Итоговый контроль знаний

Занятие № 3

Тема: «vii-xii ПАРЫ чЕРЕПНО-МОЗГОВЫх НЕРВов. методики исследования. синдромы поражения»

 

Форма учебного процесса: практическое занятие.

1. Обоснование темы: изучить физиологическую роль VII-XII пар черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения.

2. Цель занятия: научить студентов методике исследования VII-XII пар черепно-мозговых нервов, умению выявить их патологию и локализацию очага поражения.

 

2.1. Студент должен знать:

- Расположение ядер VII-XII пар черепно-мозговых нервов в стволе головного мозга;

- Место выхода корешков нервов из мозга и полости черепа;

- Функции изучаемых черепно-мозговых нервов;

- Симптомы поражения VII-XII пар ЧМН на различных уровнях.

2.2. Студент должен уметь:

- провести исследование VII-XII пар черепно-мозговых нервов;

- выявить симптомы поражения изучаемых нервов;

- поставить топический диагноз, т.е. локализовать очаг поражения;

- исследовать функции мимической мускулатуры лица;

- исследовать состояние вкуса и слюноотделения;

- изучить остроту слуха;

- провести пробы Вебера и Ринне;

- исследовать состояние глотания, фонации и артикуляции речи;

- исследовать силу, тонус объем движений грудино-ключично-сосцевидной мышцы;

- исследовать рефлексы орального автоматизма.

 

 

ООД самостоятельной работы студента

Этапы самостоятельной работы Способы выполнения Вопросы для самоконтроля
1. В процессе: самостоятельной работы с больным выявить жалобы больного на а – нарушение движений мимической мускулатуры лица; б – слезотечение или сухость глаза; в – расстройство вкуса и слюноотделения; г – нарушение слуха (снижение, повышение, шум в ушах); д – нарушение глотания, фонации и артикуляции речи; е – нарушение движений головы. Опрос больного, изучение анамнеза. Какие симптомы характерны для поражения VII, VIII, IX, X, XI и XII пар?
2. Анамнез заболевания: а – причины, приведшие к заболеванию. Изучение анамнеза. Ориентирование на возможность поражения нервной системы.
3. Объективное исследование больного: а – исследование функции мимических мышц, вкуса на передних 2/3 языка; б – исследование остроты слуха и проведение проб Вебера и Ринне; в – исследование подвижности мягкого неба, глотания, глоточного рефлекса, фонации; г – исследование артикуляции речи; д – исследование объема движений грудино-ключичной и сосцевидной мышц, силы и тонуса этих мышц; е – исследование рефлексов орального автоматизма.   Осмотр больного с применением методики исследования черепно-мозговых нервов VII-XII пар. 1.Дать оценку найденным нарушениям; 2.Назвать выявленный синдром; 3.Поставить топический диагноз.

 

  1. Тестовый контроль исходного уровня знаний студентов
Тесты Эталоны ответов
1. Где расположены ядра VII и VIII черепно-мозговых нервов? 1. В варолиевом мосту.  
2. Где расположены ядра IV – XII ЧМН? 2. В продолговатом мозге.  
3. Какие черепно-мозговые нервы составляют каудальную группу? 3. IX – X – XI – XII.  
4. Какой по функции лицевой нерв? 4. Смешанный.  
5. Когда возникает бульбарный паралич? 5. При поражении IX – X – XII черепно-мозговых нервов или их ядер.  
6. Когда возникает псевдобульбарный паралич? 6. При надъядерном поражении кортико-нуклеарных путей для X – XII пар с двух сторон.  
7. Какие расстройства речи возникают при поражении подъязычного нерва? 7. Дизартрия.  
8. Какой паралич возникает при поражении лицевого нерва? 8. Периферический паралич мимических мышц одноименной половины лица.  

 

  1. Задание на самоподготовку

 

Контрольная программа № 1

 

Вопросы для самоподготовки Установочные инструкции Вопросы для самоконтроля
1. Какими функциями обладают VII-XII ЧМН?   Знать о наличии двигательных, чувствительных и вегетативных волокон.   Перечислить двигательные. Чувствительные и вегетативные функции иннервируемых образований.
2. Какие симптомы возникают при периферическом параличе лицевого нерва? Знать клинику паралича.   Возникает периферический паралич мимической мускулатуры одноименной стороны.
3. Какие симптомы возникают при центральном параличе мимических мышц? Знать клинику центрального и периферического паралича мимических мышц. Возникает паралич мышц нижней части лица на противоположной очагу стороне.  
4. Какие симптомы возникают при поражении вестибулярного нерва?   Знать анатомию и физиологию вестибулярного анализатора.. Системное головокружение, сопровождающееся тошнотой и рвотой, нистагм, атаксия.
5. Назовите признаки бульбарного паралича? Знать анатомию и физиологию IX, X, XII нервов. Дизартрия, дисфагия, дисфония. Снижение глоточных рефлексов. Расстройства дыхания и сердечной деятельности.
6. Назовите признаки псевдобульбарного паралича? Знать кортико-нуклеарный путь. Дизартрия, дисфагия, дисфония. Повышение глоточного рефлекса. Рефлексы орального автоматизма. Насильственные эмоции.
7. Назовите признаки поражения добавочного нерва? Знать расположение ядра и зоны иннервации ХI п. Периферический парез трапециевидной и грудино-ключичной мышц; гипотония, гипотрофия этих мышц, кривошея или «свислая голова».
8. Назовите симптомы поражения подъязычного нерва? Знать анатомию и физиологию XII пары. Периферический паралич мышц языка – отклонение языка в сторону поражения, атрофия мышц половины языка, дизартрия.

Итоговый контроль знаний

 

Контрольная программа № 2

 

Задачи I уровня усвоения Эталоны ответов
1. Может ли быть парез мимической мускулатуры при опухоли мосто-мозжечкового угла. 1 – да; 2 – нет.   1
2. Наступит ли глухота при поражении коры височной доли головного мозга с одной стороны. 1. – да; 2 – нет.   2
3. Какой по функции лицевой нерв. 1 – двигательный; 2 – чувствительный; 3 – вегетативный; 4 – смешанный. 4
4. Какие черепно-мозговые нервы составляют каудальную группу. 1 – 1, 2, 6, 8; 2 – 2, 5, 4, 7; 3 – 9, 10, 11, 12.   3
5. Где расположен корковый конец слухового анализатора? 1 – в лобной доле; 2 – в теменной; 3 – височной; 4 – затылочной. 3
6. Назовите симптомы альтернирующего паралича на уровне варолиева моста. 1 – паралич III пары и гемиплегия на стороне очага; 2 – паралич VI пары и гемиплегия на стороне очага; 3 – паралич VI и VII пар на стороне очага; 4 – центральная гемиплегия на противоположной стороне. 3, 4
7. Назовите альтернирующие параличи на уровне продолговатого мозга: 1– центральный парез VII и XII пар и центральная гемиплегия на противоположной стороне; 2 – периферический парез IХ, X и XII пар на стороне очага и центральная гемиплегия на противоположной стороне.   2

 

 

Задачи II уровня усвоения Эталоны ответов
1. Симптомы поражения ядра глазодвигательного нерва: а – птоз верхнего века; б – экзофтальм; в – расходящееся косоглазие; г – диплопия; д – мидриаз; е – паралич аккомодации. а, б, в, г, д, е.
2. Симптом поражения ядра лицевого нерва: а – паралич мимической мускулатуры на своей стороне; б – сухость глаза; в – гиперакузия; г – утрата вкусовой чувствительности на передних 2/3 языка. а, б, в, г
3. Симптомы периферического паралича лицевого нерва: а – невозможность нахмурить брови; б – закрыть глаза; в – надуть щеки; г – наморщить лоб; д – оскалить зубы; е – сглажена носогубная складка; ж – лагофтальм. а, б, в, г, д, е, ж.
4. Признаки бульбарного паралича: а – дисфония; б – дисфагия; в – дизартрия; г – отсутствие глоточных рефлексов; д – парез мягкого неба; е – парез голосовых связок; ж – гипотрофия и девиация языка в одноименную сторону. а, б, в, г, д, е, ж
5. Признаки поражения лицевого нерва в мосто-мозжечковом углу: а – периферический парез мимической мускулатуры; б – сухость глаза; в – снижение или отсутствие слуха на одноименное ухо; г – утрата вкусовой чувствительности; д – боли в заушной области; е – мозжечковая атаксия на одноименной стороне. а, б, в, г, д, е.

 


 

Задачи III уровня усвоения Эталоны ответов
1. У больного не закрывается левый глаз, опущен левый угол рта, на этой же стороне отсутствуют сокращения мышц лба, брови, щеки, угла рта. Определите характер поражения.   Периферический паралич мышц левой половины лица.
2. У больного справа отмечается несмыкание век, невозможность поднять бровь, отставание угла рта при улыбке. Слева – центральная гемиплегия. Назовите синдром. При повреждении каких структур он наблюдается?   Альтернирующий синдром Мийяр-Гублера. Наблюдается при поражении варолиева моста (ядра лицевого нерва и пирамидного пути справа).
3. У больного справа периферический парез лицевого нерва, шум в правом ухе и снижение слуха, гипестезия на правой половине лица, промахивание при пальце-носовой пробе справа, шаткость при ходьбе вправо. Укажите, где локализуется процесс? Правый мосто-мозжечковый угол.
4. У больного атрофия и фибриллярные подергивания мышц левой половины языка. Язык при высовывании отклоняется влево. Справа спастический гемипарез. Назовите синдром и локализацию очага поражения. Альтернирующий синдром Джексона. Наблюдается при поражении продолговатого мозга (ядра подъязычного нерва и пирамидного пути).
5. Речь с носовым оттенком, поперхивание при глотании, мягкое небо при фонации неподвижно, глоточный рефлекс отсутствует, атрофия и фибрилляция мышц языка с обеих сторон. Назовите синдром и локализацию патологического очага Бульбарный синдром вследствие поражения ядер IX-X-XII пар в продолговатом мозге.
6. У больного дисфагия, дисфония, дизартрия, ограничение движений языка при отсутствии атрофии мышц языка. Глоточный рефлекс усилен. Вызываются рефлексы орального автоматизма и насильственный плач. Назовите синдром и локализацию очага поражения. Псевдобульбарный синдром вследствие двустороннего поражения корково-ядерных пирамидных путей.
   

 

 

Литература

 

Основная литература:

  1. Гусев, Евгений Иванович. Неврология и нейрохирургия в 2т.: учебник с приложением на компакт диске /Е.И. Гусев, А.Н. Коновалов, В.И.Скворцова.-М.: ЭОТАР- Медиа, 2007- ISBN 978-5-9704-0577-2
  2. Триумфов, Андрей Васильевич. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: краткое руководство/А.В.Триумфов. 16-е изд. –М.: МЕДпресс-информ, 2009.- 264 с.- ISBN 5-98322-282-2 Руководство.
  3. Cкоромец, Александр Анисимович. Нервные болезни: учебное пособие для студ. Мед. вузов /А.А. Скоромец, А.П. Скоромец, Т.А. Скоромец.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: МЕД пресс -информ, 2007.-552 с.: ил. ISBN 5-98322-277-5
  4. Нервные болезни:учебник для стом. Фак. мед. вузов /М.Н.Пузин

       (и др.); ред. М.Н.Пузин.- М.: Медицина, 1997.- 336 с.

5. Болезни нервной системы: руководство для врачей в 2т. /ред. Н.Н.Яхно.- М.; Медицина,2005.-4-е изд., перераб. и доп.-512 с.

Скоромец, Т.А.Скоромец.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2009.- 480 с.: ил.УЧД-Учебник, УЧД - Рекомендовано медсоветом ВУЗа

 

 


Дополнительная литература

1. А.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: