Занятие № 3
Тема: «vii-xii ПАРЫ чЕРЕПНО-МОЗГОВЫх НЕРВов. методики исследования. синдромы поражения»
Форма учебного процесса: практическое занятие.
1. Обоснование темы: изучить физиологическую роль VII-XII пар черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения.
2. Цель занятия: научить студентов методике исследования VII-XII пар черепно-мозговых нервов, умению выявить их патологию и локализацию очага поражения.
2.1. Студент должен знать:
- Расположение ядер VII-XII пар черепно-мозговых нервов в стволе головного мозга;
- Место выхода корешков нервов из мозга и полости черепа;
- Функции изучаемых черепно-мозговых нервов;
- Симптомы поражения VII-XII пар ЧМН на различных уровнях.
2.2. Студент должен уметь:
- провести исследование VII-XII пар черепно-мозговых нервов;
- выявить симптомы поражения изучаемых нервов;
- поставить топический диагноз, т.е. локализовать очаг поражения;
- исследовать функции мимической мускулатуры лица;
- исследовать состояние вкуса и слюноотделения;
|
|
- изучить остроту слуха;
- провести пробы Вебера и Ринне;
- исследовать состояние глотания, фонации и артикуляции речи;
- исследовать силу, тонус объем движений грудино-ключично-сосцевидной мышцы;
- исследовать рефлексы орального автоматизма.
ООД самостоятельной работы студента
Этапы самостоятельной работы | Способы выполнения | Вопросы для самоконтроля |
1. В процессе: самостоятельной работы с больным выявить жалобы больного на а – нарушение движений мимической мускулатуры лица; б – слезотечение или сухость глаза; в – расстройство вкуса и слюноотделения; г – нарушение слуха (снижение, повышение, шум в ушах); д – нарушение глотания, фонации и артикуляции речи; е – нарушение движений головы. | Опрос больного, изучение анамнеза. | Какие симптомы характерны для поражения VII, VIII, IX, X, XI и XII пар? |
2. Анамнез заболевания: а – причины, приведшие к заболеванию. | Изучение анамнеза. | Ориентирование на возможность поражения нервной системы. |
3. Объективное исследование больного: а – исследование функции мимических мышц, вкуса на передних 2/3 языка; б – исследование остроты слуха и проведение проб Вебера и Ринне; в – исследование подвижности мягкого неба, глотания, глоточного рефлекса, фонации; г – исследование артикуляции речи; д – исследование объема движений грудино-ключичной и сосцевидной мышц, силы и тонуса этих мышц; е – исследование рефлексов орального автоматизма. | Осмотр больного с применением методики исследования черепно-мозговых нервов VII-XII пар. | 1.Дать оценку найденным нарушениям; 2.Назвать выявленный синдром; 3.Поставить топический диагноз. |
|
|
- Тестовый контроль исходного уровня знаний студентов
Тесты | Эталоны ответов |
1. Где расположены ядра VII и VIII черепно-мозговых нервов? | 1. В варолиевом мосту. |
2. Где расположены ядра IV – XII ЧМН? | 2. В продолговатом мозге. |
3. Какие черепно-мозговые нервы составляют каудальную группу? | 3. IX – X – XI – XII. |
4. Какой по функции лицевой нерв? | 4. Смешанный. |
5. Когда возникает бульбарный паралич? | 5. При поражении IX – X – XII черепно-мозговых нервов или их ядер. |
6. Когда возникает псевдобульбарный паралич? | 6. При надъядерном поражении кортико-нуклеарных путей для X – XII пар с двух сторон. |
7. Какие расстройства речи возникают при поражении подъязычного нерва? | 7. Дизартрия. |
8. Какой паралич возникает при поражении лицевого нерва? | 8. Периферический паралич мимических мышц одноименной половины лица. |
- Задание на самоподготовку
Контрольная программа № 1
Вопросы для самоподготовки | Установочные инструкции | Вопросы для самоконтроля |
1. Какими функциями обладают VII-XII ЧМН? | Знать о наличии двигательных, чувствительных и вегетативных волокон. | Перечислить двигательные. Чувствительные и вегетативные функции иннервируемых образований. |
2. Какие симптомы возникают при периферическом параличе лицевого нерва? | Знать клинику паралича. | Возникает периферический паралич мимической мускулатуры одноименной стороны. |
3. Какие симптомы возникают при центральном параличе мимических мышц? | Знать клинику центрального и периферического паралича мимических мышц. | Возникает паралич мышц нижней части лица на противоположной очагу стороне. |
4. Какие симптомы возникают при поражении вестибулярного нерва? | Знать анатомию и физиологию вестибулярного анализатора.. | Системное головокружение, сопровождающееся тошнотой и рвотой, нистагм, атаксия. |
5. Назовите признаки бульбарного паралича? | Знать анатомию и физиологию IX, X, XII нервов. | Дизартрия, дисфагия, дисфония. Снижение глоточных рефлексов. Расстройства дыхания и сердечной деятельности. |
6. Назовите признаки псевдобульбарного паралича? | Знать кортико-нуклеарный путь. | Дизартрия, дисфагия, дисфония. Повышение глоточного рефлекса. Рефлексы орального автоматизма. Насильственные эмоции. |
7. Назовите признаки поражения добавочного нерва? | Знать расположение ядра и зоны иннервации ХI п. | Периферический парез трапециевидной и грудино-ключичной мышц; гипотония, гипотрофия этих мышц, кривошея или «свислая голова». |
8. Назовите симптомы поражения подъязычного нерва? | Знать анатомию и физиологию XII пары. | Периферический паралич мышц языка – отклонение языка в сторону поражения, атрофия мышц половины языка, дизартрия. |
Итоговый контроль знаний
Контрольная программа № 2
Задачи I уровня усвоения | Эталоны ответов |
1. Может ли быть парез мимической мускулатуры при опухоли мосто-мозжечкового угла. 1 – да; 2 – нет. | 1 |
2. Наступит ли глухота при поражении коры височной доли головного мозга с одной стороны. 1. – да; 2 – нет. | 2 |
3. Какой по функции лицевой нерв. 1 – двигательный; 2 – чувствительный; 3 – вегетативный; 4 – смешанный. | 4 |
4. Какие черепно-мозговые нервы составляют каудальную группу. 1 – 1, 2, 6, 8; 2 – 2, 5, 4, 7; 3 – 9, 10, 11, 12. | 3 |
5. Где расположен корковый конец слухового анализатора? 1 – в лобной доле; 2 – в теменной; 3 – височной; 4 – затылочной. | 3 |
6. Назовите симптомы альтернирующего паралича на уровне варолиева моста. 1 – паралич III пары и гемиплегия на стороне очага; 2 – паралич VI пары и гемиплегия на стороне очага; 3 – паралич VI и VII пар на стороне очага; 4 – центральная гемиплегия на противоположной стороне. | 3, 4 |
7. Назовите альтернирующие параличи на уровне продолговатого мозга: 1– центральный парез VII и XII пар и центральная гемиплегия на противоположной стороне; 2 – периферический парез IХ, X и XII пар на стороне очага и центральная гемиплегия на противоположной стороне. | 2 |
|
|
Задачи II уровня усвоения | Эталоны ответов |
1. Симптомы поражения ядра глазодвигательного нерва: а – птоз верхнего века; б – экзофтальм; в – расходящееся косоглазие; г – диплопия; д – мидриаз; е – паралич аккомодации. | а, б, в, г, д, е. |
2. Симптом поражения ядра лицевого нерва: а – паралич мимической мускулатуры на своей стороне; б – сухость глаза; в – гиперакузия; г – утрата вкусовой чувствительности на передних 2/3 языка. | а, б, в, г |
3. Симптомы периферического паралича лицевого нерва: а – невозможность нахмурить брови; б – закрыть глаза; в – надуть щеки; г – наморщить лоб; д – оскалить зубы; е – сглажена носогубная складка; ж – лагофтальм. | а, б, в, г, д, е, ж. |
4. Признаки бульбарного паралича: а – дисфония; б – дисфагия; в – дизартрия; г – отсутствие глоточных рефлексов; д – парез мягкого неба; е – парез голосовых связок; ж – гипотрофия и девиация языка в одноименную сторону. | а, б, в, г, д, е, ж |
5. Признаки поражения лицевого нерва в мосто-мозжечковом углу: а – периферический парез мимической мускулатуры; б – сухость глаза; в – снижение или отсутствие слуха на одноименное ухо; г – утрата вкусовой чувствительности; д – боли в заушной области; е – мозжечковая атаксия на одноименной стороне. | а, б, в, г, д, е. |
Задачи III уровня усвоения | Эталоны ответов |
1. У больного не закрывается левый глаз, опущен левый угол рта, на этой же стороне отсутствуют сокращения мышц лба, брови, щеки, угла рта. Определите характер поражения. | Периферический паралич мышц левой половины лица. |
2. У больного справа отмечается несмыкание век, невозможность поднять бровь, отставание угла рта при улыбке. Слева – центральная гемиплегия. Назовите синдром. При повреждении каких структур он наблюдается? | Альтернирующий синдром Мийяр-Гублера. Наблюдается при поражении варолиева моста (ядра лицевого нерва и пирамидного пути справа). |
3. У больного справа периферический парез лицевого нерва, шум в правом ухе и снижение слуха, гипестезия на правой половине лица, промахивание при пальце-носовой пробе справа, шаткость при ходьбе вправо. Укажите, где локализуется процесс? | Правый мосто-мозжечковый угол. |
4. У больного атрофия и фибриллярные подергивания мышц левой половины языка. Язык при высовывании отклоняется влево. Справа спастический гемипарез. Назовите синдром и локализацию очага поражения. | Альтернирующий синдром Джексона. Наблюдается при поражении продолговатого мозга (ядра подъязычного нерва и пирамидного пути). |
5. Речь с носовым оттенком, поперхивание при глотании, мягкое небо при фонации неподвижно, глоточный рефлекс отсутствует, атрофия и фибрилляция мышц языка с обеих сторон. Назовите синдром и локализацию патологического очага | Бульбарный синдром вследствие поражения ядер IX-X-XII пар в продолговатом мозге. |
6. У больного дисфагия, дисфония, дизартрия, ограничение движений языка при отсутствии атрофии мышц языка. Глоточный рефлекс усилен. Вызываются рефлексы орального автоматизма и насильственный плач. Назовите синдром и локализацию очага поражения. | Псевдобульбарный синдром вследствие двустороннего поражения корково-ядерных пирамидных путей. |
|
|
Литература
Основная литература:
- Гусев, Евгений Иванович. Неврология и нейрохирургия в 2т.: учебник с приложением на компакт диске /Е.И. Гусев, А.Н. Коновалов, В.И.Скворцова.-М.: ЭОТАР- Медиа, 2007- ISBN 978-5-9704-0577-2
- Триумфов, Андрей Васильевич. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: краткое руководство/А.В.Триумфов. 16-е изд. –М.: МЕДпресс-информ, 2009.- 264 с.- ISBN 5-98322-282-2 Руководство.
- Cкоромец, Александр Анисимович. Нервные болезни: учебное пособие для студ. Мед. вузов /А.А. Скоромец, А.П. Скоромец, Т.А. Скоромец.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: МЕД пресс -информ, 2007.-552 с.: ил. ISBN 5-98322-277-5
- Нервные болезни:учебник для стом. Фак. мед. вузов /М.Н.Пузин
(и др.); ред. М.Н.Пузин.- М.: Медицина, 1997.- 336 с.
5. Болезни нервной системы: руководство для врачей в 2т. /ред. Н.Н.Яхно.- М.; Медицина,2005.-4-е изд., перераб. и доп.-512 с.
Скоромец, Т.А.Скоромец.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2009.- 480 с.: ил.УЧД-Учебник, УЧД - Рекомендовано медсоветом ВУЗа
Дополнительная литература
1. А.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983