методы,

3. опрос, осмотр, зондирование, Rg

4. осмотр, перкуссия, термодиагностика

Ответ 2

7. 1. Интенсивность кариеса пациента выражается:

1. индивидуальная сумма КПУ

2. отношение суммы КПУ к возрасту пациента

3. средний показатель индивидуальной суммы КПУ

4. сумма пораженных зубов

Ответ 1

8. Распространенность кариеса выражается:

1. в абсолютных числах

2. в процентах

3. в соотношении

4. целым числом

Ответ 2

9. Интенсивность кариеса в молочном прикусе:

1. КПУ

2. КПУ+ кп

3. кп

4. КПУ(п)

Ответ 3

10.  Интенсивность кариеса в постоянном прикусе:

1. КПУ

2. КПУ + кп

3. кп

4. КПУ(п)

Ответ 1

11  Считается низкой распространенность кариеса (по ВОЗ):

1. менее 30%

2. менее 50%

3. от 31 до 80%

4. свыше 50%

Ответ 1

12 Считается высокой распространенность кариеса (по ВОЗ):

1. менее 30%

2. менее 50%

3. от 31 до 80%

4. свыше 50%

Ответ 4

13  Интенсивность кариеса в смешанном прикусе:

1. КПУ

2. КПУ + кп

3. кп

4. КПУ(п)

Ответ 2

14. Индекс КПУ:

1. гигиенический

2. пародонтальный

3. интенсивности кариеса

Ответ 3

 

 

 

Задания для самостоятельной работы студентов, УИРС:

В тетрадях для самостоятельной работы записать: тематические планы лекций и практических занятий на семестр, рекомендуемую литературу. Зарисовать основные стоматологические инструменты. Подготовить к следующему занятию и сдать преподавателю «Лист учета практических навыков по курсу профилактики стоматологических заболеваний» в соответствии с образцом.

 

Студент должен знать:

- Сущность профилактики стоматологических заболеваний у детей.

- Задачи учебного курса.

- Режим работы профилактического отделения, его оснащение, инструментарий и его стерилизацию, документацию отделения и её ведение.

 

Студент должен уметь:

- Организовать свою работу в отделении.

- Использовать инструментарий для клинического осмотра пациента.

-  Соблюдать принципы асептики и антисептики.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: